Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 116 2016

Виктория Меняйло

Чудов монастырь Московского Кремля

Светлой памяти Владимира Дмитриевича Сарабьянова — блистательного ученого, замечательного педагога и выдающегося реставратора, открывшего нам новые страницы древнерусской живописи.

Церковное предание сохранило память о строительстве в Москве братом великого князя Александра Невского — князем Михаилом Ярославовичем Хоробритом деревянной церкви во имя архангела Михаила, покровителя воинов. Летописи свидетельствуют, что первый каменный храм архангелу в Московском Кремле был возведен в 1333 году по приказу великого князя Ивана Даниловича Калиты. Через 32 года в Кремле появляется еще один храм в честь праздника Чуда архангела Михаила в Хонех, который становится собором Чудова монастыря. То обстоятельство, что в восточной части цитадели Москвы на очень небольшом расстоянии друг от друга находились два храма, посвященных архангелу Михаилу, свидетельствует об особом почитании великими князьями московскими главы воинства небесного: как предводитель московского воинства, великий князь просил о помощи и покровительстве архистратига Михаила. Архангельский собор Московского Кремля стал усыпальницей великих князей. Другая история, охватывающая иные сферы русской духовной жизни, связана с устроением монастыря, престол которого был посвящен празднику Чуда архангела Михаила в Хонех.

Первая Софийская летопись сообщает о поездке митрополита Алексия в 1357 году в Орду1. Летописец отметил: «…многу истому приим от татар, б<о>жиею помощью и пр<е>ч<и>стыя его м<а>т<е>ре м<о>л<и>твою цел и здрав от насилия поганых выеде на Русь». В третьей редакции жития митрополита Алексия, вошедшей в Никоновскую летопись, отмечено, что митрополит исцелил в Орде от слепоты ханшу Тайдулу2, которая подарила ему в Московском Кремле землю, принадлежавшую ханам. Предание гласит, что исцеление произошло в праздник Чуда архангела Михаила в Хонех. После возвращения в Москву митрополит Алексий устраивает монастырь в честь этого праздника в знак благодарности архангелу Михаилу за помощь в Орде.

Чудо в Хонех для наших предков было свидетельством торжества веры над премудростью язычников. По преданию, рядом с селением Хони (античный город Иераполис, расположенный на территории современной Турции — на месте Памуккале) был теплый источник и около него храм, посвященный архангелу Михаилу. Искупавшиеся в источнике часто получали исцеление и принимали крещение в храме. Язычники решили прекратить почитание архангела Михаила. Для этого они соединили запрудами две реки и направили поток на храм. С юности до глубокой старости при храме прислуживал праведный Архип; выйдя из храма, он обратился к архангелу с молитвой, прося его о заступничестве. Сойдя с небес, архангел Михаил ударил посохом перед несущимся с гор потоком воды. Поток устремился в расщелину, и храм по молитве праведника был спасен. Для русских в XIV веке Чудо в Хонех было свидетельством посрамления язычников и всевышней помощи, дающейся по молитве.

Древнейшие письменные упоминания о Чудовом монастыре донесли до нас летописи, отмечающие строительство каменного монастырского собора в 1365 году3. Его основатель, митрополит Алексий, был наставником Дмитрия Донского, который в девятилетнем возрасте после смерти отца — великого князя Ивана Ивановича стал великим князем. Возглавлявший московскую власть в дни малолетства великого князя тысяцкий и святитель Алексий, митрополит Московский, завещал похоронить себя в Чудовом монастыре. Дмитрий Донской исполнил завещание своего наставника и похоронил митрополита Алексия в Благовещенском приделе, на южной стороне собора Чуда в Хонех.

В 1431 году во время литургии в соборе от ветхости обрушились своды Благовещенского придела, но никто из служивших и присутствовавших на службе не пострадал. При расчистке руин были обнаружены нетленные мощи святителя Алексия, которые стали монастырской, а вскоре и общерусской святыней4. В 1471 году, перед походом на Новгород, великий князь Иван III молился в Благовещенском приделе церкви Чуда в Хонех5. Таким образом письменный источник подтверждает существование Благовещенского придела во втором каменном храме, построенном вскоре после падения сводов в 1431 году. Около 1448 года епископ Пермский Питирим пишет стихиры и канон в память святого митрополита Московского Алексия. Канонизация учителя великого князя Димитрия Донского состоялась в XV веке при митрополите Ионе. В 1501–1503 годах собор Чуда в Хонех по приказу государя всея Руси великого князя Ивана III был разобран и выстроен заново на том же месте. Храм, освященный в 1503 году6, стоял в Чудовом монастыре до взрыва в декабре 1929 года.

Письменные источники позволяют в какой-то мере реконструировать вид храмов Чудова монастыря и их внутреннее убранство. Опись имущества монастыря 1701 года сохранила сведения об облике церкви Чуда в Хонех начала XVI века, в ней она названа пятиглавой7. На плане Московского Кремля времени царя Бориса Годунова, «Кремленограде», выполненном около 1600 года, храм Чудова монастыря изображен с пятью главами, позакомарным покрытием и крытой галереей, огибавшей его с трех сторон — южной, западной и северной. На этом плане справа (с севера) видно высокое крыльцо на арках, ведущее на галерею. Это изображение свидетельствует, что храм стоял на высоком цоколе. Исследователи XIX – начала XX века обратили внимание на то, что подвалы выложены из белого камня, а стены возведены из кирпича, что указывает на разное время строительства. С их точки зрения кирпичные стены в 1501–1503 годах были поставлены на старом белокаменном основании храма, построенного либо в 1365-м, либо в 1431 году.

В своей работе на эту тему В.П.Выголов опубликовал два снимка белокаменных подвалов церкви Чуда в Хонех и доказывал, что они древнее стен, построенных из кирпича8. Белокаменные блоки видны на фотографии церкви во имя святителя Ермогена, патриарха Московского. Церковь устроил в подклете и освятил владыка Арсений (Жадановский) в 1913 году9. В настоящее время ученые считают, что белокаменные подвалы и кирпичные стены были построены одновременно, в 1501–1503 годах, под влиянием итальянских зодчих, работавших в то время в Москве. Подтверждением этой точки зрения служит терракотовый декор храма с рисунком явно итальянского происхождения. Терракотовый орнамент украшал главу, стены собора и его южный портал. Монастырь и его собор располагались около кремлевской стены, выходившей на Красную площадь, там находились торговые ряды и посад, где часто возникали пожары. Особенно сильно монастырь горел в 1547, 1626 и в 1737 годах.

В XVIII–XIX веках Чудовский собор пережил серьезные ремонтные работы. Поновление при митрополите Платоне в 1779 году сильно изменило облик храма начала XVI века. C него сняли четыре главки, растесали окна, разобрали каменную паперть, окружавшую храм, переложили входы в подклеты, изменили формы покрытия с позакомарного на четырехскатное.

Постепенно Чудов монастырь стал крупным культурным центром Московской Руси. Здесь писали летописи, переводили и переписывали книги, украшали их миниатюрами. В конце XVI века в Чудовом монастыре была устроена школа для юношей.

Каменная церковь во имя митрополита Московского Алексия была поставлена в Чудовом монастыре архимандритом Геннадием Гонзовым в 1483 году10. Храм простоял до 1680 года, когда его разобрали и заново построили по чертежу, присланному царем Федором Алексеевичем. Освящение нового комплекса храмов и торжественное перенесение чудотворных мощей состоялись уже после смерти молодого царя, в 1686 году, при царях Иоанне, Петре и их сестре царевне Софье. Новый комплекс состоял из трех храмов: святителя Алексея, митрополита Московского, Благовещения и домовой церкви, а также трапезных перед храмами и помещений под ними. М.В.Красовский писал: «Церкви эти образуют одно целое здание, в состав которого входят два сообщающихся аркой помещения для молящихся, два трехапсидных алтаря и две обширных трапезных, к которым с запада примыкают лестницы, паперть, домовая церковь и митрополичьи покои»11. Домовая церковь была освящена в 1687 году во имя апостола Андрея Первозванного. В 1737 году ее переименовали в Крестовоздвиженскую и сделали больничной. В 1812 году храм был поруган и с 1814 года упразднен. Восстановили его с посвящением апостолу Андрею при митрополите Московском Макарии (1879–1881).

Страшные пожары погубили древние иконы и стенописи Чудова монастыря. По описи приема церковного имущества в 1919 году, в монастыре не сохранилось ни одной иконы XIV, XV или XVI веков. До нашего времени дошел уникальный иконостас собора Чуда архангела Михаила в Хонех, который был написан после Троицкого пожара 1626 года, то есть при патриархе Филарете Никитиче и царе Михаиле Федоровиче Романове.

Во время майского пожара 1626 года и после него Чудов монастырь был патриаршим монастырем в Московском Кремле, и возглавлял его очень близкий патриарху Филарету Никитичу человек — его духовный отец архимандрит Геннадий.

Чудовские иконы неоднократно привлекали внимание исследователей, но весь комплекс иконостаса до сих пор не опубликован. В археологических и историко-статистических описаниях Чудова монастыря И.М.Снегирева, А.Ратшина, иеромонаха Иоаникия, И.Е.Забелина, Н.А.Скворцова упомянуто только количество икон в рядах иконостаса12. Впервые культурно-историческая и художественная ценность иконостаса церкви Чуда в Хонех отмечена в труде П.П.Муратова, датировавшего его временем после пожара 1626 года13. К сожалению, исследователь не привел никаких аргументов в пользу этой датировки. Н.Е.Мнева и В.Г.Брюсова, так же как П.П.Муратов, иконы деисусного, праздничного, пророческого, праотеческого рядов датируют концом 20-х годов XVII века14.

В расходных книгах Патриаршего казенного приказа сохранилась запись о панихиде 28 января 1627 года в Успенском соборе «по патриархах и по митрополитах московских». Эту службу совершили патриарх Филарет Никитич с митрополитом Сарским и Подонским Павлом, с «архиепископы, архимандриты, игумены и протопопы». Согласно традиции, за службу заплатили из патриаршей казны. В расходной книге записано: «Чудовскому архимандриту Государеву патриархову д<у>ховнику Гена<д>ю полтина»15. П.М.Строев знал документы 1626–1627 годов, упоминавшие имя архимандрита Геннадия, но не назвал их и не отметил, что архимандрит Геннадий был духовником патриарха Филарета16.

Летописи и запись в Дворцовых разрядах отмечают, что через год после пожара (6 мая 1627 года) в Чудовом монастыре крестили первенца царя Михаила — царевну Ирину Михайловну. Ее восприемниками от купели были келарь Троице-Сергиева монастыря иеромонах Александр Булатников и мать царицы Анна Константиновна Стрешнева17. Царь Михаил Федорович и патриарх Филарет Никитич присутствовали на литургии и при крещении. Трудно допустить, что торжественная церемония крещения первенца царя совершалась в монастыре, в храмах которого стояли обгоревшие иконостасы. Скорее всего, в 1627 году уже были написаны новые иконостасы или хотя бы заново собраны их местные ряды.

В описи 1701 года при описании иконостаса отмечено: «Над царскими дверми деисусов четыре пояса, а в них образов: В первом поясе пятнадцать образов оклады басемные, венцы резные серебряные позолочены. Во втором поясе праздников шеснатцать образов оклады басемные, венцы резные, серебряные, позолочены. В третьем поясе пророков пятнадцать образов. Оклады и венцы басемные. У Богородицына образа венцы резные. Все серебряные. Позолочено. В четвертом же поясе праотцы пятнадцать же образов. Оклады и венцы басемные серебряные позолочены»18. Древнейшая из сохранившихся опись имущества Чудова монастыря перечисляет ряды высокого иконостаса, создававшегося по строгим иконографическим канонам, но с нюансами. Изображениями определенных святых, введением текстов на свитках иконописцы умели донести до современников разные идеи.

Количество икон в главном иконостасе не изменилось на протяжении XVIII–XX веков, что подтверждают описи монастырского имущества 1772, 1829 и 1861 годов, документы по приемке церковного имущества 1919 года и рабочие дневники 1929 года19. В описи 1772 года указаны утраты некоторых венцов и обломанные части басменных окладов, подробно описанные в 1701 году. В описях 1829 и 1861 годов иконы главного иконостаса церкви Чуда в Хонех перечисляются уже без серебряных уборов. Вероятно, оклады были похищены в 1812 году французами. Темный фон этих икон и характерные следы от гвоздей на полях и фоне свидетельствуют, что писали их под оклад. Серебряные, басменные оклады икон из иконостаса церкви Ризположения (домовая церковь патриархов в первой половине XVII века), стоявшей на патриаршем дворе в Московском Кремле, сохранились до нашего времени. Ризположенский иконостас был написан в 1626–1627 годах20. Его иконы являются ближайшей аналогией иконам из иконостаса церкви Чуда архангела Михаила в Хонех. Четыре верхних ряда Чудовского иконостаса созданы тремя или четырьмя мастерами, работавшими одновременно. Письмо его икон «под оклад» объясняет небольшую разницу в оттенке охры фона, которая имеет либо зеленоватый, либо рыжеватый оттенок.

И.А.Кочетков выявил в Приходо-расходных книгах Чудова монастыря запись о том, что 3 сентября 1628 года иконописцу Третьяку Гаврилову сыну Кущникову новгородцу заплатили шесть рублей с полтиною за образ Благовещения с акафистом, который поставили в церкви Чуда в Хонех за правым клиросом на столпе21. Этот факт может служить косвенным подтверждением окончания работ над главным иконостасом, заказанным после Троицкого пожара 1626 года патриархом Филаретом Никитичем. Над иконостасом церкви Ризположения работали иконописцы во главе с Назарием Истоминым с 14 октября 1626 года по 21 апреля 1627 года, то есть шесть месяцев22. Иконостас церкви Чуда в Хонех писали на четыре месяца дольше — по сентябрь 1628 года. В этих двух иконостасах многие иконы имеют один иконографический извод и схожую манеру письма.

Например, средник деисусного ряда — икона «Спас в силах» — и в Чудове, и в Ризположенской церкви написан ведущим мастером, отвечавшим за всю работу. Икона из собора Чудова монастыря больше и кажется монументальнее, чем образ Ризположенской церкви. Эти иконы имеют общие черты: близки тип лика Спасителя, форма престола и мандорлы (изображение в иконописи света, исходящего от Спасителя), ангелы на мандорле. Сходство позволяет считать их произведениями, выполненными в одно время. Однако на этих иконах отличаются приемы охрения ликов. По сравнению с иконой Ризположенской церкви охры на лике Спаса из Чудовского храма имеют зеленоватый оттенок, который немного светлее цвета санкиря. Отличаются приемы наложения подрумянки и оттенок киновари. У Назария Истомина, написавшего образ «Спас в силах» в церкви Ризположения, киноварь оранжеватая, а на иконе из Чудова киноварь имеет малиновый оттенок.

В деисусном ряду церкви Чуда в Хонех изображены только два апостола — Петр и Павел, но здесь представлены образы шести святителей: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Николай Мирликийский, святые митрополиты Московские Петр и Алексий. Этот факт является ярким свидетельством значимости для патриарха Филарета молитвы святителей на Страшном Суде, и среди них — молитвы русских святителей.

Завершают деисусный ряд церкви Чуда в Хонех изображения преподобных Михаила Малеина и Иоанна Синайского. Преподобный Михаил Малеин был святым покровителем избранного и венчанного на царство Михаила Федоровича Романова. Преподобный Иоанн Синайский — автор любимого и широко распространенного на Руси литературного произведения «Лествица» — изображен здесь не просто как один из греческих преподобных, во имя которого в Чудовом монастыре был освящен престол: его особое почитание идет с давних московских времен.

В Первой Софийской летописи отмечено, что Иван Данилович Калита скончался 31 марта 1341 года. Великого князя по русской традиции постригали при смертельной болезни, а в схиму полагали перед самой смертью. За несколько дней до смерти Ивана Калиты русская церковь отмечала переходное празднование преподобного Иоанна Синайского (Лествичника). К этому святому у великого князя Ивана Калиты было какое-то глубоко личное отношение: в 1326 году он крестил своего сына Ивана во имя преподобного Иоанна Лествичника, а через три года, в 1329 году, построил на Соборной площади церковь во имя этого святого. Очень вероятно, что чернец был пострижен в схиму в честь преподобного Иоанна Синайского (Лествичника)23.

В «Степенной книге» описано благословение золотым крестом умирающим великим князем Василием III на царство Ивана Грозного. Князь сказал: «Сим святым животворящим крестом великий чюдотворец Петр митрополит благословил прародителя нашего, великого князя Ивана Даниловича, и всех иже от чресл его великих князей всеа Росии»24. Обращение к образам преподобных Михаила Малеина и Иоанна Синайского подтверждает родство патриарха Филарета и царя Михаила с Рюриковичами. Деисус из церкви Чуда архангела Михаила в Хонех — древнейшее сохранившееся программное произведение, прославляющее дом Романовых.

Праздничный ряд иконостаса церкви Чуда архангела Михаила в Хонех состоял из шестнадцати икон25. Девять из них — двунадесятые праздники. Если расположить иконы в последовательности событий Евангельской истории и в соответствии с порядком служб по церковному календарю, то с севера на юг стояли иконы: «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Богоявление», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Пятидесятница», «Успение Богоматери». Кроме девяти названных икон в праздничный ряд входили изображения: «Воскрешение Лазаря»; два события Страстной седмицы — «Распятие» и «Положение во гроб»; «праздник праздников» — «Воскресение»; «Уверение Фомы» и «Неделя святых жен-мироносиц». По церковному календарю «Уверение Фомы» и «Неделя святых жен-мироносиц» празднуются во вторую и третью недели по Пасхе, то есть это отображение событий, описанных в текстах Цветной Триоди. Далее находились «Успение» и две иконы Пятидесятницы — «Святая Троица» и «Сошествие Святого Духа на апостолов». В.М.Сорокатый на основе анализа сохранившихся праздничных рядов пришел к выводу, что в конце XV–XVI веке «… отдавалось предпочтение пасхальному циклу, с завершающими его, сливающимися в единый праздник Троицей и Сошествием Святого Духа»26.

Над праздничным был расположен пророческий ряд, который «…представляет ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа»27. В пророческом ряду расположены иконы с поясными изображениями пророков по сторонам от образа Богоматери «Знамение». В этот ряд помещены образы двух освободителей еврейского народа из египетского плена — Моисея и Аарона; двух великих ревнителей Завета — Илии и Гедеона; двух пророков-царей — Давида и Соломона, завоевателя Иерусалима и строителя Храма; четырех великих пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила; четырех малых пророков: Иосии, Ионы, Аввакума, Захарии Серповидца. Вероятно, темы и события, связанные с жизнью каждого из четырех малых пророков: борьба с захватчиками, пленение, борьба за чистоту веры, надежда на Божье милосердие — были созвучны проблемам московской жизни и представлениям патриарха Филарета и нашли отражение в програме иконостаса.

Нижний, местный ряд иконостаса был сборный. В него входили иконы, созданные в разные годы XVII века. В Чудовском иконостасе не сохранилось ни одной иконы эпохи митрополита Алексия или даже XV–XVI веков. Однако образ Богоматери Одигитрии, стоявший слева у Царских врат, напоминал о старой монастырской традиции28. По описям имущества монастырей в середине XVI –первой половине XVII века можно проследить, как культ Владимирской иконы Божией матери в Московском государстве постепенно вытеснял почитание иконы Богоматери Одигитрии. В 1627 году, когда была написана «Одигитрия» для местного ряда иконостаса Чудовского собора, почитание Владимирского образа Богоматери имело уже столь широкое распространение, что присутствие здесь Одигитрии свидетельствовало о списке со старой монастырской иконы.

По традиции в местном ряду иконостаса справа от образа Спаса стоял храмовый образ «Чудо архангела Михаила в Хонех». Он явно отличался по манере письма от икон верхних рядов. На иконах, датированных 1626–1628 годами, другие по сравнению с храмовым образом типы ликов, пропорции фигур и колорит. Лики ангелов на иконах из праздничного ряда кажутся объемными по сравнению с ликом архангела Михаила из средника храмовой иконы. Впечатление объема возникает в результате многоцветной живописи: зеленых санкирей, нескольких слоев охр разного оттенка, подрумянки. В личном письме на храмовой иконе цвета значительно меньше. Поэтому лик архангела Михаила из композиции средника кажется выполненным в упрощенном варианте живописи 1626–1628 годов. Очень заметно меняется форма шапки волос. На иконах из верхних рядов иконостаса у ангелов пышные, тяжелые волосы, а на храмовой иконе волосы архангела прижаты к темени.

Средник храмового образа окружают 69 клейм со сценами деяний. Столь подробный рассказ о деяниях архангела Михаила уникален для русской культуры. Даже стенописи Архангельского собора Московского Кремля рассказывают о них с меньшей подробностью. Исследователи, посвятившие свои работы изображениям ангельских деяний29, не знают примеров такого подробного повествования среди памятников изобразительного искусства византийского круга30.

Иконописец при работе над иконой из Чудова монастыря использовал в качестве литературного источника сюжетов клейм замечательный свод, созданный под руководством святого митрополита Макария в середине XVI века — Великие Минеи Четьи. В этом своде на каждый день года собраны рассказы о праздниках и жизни святых, поминаемых церковью в службах. На иконе в среднике помещено изображение «Чуда архангела Михаила в Хонех», которое описано в Великих Минеях Четьих под датой 6 сентября31. Сюжеты всех клейм, кроме одного, взяты из вновь переведенного для митрополита Макария произведения книгохранителя Святой Софии Константинопольской — дьякона Пандолеонта. Оно называется «Сказание чудес превеликого и преславного Михаила Архистратига»32.

В конце 60-х – начале 70-х годов XVI века текст «Сказания» Пандолеонта был включен в богато иллюстрированный сборник, впоследствии получивший название «Егоровский конволют»33. Этот конволют какое-то время хранился в библиотеке Чудова монастыря и послужил иконографическим образцом для клейм храмового образа.

Текст «Сказания» Пандолеонта в некоторых местах был слишком лаконичен для того, чтобы на его основе создать образ. Миниатюристы, работавшие в третьей четверти XVI века в царском скриптории, использовали при создании миниатюр «Егоровского конволюта» тексты Палеи Толковой, известные на Руси с конца XV века34. В первых клеймах иконы «Чудо архангела Михаила в Хонех», где изображены сцены борьбы архангела Михаила с Сатаной, прославление ангельскими силами Святой Троицы, сотворение человека, грехопадение и жизнь Адама после изгнания из Рая, влияние текстов Палеи Толковой особенно сильно. Апокрифы об ангелах стихий, о борьбе архангела Михаила с Сатанаилом, о Каине и Авеле, о создателе грамоты Сифе не только входили в Палею Толковую, но и имели иконографическую традицию с XV века35.

Русские миниатюристы широко использовали в своем творчестве западноевропейские гравюры. Ю.А.Неволин установил, что многие миниатюры «Егоровского конволюта» написаны под влиянием западноевропейских источников36. Гравюра «Хроники Шеделя» послужила образцом для миниатюры с изображением царя Константина, построившего храмы во имя архангела Михаила в Сосфени и в Анапле37. Образ Венеции читается и на миниатюре, и в 43-м клейме иконы из церкви Чуда в Хонех. Обращение иконописцев к художественному наследию эпохи Ивана Грозного в 30-е годы XVII века ярко свидетельствует о преемственности традиций и о значимости этой преемственности для мастеров первой половины XVII века.

Текст «Сказания» Пандолеонта, входившего в «Егоровский конволют», проиллюстрирован 76 миниатюрами, 68 из которых иконописец взял за иконографический образец для клейм храмовой иконы Чудовского собора. Только средник иконы и ее последнее, 69-е клеймо, иллюстрирующее «Чудо архангела Михаила о злате в монастыре Дохиар на Афоне», не имеют аналогий среди этих миниатюр. Вероятно, последнее клеймо, состоящее из трех частей, было написано под влиянием мастеров, расписывавших стены церкви Чуда в Хонех.

Пропорции (соотношение клейм и средника) на храмовой иконе собора Чудова монастыря восходят к пропорциям икон, написанных в середине — второй половине XVI века в царской мастерской Москвы. В это время для Успенского собора в Кремле были созданы иконы: «Преподобный Александр Свирский в деянии» (129 клейм, 1547–1554), «Распятие в деянии» (57 клейм, 70-е годы XVI века), «Воскресение в деянии» (61 клеймо, 70-е годы XVI века)38. Д.С.Лихачев писал, что в XVI веке «…официальная литература стремилась всеми путями создать… авторитет грандиозной, все истолковывающей миросозерцательной системы…»39. Названные иконы XVI века из Успенского собора Московского Кремля свидетельствуют о таких же задачах, воплощенных кистью. В сравнении с живописью икон XVI века образ «Чудо архангела Михаила в Хонех» позволяет выявить отличительные признаки живописи первой половины XVII века. Особенно ярко они заметны в письме второстепенных элементов композиций — деревьев и горок.

Над престолом собора Чуда архангела Михаила в Хонех стояла резная сень, а два его столпа украшали киоты с иконами. В тексте описи 1701 года сохранилось старейшее описание сени из алтаря церкви Чуда в Хонех: «Над престолом сень столярной работы старинного дела, шатровая о тринадцати главах с крестами, с серафимы и с херувимы. На херувимах лицы серебряные чеканные золочены числом осьмнатцать лиц. В сени образ Святаго Духа — Голубь деревянной золочен сусальным золотом от горняго места»40. В 1772 году сень описана очень похоже: «Над престолом сень столярного дела шатровая. Внутри сени образ Богоматери с Превечным Младенцом и восмь лиц пророков писаны краски. Оная сень о тринатцати главах с крестами. Из коих двух глав с правой стороны шатра в среднем ярусе не явилось. С серафимы и херувимы. На херувимах лица серебряные чеканные золоченыя, числом осьмнатцать лиц. В сени образ Святаго Духа голубь деревянной, золочен сусальным золотом. Цена серебру 30 коп. золотник»41. В описи 1861 года сказано: «Над престолом подвешена деревянная сень, в виде церковнаго тройнаго верха с 13-ю главами; по краям ея вырезана следующая надпись вязью: “Лета 7150 (1641) сентября в 1-й день сооружена сень сия над престолом чюда архистратига Михаила иже в Хонех... рукоделие раба Божия Петра Ремезова”». Внутри сени иконного письма изображения вверху: Божией Матери с Превечным Младенцем на престоле седящей; от Нея ниже на восьми откосых стенках святые Пророки: Моисей, Давид, Соломон, Илия, Исаия, Даниил, Захария и Иаков»42.

Упомянутый в вырезанном на подзоре сени тексте мастер Петр Ремезов состоял на государевой службе с 1614 года43. Он служил знаменщиком при Царицыной мастерской палате44. Карп Тимофеев, занявший в 1650 году место Ремезова, в челобитной о жалованье писал, что он «…знаменил одно травное дело, а по иконному знаменить и словесного дела и подписей писать не умел, а знаменили прежде сего по иконному иконники»45. Заявление Карпа Тимофеева подтверждает изменения в рисунке букв в конце надписи на подзоре, где они очень небрежны.

Петр Ремезов был человеком со сложной, трагической судьбой46. Сохранившаяся подписная работа этого мастера представляет несомненный интерес как произведение русского искусства 1641 года. По краю этой надпрестольной сени вырезано: «В лето 7151-ое…» Если написал иконы и знаменил надпись какой-то не названный по имени иконописец, а не Петр Ремезов, то он не мог этого сделать после изготовления сени в 1641 году, так как грани шатра являются частью его конструкции. Разобрать шатер и написать образы позже возможно, но такие работы связаны с большими затратами, с перерывом в службах и с освящением храма. Следовательно, внутри шатра — датированное 1641 годом произведение русской живописи.

И.А.Кочетков установил, что в 1628 году кормовым царским иконописцем, новгородцем Третьяком Гавриловым Кущниковым для собора Чуда в Хонех был написан большой образ «Благовещение». В монастырских расходных книгах за сентябрь 7137 (1628) года записано: «Того ж дни (сентября в «г» день, то есть 3 сентября. — В.М.) дано иконнику Третьяку Гаврилову сыну Кущникову ноугородцу, писал он в церковь архангела Михаила образ большой Благовещения пречистыя Богородицы с кондаки и с ыкосы. Дано от письма от образа шесть рублев с полтиною. А поставлен тот образ в архангеле Михаиле за правым крылосом на столпе»47. Вероятно, икона была заказана как память о приделе, в котором был погребен святитель Алексий, митрополит Московский. В XVII веке его мощи находились в храме, поставленном в его имя, и придел мог быть упразднен после пожара. В расходной книге 1628–1629 годов отмечена 5 сентября оплата — 2 рубля 25 алтын киотчику Василию за киот к образу Благовещения48. Эти расходы свидетельствуют о последнем этапе работ по убранству собора Чуда в Хонех после опустошительного пожара 3 мая 1626 года, а так как год начинался в сентябре, то работы были выполнены в 1627–1628 годах, и за них расплатились в сентябре 1628 года. Икона «Благовещение» Третьяка Кущникова имеет много общих черт с иконами из праздничных рядов иконостасов собора Чуда архангела Михаила в Хонех и церкви Ризположения в Московском Кремле.

Особенно ярко архаизирующая манера письма Третьяка Кущникова видна при сопоставлении его композиций с композициями сцен клейм с изображением акафиста храмового образа Благовещенского собора Московского Кремля, написанного под влиянием иконографии, разработанной в гравюрах украинской старопечатной книги49. Сцены акафиста на обеих иконах начинаются с 1-го кондака — «Взбранной Воеводе победительная…». Третьяк Кущников изобразил старый, распространенный на Руси извод — благодарственный молебен перед иконой Богоматери Одигитрии, который можно увидеть на фресках собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря (1502, Дионисий). В стенописях Смоленского собора Новодевичьего монастыря (1598) в нижнем регистре на южной стене изображена большая программная композиция Чуда от ризы Богородицы50, которую использовали как иллюстрацию 1-го кондака — «Взбранной Воеводе победительная…» в стенописях Успенского собора (1642–1643), церкви Ризположения (1644–1645) и на храмовой иконе Благовещенского собора. Сравнение иконографии остальных клейм названных икон подтверждает наши наблюдения и позволяет сделать вывод: Третьяк Кущников ориентировался на традиции живописи конца XVI века. Необходимо отметить, что манера письма в данном случае не связана с преклонным возрастом иконописца. Третьяк Кущников продолжал работать в царских мастерских через 13 лет после окончания иконы «Благовещение» для храма Чудова монастыря. Он знаменит пелены в 1640 году51. Вероятно, в большей степени манера письма этого иконописца связана с учителем или с мастерской, в которой он проходил выучку.

Третьяк Кущников совершенно по-другому, чем мастер иконы из Благовещенского собора, воспринимает пространство, которое у него строго следует законам обратной перспективы и не имеет прорывов в глубину. Например, на клейме 18-м (кондак 10 — «Спасти хотя мир…») у Кущникова изображены Христос, идущий ко Кресту, и предстоящие сотник Лонгин с воинами. На 18-м клейме иконы из Благовещенского собора Лонгин написан сидящим на коне, морда которого обращена за Крест, в глубину пространства, нарушая законы обратной перспективы.

Рисунок, пропорции и колористическое решение иконы «Благовещение» с 24-мя клеймами акафиста из собора Чудова монастыря близки ряду икон праздничного чина иконостаса этого собора. Средник иконы «Благовещение» с акафистом из храма Чуда в Хонех похож на изображение Благовещения на иконе из праздничного ряда иконостаса церкви Ризположения. Их объединяют постановка фигур — застывшие позы архангела Гавриила и стоящей Богородицы, форма палат.

Иконы из церкви Чуда архангела Михаила в Хонех, попавшие в Музеи Московского Кремля, уникальны. Особенно важно, что здесь сохранились ключевые памятники живописи эпохи царя Михаила Романова, которые позволяют понять их тесную связь с искусством конца XVI века и новаторство работ этого времени. Полнота иконостаса, в котором есть праотеческий ряд и добавленные в деисусный ряд изображения святых покровителей великокняжеского рода и первого царя из дома Романовых, позволяет отнести его к программным произведениям русской живописи первой половины XVII века. Ряд подписных, датированных авторами икон открывает новые грани их творчества и дает возможность уточнить датировки многочисленных современных им произведений живописи, что представляет особую ценность для исследователей иконописи, которая в большинстве своем анонимна.

В XVIII веке Чудов монастырь стал кафедрой московских митрополитов, им управляли наместники. Из его стен вышло более двадцати архиереев Русской православной церкви. Предпоследний и последний наместники Чудова монастыря — епископ Серпуховской Арсений (Жадановский) и епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) были в 1937 году расстреляны в Бутове под Москвой52.

Одним из последних значимых в общественной жизни России событий, связанных с Чудовым монастырем перед Революцией 1917 года, стало погребение здесь генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича. В 1905 году народоволец Иван Каляев бросил бомбу в великого князя, проезжавшего от Николаевского дворца к Никольским воротам. Взрыв был настолько сильным, что останки погибших находили на Красной площади. В Чудовом монастыре прошли прощание с великим князем Сергеем Александровичем и отпевание, его похоронили в специально сооруженном храме-усыпальнице во имя преподобного Сергия Радонежского, святого покровителя погибшего. В конце прошлого века великий князь Сергей Александрович был причислен Русской зарубежной церковью к лику святых.

Храм-усыпальницу устроили на месте кладовых под Благовещенской церковью и Алексиевским собором. Расчеты по перестройке палат сделал архитектор академик В.П.Загорский, он же вел наблюдение за работами. Первый исследователь храма-усыпальницы М.П.Степанов отметил, «что под храмами Благовещения и св. Алексия были три палаты; в двух из них… находящихся под храмом Святителя, и сооружен храм-усыпальница…»53.

Супруга великого князя Сергея Александровича, великая княгиня Елизавета Федоровна передала в храм-усыпальницу все принадлежавшие великому князю иконы, кресты, мантию преподобного Серафима Саровского и другие святыни. М.П.Степанов описал 276 предметов, размещенных в алтаре и в ризнице церкви Преподобного Сергия Радонежского54.

По своему художественному значению эти предметы не равнозначны. Среди них было много таких, которые представляли только исторический интерес, например, икона с изображением Преподобного Сергия Радонежского, заказанная по случаю рождения великого князя Сергея Александровича; иконы, подаренные монастырями при их посещении; иконы, подаренные на Пасху, с датами конца XIX – начала XX века; иконки, положенные на гроб убитого родственниками55.

В Музеях Московского Кремля сохранилось всего 11 икон из коллекции великого князя Сергея Александровича, но среди них есть уникальные произведения искусства. Хочется особо выделить чеканный серебряный образ благоверной княгини Анны Кашинской. Его отличает тонкость работы, и, кроме того, он овеян драматической историей.

Образ преподобной Анны Кашинской был заказан в 1676 году боярином Богданом Матвеевичем Хитрово. Он достался великому князю Сергею Александровичу по наследству от матери — императрицы Марии Александровны. Икона была поднесена императрице княгиней Елизаветой Александровной Голицыной, урожденной Чертковой. М.П.Степанов выяснил, что икону эту в семье Голицыных помнили, но о происхождении ее ничего не знали, и предположил, что она была приобретена Александром Дмитриевичем Чертковым — отцом княгини Голицыной, собиравшим древности56.

Икона святой благоверной княгини Анны Кашинской отличается высокой техникой исполнения чеканки и напоминает раку преподобного Кирилла Белозерского, выполненную по заказу царя Алексея Михайловича в 1643 году в мастерских Московского Кремля57. Высокий рельеф чеканки, рисунок складок мантии, особенно на подоле и над левой ногой, схожи на этих произведениях московских серебряников. Крышка раки преподобного большая (19х76), иконка благоверной княгини Анны гораздо меньших размеров (20х15,5), от группы ковчегов-мощевиков высокого рельефа из Благовещенского собора Московского Кремля (первая четверть XVII века) ее резко отличают декоративные элементы58. Ни на одном из ковчегов-мощевиков мастера не попытались передать отличия фактуры ткани на платьях и плащах или мантиях. На иконе святой благоверной княгини Анны разнонаправленными ударами чекана выделены ткани мантии и схимы. Плат и платье святой гладкие, с глубокими складками.

Фон иконы святой Анны покрыт крупными завитками стебля с цветами: тюльпанами и гвоздиками. Стебель и цветы выполнены гравировкой. Позем покрыт шашечками пола, но без перспективных сокращений, которые заметны на упомянутых выше мощевиках. В левом верхнем углу среди облаков помещено поясное изображение Вседержителя, благословляющего святую. Удивительно красивы клубящиеся вокруг Спасителя облака. Декоративные элементы подтверждают дату создания иконы, указанную на обороте, — 1676 год. Таким образом, великому князю Сергею Александровичу принадлежало древнейшее из сохранившихся изображений святой59.

Великая княгиня Елизавета Федоровна житие святой Анны Кашинской знала и чувствовала перекличку судеб: мужья обеих княгинь были зверски убиты. Ее отличали удивительная скромность и глубокое религиозное чувство. Четыре года после смерти мужа она соблюдала глубокий траур и не совершила ни одного официального выхода. 23 мая 1909 года она писала Николаю II, подписавшему указ о восстановлении почитания в лике святых благоверной княгини Анны Кашинской: «Дорогой мой Ники! Я снова к тебе с просьбой, на сей раз прошу совета, как мне быть: губернатор и городской голова Кашина хотят официально пригласить меня на прославление преподобной Анны. Они просят меня приехать в особенности потому, что я ведь их московская великая княгиня, а город входил в Московский военный округ, то есть раньше <подчинялся> Сергею. Они написали такое трогательное письмо и теперь ожидают ответа, из которого узнают, что я приняла их приглашение. Что мне делать? Отказать нет повода, поехать — означает, что я у них на празднике буду первым лицом. Празднование церковное, и я, конечно, была бы счастлива вновь пережить божественные впечатления, как тогда в Сарове, — это редкостное благословение и поддержка в жизни. Может быть, Миша тоже поедет? Пожалуйста, прошу тебя, убеди его, ведь его небесный покровитель был супругом преподобной Анны, и это веская причина, чтобы поехать60. Он был бы первым лицом, что для меня очень удобно, а мое присутствие поможет ему преодолеть смущение. Что ты думаешь по этому поводу? Будь так добр, телеграфируй, если найдешь, что я должна ехать. Не знаю, как мне отказаться и на какую причину сослаться, чтобы не присутствовать. И надо быстро известить по поводу Миши — может быть после твоего ответа. Какая это была бы огромная поддержка, ведь это первый официальный выход без Сергея, и, если не будет никого из семьи, я буду чувствовать себя неловко. Храни тебя Бог, дорогой! Тебя любящая Элла»61.

Великая княгиня Елизавета Федоровна присутствовала в Кашине на прославлении благоверной княгини Анны Кашинской в течение трех дней — с 10 по 13 июня 1909 года. По возвращении в Москву «в тот же день, в два часа дня, перед иконой св. Анны, которую великая княгиня возила в Кашин и за всенощной 11-го июня возложила на св. мощи, был отслужен молебен в храме-усыпальнице великого князя; рядом с аналоем, на котором, посреди храма, была икона св. Анны, на столике находился ковчежец с частицей мощей св. Анны, переданный великой княгине в Кашине»62.

После поездки 30 июня 1909 года великая княгиня Елизавета Федоровна писала императору Николаю II: «Хочу сказать о Кашине: это было идеальное повторение Сарова. Все время мои молитвы и мысли были рядом со всеми вами. Была та молитвенная атмосфера, что так поразила нас тогда и что снова и снова возводит человека к Богу. Как я уже говорила, паломники прибывали и прибывали, и все молились за тебя и благодарили за даровой чай и сахар. Все были приятно поражены безупречным порядком и тем, что можно было так легко подойти к мощам»63.

Маленькая чеканная икона святой благоверной княгини Анны Кашинской во время второго прославления святой в Кашине возлагалась на мощи. Она была свидетельницей счастливых переживаний в будущем другой святой мученицы — великой княгини Елизаветы Федоровны64 в переломный момент ее жизни, когда начала воплощаться в жизнь ее идея о создании Марфо-Мариинской обители милосердия65.

Конец жизни великой княгини Елизаветы Федоровны трагичен. Во время Гражданской войны она вместе с сестрой общины — Варварой (Яковлевой) и князьями Иваном Константиновичем, Константином Константиновичем, Игорем Константиновичем, великим князем Сергеем Михайловичем и князем Владимиром Павловичем Палеем, в ночь с 17 на 18 июля 1918 года после жестокого избиения большевиками, была сброшена в шахту Нижняя Селимская в 12 верстах от уральского города Алапаевска. Следователь Малышев уже осенью, 8–11 октября, извлек из шахты тела убитых. Следствие установило, что великая княгиня Елизавета Федоровна, несмотря на тяжелые ранения, нашла в себе силы перевязать голову князю Ивану Константиновичу своим платком. По приказу адмирала А.В.Колчака и генерала М.К.Дитерихса игумен Серафимо-Алексиевского скита Пермской епархии отец Серафим тайно вывез гробы мучениц Елизаветы и Варвары. После долгого путешествия по Восточной Сибири, Китаю и морю отец Серафим доставил гробы с телами великой княгини Елизаветы Федоровны и послушницы Варвары в Иерусалим. Мученицы были погребены в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме 27 января 1921 года. Храм во имя святой покровительницы императрицы Марии Федоровны был построен на деньги царской семьи. На его освящении в октябре 1888 года присутствовали великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна66.

В октябре 1917 года в Московском Кремле шли бои. Владыка Нестор Камчатский совершил невероятное, организовав съемку Московского Кремля после артиллерийского обстрела 31 октября – 3 ноября, когда по приказу члена Военно-Революционного штаба А.Я.Аросева Московский Кремль расстреливали из пушек в течение трех дней и четырех ночей67. Фотографы П.А.Оцуп и А.Ф.Дорн сделали снимки. Изображения страшных разрушений сохранились. Серьезно пострадал при обстреле и Чудов монастырь.

В ноябре 1918 года все монастыри и храмы Московского Кремля были закрыты, а монахи и священнослужители из Кремля выселены. Пред закрытием в Чудовом монастыре существовали следующие престолы: Чуда архангела Михаила в Хонех; святителя Ермогена, патриарха Московского и всея Руси; кафедральный собор святителя Алексия, митрополита Московского; церковь Благовещения; храм-усыпальница во имя преподобного Сергия Радонежского; трапезная церковь апостола Андрея Первозванного; больничная церковь Всех святых; и при кельях наместника — церковь Иоасафа Белгородского.

Н.Н.Померанцев — заведующий отделом памятников Кремля — в докладной записке середины 1929 года писал: «19 августа Отделу Памятников Кремля, на основании словесного распоряжения Коменданта Кремля, предложено немедленно приступить к освобождению музейных помещений б. Чудова и Вознесенского монастырей, для каковой цели был дан транспорт и десять человек рабочих. Несмотря на наши указания, что со стороны Главнауки не имеется никаких распоряжений, рабочие приступили к выгрузке музейного имущества. Одновременно с этим явились представители ГПУ для работ по отбору вещей, необходимых для смывки золота68. При этом нами было указано, что перед разборкой иконостасов должна быть произведена фотографическая съемка. Сегодня 20 августа, представители ГПУ разбирают для вывоза медные вещи, не имеющие музейного значения. Несмотря на все наши требования, представителям Управления Кремля согласовать с Главнаукой вопрос о передаче вещей, последними срочно производилась вывозка остального инвентаря, причем было указано, что никаких письменных уведомлений Главнауке не будет сделано, так как для них вполне достаточно непосредственных распоряжений Коменданта Кремля т. Петерсона»69.

Н.Н.Померанцев и его помощники сумели продержаться несколько месяцев, фотографируя, обмеряя и вывозя в музей вещи из Чудова и Вознесенского монастырей. Однако случился характерный для того времени акт вандализма. Сохранился документ, подписанный реставраторами Г.О.Чириковым, Н.Я.Епанечниковым, А.В.Лядовым:

«Акт № 67. Москва, 17 декабря 1929 г. Мы, ниже подписавшиеся, сотрудники Центральных Государственных Реставрационных мастерских — научный сотрудник Г.О.Чириков, фотограф А.В.Лядов, практикант-реставратор С.С.Чураков, столяр Шленский и специалисты по съемке фресковой штукатурке, реставраторы Н.Я.Епанечников, Н.Н.Дубков, А.И.Попов, командированные для продолжения производства работ в Московском Кремле, в бывшей церкви Чуда архангела Михаила Чудова монастыря по съемке фресок, составили настоящий акт в том, что мы, явившись к девяти часам на работу, нашли храм взорванным и представляющим груду строительного мусора. Оставленные на подмосях (так в тексте. — В.М.) накануне, т. е. 16 декабря, только что снятые две фрески святителей в кругах с алтарного абсида и прикрытые фанерой не найдены, а означенная фанера без фресок оказалась лежащей около развалин среди досок»70. Документ ярко характеризует обстановку конца 20-х – начала 30-х годов прошлого века. Власть не считалась с мнением специалистов о значимости для русской культуры произведений мастеров Древней Руси.

В Музеях Московского Кремля находятся предметы, вывезенные Н.Н.Померанцевым из храмов Чудова монастыря. Остается только поражаться мужеству и энергии музейных сотрудников, сохранивших для потомков святыни, иконы, предметы ризницы, библиотеку, архивы из предназначенных для уничтожения храмов.

Во взорванных храмах Чудова монастыря погибли их обмеры, сделанные архитектором П.Н.Максимовым. Архитектура Чудова монастыря не может быть реконструирована. На месте Чудова и Вознесенского монастырей можно создать только новодел — архитектурную фантазию на заданную тему, что непоправимо исказит древний облик Соборной площади Московского Кремля.

Примечания

1 Полное собрание русских летописей. Т.6. Вып. 1: Софийская первая летопись. М., 2000. Стб. 432-433 (далее — ПСРЛ).

2 ПСРЛ. Т.11: Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. СПб., 1897 (репринт — М., 2000). С. 32-33. См. также: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Вторая половина XIV–XVI в. Ч. 1. А-К. Л., 1988. С.244 (далее — СККДР).

3 Русские летописи / Подг. к изд. А.И.Цепковым. Рязань, 1997–2002. Т.1: Симеоновская летопись. 1997. С.152; Т.3: Воскресенская летопись. Ч.2. 1998. С.28; Т.7: Ермолинская летопись. 2000. С.153; Т.8: Московский летописный свод конца XV века. 2000. С.249 (далее — РЛ).

4 ПСРЛ Т.11: Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. С.35.

5 Там же. С. 312-313.

6 РЛ. Т.3. Воскресенская летопись. Ч.2. С. 318, 322.

7 РГАДА. Ф.1207. Оп. 1. 1701 г. Д.1606. Л. 1 об.

8 Выголов В.П. О первоначальной архитектуре собора Чудова монастыря // Средневековое искусство. Русь. Грузия. М., 1978. С. 74-77.

9 Назаревский В.В. Новопрославленный святитель Святейший Ермоген — Патриарх всея России. М., 1913. С.55; Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания. М., 1995. Приложения. С.285; Чугрева Н.Н. О прославлении в Московском Кремле Святейшего Патриарха Ермогена // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. М., 2006. С. 92, 96. Ил. 6.

10 Кучкин В.А. Первые каменные постройки в Кремлевском Чудовом монастыре // ГММК. Материалы и исследования. Вып. III. М., 1980. С. 5-11.

11 Красовский М.В. Очерк истории московского периода древнерусского церковного зодчества (от основания Москвы до конца первой четверти XVIII в.). М., 1911. С.337.

12 Снегирев И.М. Памятники московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. М., 1842. С. 135-136; Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях… / Сост. А.Ратшиным. М., 1852. С. 192-199; Иоанникий, иеромонах. Описание Чудова монастыря. М., 1873. С. 6-9; Забелин И.Е. История города Москвы. Изд. 2-е. Ч.I. М., 1905. С. 283-308; Скворцов Н.А. Археология и топография Москвы. Курс лекций, читаных в Императорском Московском Археологическом Институте имени Императора Николая II в 1912–1913 годах. М., 1913. С. 163-165.

13 Муратов П.П. Древнерусская живопись до середины XVII в. // П.П.Муратов. Древнерусская живопись. М., 1913 (репринт, 2005). С.270.

14 Мнева Н.Е. Московская живопись XVI века // История русского искусства / Под ред. И.Э.Грабаря. Т. III. М., 1955. С. 635-643; Брюсова В.Г. Назарий Истомин (материалы к биографии) // ГММК. Материалы и исследования. Вып. II. М., 1976. С.18

15 РГАДА. Ф.235. Оп. 2. 1626–1627 гг. Д.1. Л. 221 об.

16 Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 163.

17 Дворцовые разряды. СПб., 1850. Т.I. Стб. 921.

18 РГАДА. Ф.1207. Оп. 1. 1701 г. Д.1606. Л. 18 об. – 19.

19 ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф.14. Оп. 1. 1772 г. Д.1. Л. 22 об. - 23 об.; ОПИ ГИМ. Ф.65. Оп. 1. 1829 г. Д.12. Л. 12; ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф.14. Оп. 1. 1861 г. Д.5. Л. 7об. – 9. Ф.20. Оп. 1928–1929 гг. Д.63. Л. 64 об. – 65.

20 Иконописцы царя Михаила Романова. Каталог выставки / Сост. В.А.Меняйло. М., 2007. С.15.

21 РГАДА. Ф.196. Оп. 1. 1628–1629 гг. Д.698. Л. 96, 98.

22 Успенский А.И. Словарь патриарших иконописцев // Записки Московского Археологического института. Т.30. М., 1917. С.117.

23 Литвина А.Ф. Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X–XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006. С. 220-221.

24 ПСРЛ. Т.21. Степенная книга царского родословия. СПб., 1913. Ч.2. С. 612-613.

25 РГАДА. Ф.1207. Оп. 1. 1701 г. Д.1606. Л.19; ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф.14. Оп. 1. 1772 г. Д.1. Л.23; ОПИ ГИМ. Ф.65. Оп. 1. 1829 г. Д.12. Л.12; ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф.14. Оп. 1. 1861 г. Д.5. Л.8.

26 Сорокатый В.М. Праздничный ряд русского иконостаса. Иконографические программы XV–XVI веков // Иконостас. Происхождение — Развитие — Символика / Ред.-сост. А.М.Лидов. М., 2000 (1). С.475.

27 Успенский Л.И. Богословие иконы православной церкви. М., 1997. С.319.

28 У друга святого митрополита Алексия Преподобного Сергия Радонежского келейным был образ Богоматери Одигитрии. Другой великий подвижник конца XIV – первой четверти XV в. преподобный Кирилл Белозерский также молился в келье перед образом Богоматери Одигитрии. Последователь Преподобного Сергия Радонежского — преподобный Иосиф Волоцкий пришел на место основания нового монастыря, неся с собой четыре иконы Богородицы, две из которых были изображениями Богоматери Одигитрии (Меняйло В.А. Идейно-художественные движения в русской живописи конца XV – первой половины XVI в. Дис. канд. искусств. М., 1991. С.37).

29 Габелич Смилька. Циклус арханчела у византиjскоj уметности. Београд, 1992; Бенчев Иван. Иконы ангелов. (Образы небесных посланников.) М., 2005.

30 Габелич Смилька. Византиjски и поствизантиjски циклуси арханhела (XI–XVIII век). Преглд споменика. Београд, 2004.

31 Великие Минеи Четьи. 1868. Стб. 286-293.

32 Великие Минеи Четьи. 1897. Стб. 243-282. Немецкий исследователь Х.-Г. Бек считает, что «Сказание» Пандолеонта было написано в конце XII в., но архиепископ Сергий (Спасский) относил время создания этого произведения к рубежу IX–X вв. (см.: Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Mьnchen, 1959. S.636; Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т.2. Ч.1. Владимир, 1901. С. 359-360, 460-461). Для митрополита Макария, работавшего над сводом Миней Четьих, это был старый и авторитетный источник. Древнейшие из известных нам списков славянского перевода: «Сказания» Пандолеонта сохранились в Успенском (1551) и в Царском (1554) комплектах Великих Четий Миней св. митрополита Макария. В самый ранний — Софийский комплект Макарьевских миней, который был окончен в 1541 г., «Сказание» Пандолеонта не входило. Вероятно, оно было получено митрополитом Макарием после окончания работы над Софийским комплектом миней. Косвенным подтверждением этой гипотезы является факт обращения к тексту «Сказания» Пандолеонта как к новому произведению.

33 ОР РГБ. Ф.98. Собрание Е.Е.Егорова. Д.1844. (232 л.); «Пантелеонта дьякона хартоулака великиа церкви сказание чюдес превеликаго и преславнаго архистратига Михаила» в этой рукописи расположено на лл. 188-232. Первое научное описание конволюта было опубликовано М.В. Владимировым и Г.П. Георгиевским в 1933 г. (см.: Владимиров М.В., Георгиевский Г.П. Древнерусская миниатюра. М.-Л., 1933. С. 37-40). Они отнесли его к лучшим работам царских каллиграфов, трудившихся над Лицевым летописным сводом. Б.Н.Клосс доказывает, что конволют — произведение царских книгописцев и художников, работавших в Александровской слободе (см.: Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII веков. М.,

1980. С. 250-251). Исследователь Лицевого летописного свода А.А.Амосов предположил, что тексты Егоровского конволюта, переплетенного в XIX в., предназначались для Лицевого летописного свода и были выполнены по царскому заказу (см.: Амо-сов А.А. Лицевой летописный свод. М., 1998. С. 15-17).

34 СККДР. Вып. 1. 1987. С.75; Вилинбахова Т.Б. Икона XVI века «Троица в деяниях» и ее литературная основа // Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства. Л., 1985. С. 126-137. (Труды отдела древнерусской литературы. Т.XXXVIII) ; Сарабьянов В.Д. Иконографическое содержание заказных икон митрополита Макария // Вопросы искусствознания. 1993. № 4. С. 246-248; Нерсесян Левон. Вознесение монахов и падение ангелов. Об одном иконографическом мотиве в русских иконах «Страшного суда» XVI века // Искусствознание. М., 1998. № 2. С.264; Вилинбахова Т.Б. Святая Живоначальная Троица с деяниями. М., 2009. С. 9, 17, 22.

35 Толковая Палея. 1892. Л. 2 об.- 3; 18; 42-43; 54-56.

36 Неволин Ю.А. Новое о кремлевских художниках-миниатюристах XVI в. и составе библиотеки Ивана Грозного // Советские архивы. М., 1982. №1. С. 68-70; Откуда «приплыли» корабли в миниатюрах рукописей скриптория митрополита Макария // Макарьевские чтения. Соборы русской церкви. Материалы IX Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. X. Можайск, 2002. С. 216-217. Толковая Палея. 1892. Л. 2об.-3; 18; 42-43; 54-56.

37 Неволин Ю.А. Влияние идеи «Москва — Третий Рим» на традиции древнерусского изобразительного искусства // Искусство христианского мира. Вып. 1. М., 1996. С. 73-74, 82.

38 Журавлева И.А. Образ Александра Свирского с житием и чудесами из Успенского собора Московского Кремля // Русская художественная культура XV–XVI веков. М., 1998. С. 118-144. Ил. 1 (Материалы и исслед. / Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль»; 11); Маркина Н.Ю. О двух памятниках времени Ивана Грозного из Успенского собора Московского Кремля // Русская художественная культура XV–XVI веков. С. 145-173. Ил. 1- 2.

39 Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVII веков. Л., 1973. С.134.

40 РГАДА. Ф.1207. Оп. 1. 1701 г. Д.1606. Л.2.

41 ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф.14. Оп. 1. 1772 г. Д.1. Л.2

42 ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф.14. Оп. 1. 1861 г. Д.5. Л. 2-2 об.

43 Словарь русских иконописцев XI–XVII веков. М., 2003. С.523.

44 По расходным книгам известно, что Ремезов знаменил для вышивальщиц одежду цариц, одеяла, пологи в 1625, 1626, 1627, 1629 гг. Кроме того, в 1627 г. он «…резал к государевым креслам на верх щит и на щите орел и львы звери» (см.: Забелин И.Е. Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII столетиях. Т.3. М., 2003. С.723).

45 Словарь русских иконописцев XI–XVII веков. С.523.

46 К 1650 г. мастер, служивший царю 34 года, почти ослеп. По указу царя Алексея Михайловича Петра Ремезова постригли в Кирилло-Белозерском монастыре без вклада, но указ требовал «пищей и одеждой его покоити, как прочую братию» (см.: Мальцев Н.В., Мальцева О.Н. Мастера иконостасной скульптуры и иконописцы Северной России XVI–XVIII веков. Вып. 1. СПб., 1998. С. 81-82. Челобитная от 8 февраля 1650 г.).Возможно, что Петр Ремезов перестал делать подписи в конце своей карьеры, когда начал терять зрение, а Карп Тимофеев не знал об этом или набивал себе цену как мастеру.

47 РГАДА. Ф.196. Оп. 1. 1628–1629 гг. Д.698. Л. 98-98 об.

48 Там же. Л.99.

49 Саликова Э.П. Храмовая икона Благовещенского собора и иконография Акафиста Богоматери в Московской живописи первой половины XVII века // Благовещенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1999. С. 264, 277, примеч. 8.

50 На ней написан осажденный Константинополь и патриарх, опускающий в море конец ризы Богоматери – одну из величайших святынь христианского мира. Поднявшаяся буря разметала корабли осаждавших Константинополь. Роспись собора во имя иконы Смоленской Богоматери была заказана Борисом Годуновым в память о событиях, связанных с его венчанием на царство. Композиция выделена размером и помещена после изображения кондака 13 «О всепетая Мати, рождшая всех святых святейшее Слово», написанного в традиционном иконографическом варианте — «Поклонение иконе Богоматери Одигитрии». Иконография «Чуда от Ризы Богородицы» сложилась в южнославянской живописи в XIV в. Она появляется в русском искусстве в конце XVI в. и получает распространение в XVII в. (см.: Квливидзе Н.В. Символические образы Московского Государства и иконографическая программа росписи собора Новодевичьего монастыря // Древнерусское искусство. Русское искусство Позднего Средневековья. XVI век. СПб., 2003. С. 223-227).

51 Маясова Н.А. Древнерусское лицевое шитье. Каталог. М., 2004. С. 286-288, № 94.

52 Арсений, епископ. Воспоминания. С.290. Епископ Серафим причислен к лику новомучеников российских. Его память празднуют 13/26 августа.

53 Продолжение текста: «Половина наружной, южной стены этих палат служит, одновременно, северной стеной Малого Николаевского Дворца, который, как известно, составлял в XVII в. обширный двор боярина Бориса Ивановича Морозова, а в 1677 году был отдан Чудову монастырю. Третья палата, под Благовещенским храмом, выходящая окнами на монастырский двор, обращена ныне в монастырскую библиотеку» (с.4.)

54 Там же. С.151.

55 Там же. С. 43-44, 46, 73, 74, 80, 81, 88, 92, 94-95, 114-115, 116-126.

56 Там же. С.52. Табл. XXVII.

57 Гончаренко В.С., Нарожная В.И. Оружейная Палата. Путеводитель. М., 1998. С.45. Ил. 34.

58 Журавлева И.А. Об одной группе серебряных ковчегов-мощевиков конца XVI – первой трети XVII века // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб., 1997. С. 391-411.

59 Зеленина Я.Э. Анна Кашинская. Иконография // Православная Энциклопедия. Т.II. М., 2001. С.463.

60 Речь идет о великом князе Михаиле Александровиче (1878–1918) — младшем брате императора Николая II, — небесным покровителем которого был благоверный князь Михаил Тверской, муж княгини Анны. Великий князь на прославлении святой Анны Кашинской не присутствовал.

61 Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1996. С. 40-41.

62 Степанов М.П. Указ. соч. С.65.

63 Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. С.44.

64 Пагануцци П.Н. Правда об убийстве царской семьи. М., 1992. С. 125-131; Миллер Л. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна. М., 2007. С. 287-308.

65 Миллер Л. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна. С. 140-152. Марфо-Мариинская обитель начала свою деятельность 10 февраля 1909 г.

66 Паломничество Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны в Вышинскую пустынь, Святой град Иерусалим и Ярославскую губернию. Нижний Новгород: Изд. отдел Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре, 2010. С. 15-36.

67 ЦМАМ. Ф. Р-1. Оп. 1. 1929 г. Д.105. Л.167.

68 ГПУ создало лагеря, в которых верующих «для перевоспитания» заставляли смывать золото с рам иконостасов и с фонов икон. Сведения документа подтверждают воспоминания Н.Н.Померанцева (см.: Меняйло В.А. Судьба иконостаса Вознесенского собора Московского Кремля // Искусство средневековой Руси. М., 1999. С. 201-205, 222).

69 Расстрел Московского Кремля. М., 1995 (1917). С.8.

70 ОРПГФ. Ф.20. Оп. 1929 г. (31 января – 23 сентября). Д.15. Л.19.

Вид на Чудов монастырь со Спасской башни. Фото начала XX века

Вид на Чудов монастырь со Спасской башни. Фото начала XX века

Фрагмент плана Московского Кремля «Кремленоград». 1600 год. Местоположение Чудова монастыря обозначено цифрой 26

Фрагмент плана Московского Кремля «Кремленоград». 1600 год. Местоположение Чудова монастыря обозначено цифрой 26

Собор Чуда архангела Михаила в Хонех. Чертеж Ф.Ф.Рихтера. Середина XIX века

Собор Чуда архангела Михаила в Хонех. Чертеж Ф.Ф.Рихтера. Середина XIX века

Южный портал собора Чуда архангела Михаила в Хонех. 1503. Фото 1929 года

Южный портал собора Чуда архангела Михаила в Хонех. 1503. Фото 1929 года

Вид на Ивановскую площадь с Соборной площади Кремля. Открытка начала XX века. Слева виден Чудов монастырь

Вид на Ивановскую площадь с Соборной площади Кремля. Открытка начала XX века. Слева виден Чудов монастырь

Чудов монастырь. Вид с Ивановской площади. Открытка начала XX века

Чудов монастырь. Вид с Ивановской площади. Открытка начала XX века

Собор святителя Алексия, митрополита Московского, и Благовещенская церковь. Чертеж Ф.Ф.Рихтера. Середина XIX века

Собор святителя Алексия, митрополита Московского, и Благовещенская церковь. Чертеж Ф.Ф.Рихтера. Середина XIX века

Иконостас собора Чуда архангела Михаила в Хонех. Фото начала XX века

Иконостас собора Чуда архангела Михаила в Хонех. Фото начала XX века

Храм во имя святителя Ермогена в подклете собора Чуда архангела Михаила в Хонех. Фото 1913 года

Храм во имя святителя Ермогена в подклете собора Чуда архангела Михаила в Хонех. Фото 1913 года

Икона «Спас в силах». 1627–1628. Деисусный ряд иконостаса собора Чуда архангела Михаила в Хонех.Реставраторы Г.С.Батхель и В.Д.Сарабьянов

Икона «Спас в силах». 1627–1628. Деисусный ряд иконостаса собора Чуда архангела Михаила в Хонех.Реставраторы Г.С.Батхель и В.Д.Сарабьянов

Иконы праздничного ряда иконостаса собора Чуда архангела Михаила в Хонех. 1627–1628: «Рождество Христово», реставратор А.О.Золотинский; «Преображение», реставратор С.Р.Брагин; «Жены-мироносицы», реставратор В.А.Гасан-Джагалов

Иконы праздничного ряда иконостаса собора Чуда архангела Михаила в Хонех. 1627–1628: «Рождество Христово», реставратор А.О.Золотинский; «Преображение», реставратор С.Р.Брагин; «Жены-мироносицы», реставратор В.А.Гасан-Джагалов

Икона «Святая Троица», реставратор С.В.Володин

Икона «Святая Троица», реставратор С.В.Володин

Икона Богоматери Одигитрии. 1627–1628. Местный ряд иконостаса собора Чуда архангела Михаила в Хонех. Реставраторы Л.С.Муравьев-Моисеенко и А.В.Розанова

Икона Богоматери Одигитрии. 1627–1628. Местный ряд иконостаса собора Чуда архангела Михаила в Хонех. Реставраторы Л.С.Муравьев-Моисеенко и А.В.Розанова

Престол собора Чуда архангела Михаила в Хонех. 1641. Фото начала XX века

Престол собора Чуда архангела Михаила в Хонех. 1641. Фото начала XX века

Иконы пророческого ряда иконостаса собора Чуда архангела Михаила в Хонех. 1627–1628.: «Пророк Илия», реставратор С.Р.Брагин; «Пророк Исаия», реставратор А.В.Гасан-Джагалов

Иконы пророческого ряда иконостаса собора Чуда архангела Михаила в Хонех. 1627–1628.: «Пророк Илия», реставратор С.Р.Брагин; «Пророк Исаия», реставратор А.В.Гасан-Джагалов

Иконы пророческого ряда иконостаса собора Чуда архангела Михаила в Хонех. 1627–1628.: «Пророк Иосия», реставратор В.Д.Сарабьянов; «Царь-пророк Соломон», реставратор И.В.Каширина

Иконы пророческого ряда иконостаса собора Чуда архангела Михаила в Хонех. 1627–1628.: «Пророк Иосия», реставратор В.Д.Сарабьянов; «Царь-пророк Соломон», реставратор И.В.Каширина

Роспись неба сени над престолом собора Чуда архангела Михаила в Хонех. 1641. Мастер П.Ремсзов

Роспись неба сени над престолом собора Чуда архангела Михаила в Хонех. 1641. Мастер П.Ремсзов

Икона «Чудо архангела Михаила в Хонех». Конец 30-х годов XVII века. Местный ряд иконостаса собора Чуда архангела Михаила в Хонех. Реставраторы А.С.Кузнецов и Г.С.Батхель

Икона «Чудо архангела Михаила в Хонех». Конец 30-х годов XVII века. Местный ряд иконостаса собора Чуда архангела Михаила в Хонех. Реставраторы А.С.Кузнецов и Г.С.Батхель

Клеймо 69 «Чудо о злате в монастыре Дохиар на Афоне» иконы «Чудо архангела Михаила в Хонех»

Клеймо 69 «Чудо о злате в монастыре Дохиар на Афоне» иконы «Чудо архангела Михаила в Хонех»

Клеймо 18 «Кондак 10. Спасти хотя мир…» иконы «Благовещение» собора Чуда архангела Михаила в Хонех. Мастер Третьяк Гаврилов

Клеймо 18 «Кондак 10. Спасти хотя мир…» иконы «Благовещение» собора Чуда архангела Михаила в Хонех. Мастер Третьяк Гаврилов

Клеймо 18 «Кондак 10. Спасти хотя мир…» храмовой иконы «Благовещение» Благовещенского собора Московского Кремля. 30–40-е годы XVII века

Клеймо 18 «Кондак 10. Спасти хотя мир…» храмовой иконы «Благовещение» Благовещенского собора Московского Кремля. 30–40-е годы XVII века

Икона «Благовещение» собора Чуда архангела Михаила в Хонех. 1627–1628. Мастер Третьяк Гаврилов. Реставратор В.Д.Сарабьянов

Икона «Благовещение» собора Чуда архангела Михаила в Хонех. 1627–1628. Мастер Третьяк Гаврилов. Реставратор В.Д.Сарабьянов

Великая княгиня Елизавета Федоровна и великий князь Сергей Александрович. Фото около 1896 года

Великая княгиня Елизавета Федоровна и великий князь Сергей Александрович. Фото около 1896 года

Икона «Преподобная Анна Кашинская». Мастера Оружейной палаты. Серебро, чеканка. 1676

Икона «Преподобная Анна Кашинская». Мастера Оружейной палаты. Серебро, чеканка. 1676

Благовещенская церковь и собор во имя святителя Алексия, митрополита Московского. 1686. В подклете этих храмов находилась усыпальница великого князя Сергея Александровича

Благовещенская церковь и собор во имя святителя Алексия, митрополита Московского. 1686. В подклете этих храмов находилась усыпальница великого князя Сергея Александровича

Икона «Праотец Исаак». 1627–1628. Праотеческий ряд иконостаса собора «Чудо архангела Михаила в Хонех». Реставратор И.А.Гордеева

Икона «Праотец Исаак». 1627–1628. Праотеческий ряд иконостаса собора «Чудо архангела Михаила в Хонех». Реставратор И.А.Гордеева

Собор Чуда архангела Михаила в Хонех. Фото начала XX века

Собор Чуда архангела Михаила в Хонех. Фото начала XX века

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru