Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 116 2016

Юлий Перевезенцев, Борис Трофимов, Анастасия Коваленкова

Homo Libri

О Елене Трофимовой с полным основанием можно сказать: она подлинный Homo Libri. Вся ее жизнь так или иначе связана с книгой.

Она неистовый книгочей, фанат книги в любых ее проявлениях, от источника познания до предмета искусства. У нее не было проблем с выбором профессии. Родившись в семье талантливого иллюстратора Александра Андреевича Васина (1915–1971), не задумываясь стала художником и первые работы сделала еще будучи студенткой. Всего же она оформила около ста книг, заслужив репутацию успешного иллюстратора. Однако диапазон ее творческих интересов и возможностей гораздо шире.

Трофимова — интеллектуал, тонко чувствующий литературу и искусство, человек, наделенный поэтическим даром, острый полемист и педагог с оригинальной методологией преподавания изобразительного искусства.

Что же касается книги как продукта культуры, то создание ее — сложный многоуровневый процесс, результат творческого взаимодействия людей многих профессий. И работа над иллюстрациями тесно связана со всем издательским комплексом, подчас ограничивающим художника множеством условий.

В каждом иллюстративном замысле пересекаются три действительности: мир, изображенный в литературном произведении, мир писателя и мир иллюстратора. Художник должен учесть и увязать все эти данности. В треугольнике «писатель, иллюстратор, читатель» задача художника — не мешать читателю и сделать книгу произведением искусства.

В своих лучших иллюстративных циклах Трофимова, как опытный лоцман, успешно преодолевает все преграды и ограничения. Ранние работы чаще черно-белые, жестко графические, более условные и стилизованные. Их отличает ясная структурность формы. В более поздних преобладает живописное начало, художник исследует взаимоотношения цвета и пластической формы. Они более пространственны и реалистичны, что отвечает литературным источникам — по большей части это русская классика XIX века. В каждой серии своя мера условности. Лучшие отличает тонкое и точное соответствие литературному произведению, передающее аромат эпохи.

В каждом цикле своя интонация, свой особый звук. Трофимова хорошо знакома с материальной историей разных эпох, а пространственно-ритмическая организация пластических форм — сильная сторона ее дарования.

Последние годы Елена Трофимова не работает в книге. Она полностью, со всей страстью погрузилась в преподавание и искусствоведческие изыскания — и в этом преуспела так же, как в деятельности художника-иллюстратора.

Юлий Перевезенцев

Мне довелось сканировать иллюстрации Елены Трофимовой для книги С.Аксакова «Семейная хроника».

Это тихая и неторопливая процедура. Наконец появляется первая картинка на мониторе. Юная румяная особа с куклой на качелях, дом, игрушечный или настоящий, рядом мяч или садовая скульптура — шар, вдали лес и еще небольшой штрих: ленты на ветру, привязанные к качелям и украшавшие недавний праздник, и еще маленькая бегущая тень от качелей на лугу — пространство Аксакова, воздух и масштаб, история и реальность. На мониторе можно очень сильно увеличить изображение, в реальности же эта иллюстрация небольшого формата, практически миниатюра. Невероятный масштаб, и нет границ изображения между одной и другой картиной. Вот барский дом, крутой спуск к реке, тихий омут, мостки оканчиваются мальчиком с удочкой, он крошечный, но все пространство земли и дома на иллюстрации — ради него и для него, он центр. Мы парим надо всем этим и как бы выбираем интересное: узнаваемые тропинки, тень под берегом, тишину. Масштаб не только линейный, но и философский, на уровне собственных впечатлений от подобных мест. Когда иллюстрация становится одной из приветливых участниц в компании «автор, текст, иллюстрация, читатель», тогда книга получает почетное место на книжной полке. Аксаков, Радищев, Данте, Брехт… Выставка Елены Трофимовой «Homo Libri» — очередной праздник книги.

Борис Трофимов

Каждая книга имеет свое звучание. Ты открываешь этот тихий предмет, перед тобой черные значки и картинки. А в тебе, читающем, открывается новый мир, и то, как он зазвучит, сильно зависит от художника книги.

Бывают книги кричащие, бывают смеющиеся. Есть книги, тревожно вопрошающие.

А есть…

Вот я и подошла к той тайне, которая для меня — главная в иллюстрациях Елены Трофимовой.

Это тайна тишины. Иллюстрации этого художника наполнены, до краев наполнены тишиной звучащей.

Поглядите на картинки к Данте.

Послушайте, как звучит у Трофимовой Аксаков.

А что звучит в пространстве ее пейзажей? Тишина…

В иллюстрациях Трофимовой — тишина полнозвучная.

Она не звенящая. Нет. И не тишина одиночества.

Передо мной, на листе, тишина, вобравшая всю жизнь, судьбы, думы, беспокойства, блуждания и озарения…

Вобравшая в себя и остановившаяся, замершая в своей полноте. Такая, что «слышно, как в полях растет трава». Пожалуй, это тишина откровения.

Но нет в ней патетики, а есть внимательное понимание и приятие жизни.

И что-то еще, о чем не скажешь.

Может, часть тайны этой тишины в том, как Елена Трофимова изображает воздух? Воздух — важный герой ее иллюстраций. Он — между вами и мальчиком с удочкой на том берегу, густой и прозрачный одновременно, тоже полный… Не воздух ли держит полнозвучную тишину?

То, как художник пишет фактуру цвета, сама глубина письма — не она ли хранит в себе безмолвие?

Я не хочу открывать эту тайну.

Я смотрю и слушаю.

Вот на странице застыли на миг герои «Vita nova»… Тихо все.

И кажется, что сейчас прозвучит Слово.

Оно и прозвучит.

Анастасия Коваленкова

Елена Трофимова

Елена Трофимова

С.Аксаков. Семейная хроника. 1989. Бумага, акварель

С.Аксаков. Семейная хроника. 1989. Бумага, акварель

Данте Алигьери. Вита Нова. 1982. Бумага, карандаш

Данте Алигьери. Вита Нова. 1982. Бумага, карандаш

Б.Брехт. Мамаша Кураж и ее дети. 1965. Мелованная бумага, тушь

Б.Брехт. Мамаша Кураж и ее дети. 1965. Мелованная бумага, тушь

С.Аксаков. Семейная хроника. 1989. Бумага, акварель

С.Аксаков. Семейная хроника. 1989. Бумага, акварель

А.Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву. 1988. Бумага, акварель, тушь, перо

А.Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву. 1988. Бумага, акварель, тушь, перо

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru