Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 114 2015

Татьяна Долгодрова

Первые путеводители по Крыму

Сразу после того, как 19 апреля 1783 года императрица Екатерина II подпиcала «Манифест о принятии Крымского полуострова», а 28 декабря этого же года последовало подписание между Россией и Турцией «Акта о присоединении к Российской империи Крыма, Тамана и Кубани», в России и Западной Европе стали появляться книги с историческим, топографическим и этнографическим описанием Крыма.

Большинство из них можно причислить к роду путеводителей, хотя они и не имели такого названия. Все они написаны так или иначе в форме описания путешествия в Крым.

Одним из первых подобных изданий была книга Николауса Эрнеста Клемана (Kleeman, Nicolaus Ernst) «Клееманово путешествие из Вены в Бел-град и Новую Килию; Також в земли буджатских и нагайских татар и во весь Крым… С приобщением описания достопамятностей крымских. Переведенное с немецкого на французский, а с онаго на российский язык Государственной военной коллегии секретарем Иваном Одинцовым» (Спб., 1783). Любопытно, что в конце книга содержит описание всяких монет, имевших хождение у татар. Такой раздел об обмене валют был обязательным в путеводителях. Вскоре появилось сочинение польского епископа Адама Станислава Нарушевича (Naruszewicz, Adam Stanislaw), вышедшее в Варшаве в 1787 году, а потом переведенное на русский язык и изданное в Киеве в 1788 году. Книга называлась «Таврикия, или Известия древнейшие и новейшие о состоянии Крыма, и его жителях до наших времян».

Элизабет Кравен (Craven, Elizabeth) в своем «Путешествии в Крым и Константинополь в 1786 году» «описывает те народы, которые она видела, делает историческое и географическое описание Крыма, от начала его основания до покорения под Российскую державу». В переводе с французского это издание вышло в Москве на средства переводившего книгу Д.Рунича в 1795 году в Университетской типографии у Ридигера и Клаудия.

В 1800 году в Москве в той же типографии вышла книга Павла Ивановича Сумарокова с описанием его «Путешествия по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году». Это первое путешествие писателя, сенатора и члена Российской академии наук П.И.Сумарокова носило краткий и ознакомительный характер. При этом сочинение содержало исторические и топографические описания этих мест. Книга, насчитывающая 246 страниц, была небольшого формата и не имела иллюстраций. Зато сочинение Сумарокова, описывающее его второе путешествие, которое называлось «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду», изданное в Санкт-Петербурге в 1803 году в Императорской типографии, не только прекрасно проиллюстрировано, но и в сущности является настоящим путеводителем по Крыму того времени. По форме это рассказ о путешествии, но подробнейшие описания истории, местности, этнографических данных Крыма, очень живо и эмоционально написанные, содержат всю нужную для путешественника информацию. Дан и календарь погоды на предыдущий год, таблица метеорологических наблюдений, перечень станций Крыма. Гравюры издания мастерски исполнены в технике офорта с применением резца и явно сделаны по зарисовкам с натуры. В книге Сумарокова есть гравюра с изображением арбы, запряженной верблюдами. Арбы с верблюдами в гравюрах книги Сумарокова встречаются многократно, нужно отметить, что о них упоминает и Элизабет Кравен. Иллюстрации содержат зарисовки этнографического характера, виды Крыма, карты с изображением провалов почв. Гравюры созданы по рисункам с натуры Афанасия де Палдо — талантливого французского художника, сопровождавшего П.И.Сумарокова в его втором путешествии и делавшего зарисовки с натуры.

А. де Палдо был назван затем «Крымского полуострова форст мейстер». «Выправлял» рисунки А.Сергеев. Чертил планы дворцов Тенилов. Гравюры сделаны мастерами Мейером, А.И.Казачинским, А.Я.Колпашниковым, А.Г.Рудаковым, А.М.Калашниковым, В.П.Пядышевым, Я.Евсеевым, Н.Я.Саблиным, В.Ивановым.

Большинство гравюр — крупные, раскладные, сделанные, как мы увидим ниже, сообразно традиции публикаций европейских путеводителей.

Своего рода путеводителем, но не лишенным мифов и легенд о России, было шеститомное издание Жана Батиста Жозефа Бретона де ла Мартиньера «Россия, или Нравы, обычаи и костюмы обитателей всех провинций этой империи», напечатано в Париже в 1813 году (J. B. J. Breton de la Martiniere «La Russie, ou moeurs, usages et costumes des habitans de toutes les provinces de cet empire».) Половина 6-го тома посвящена описанию Крыма и народов, его населяющих. Издание имеет особую ценность благодаря своим гравюрам на меди, очень натуралистичным и достоверным, а также раскрашенным от руки акварелью. Эти великолепные гравюры были исполнены по рисункам двух художников — француза Мишеля Франсуа Дамам-Демартрэ (M.F.Damame-Demartrait) и англичанина Роберта Кер-Портера (R.Ker-Porter), долгое время работавших при российском императорском дворе. Превосходный экземпляр из РГБ происходит из собрания литературоведа В.А.Десницкого. Автор — Бретон де ла Мартиньер был известным французским журналистом, литератором и переводчиком. Данное издание отвечало большому интересу к России, возникшему во Франции в эпоху наполеоновских войн. Свидетельством этого интереса явилось и многотомное издание альбома, вышедшего в Париже в 1812 году: «Les peuples de la Russie, ou descrition des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l’empire de Russie, accompagnee de figures coloriees» («Народы России, или Описание нравов, обычаев и одежд различных национальностей империи Российской, сопровожденное раскрашенными иллюстрациями»). В 1-м томе этого издания есть очень выразительные портреты крымских татар, сделанные по рисункам Е.Карнеева гравером М.Кокеретом.

В 1834 году Шарль Анри Монтандон (Charles Henri Montandon) выпустил в Одессе «Guide du voyageur en Crimee» — «Путеводитель путешественника по Крыму». Монтандон был швейцарцем по происхождению, прибывшим в начале 20-х годов XIX века в Одессу, где активно занимался коммерцией и торговлей. Его книга считается первым путеводителем по Крыму и вообще первым путеводителем в России. Но это не совсем справедливо.

В Западной Европе к этому времени существовала многовековая традиция публикации путеводителей. Первым путеводителем, выявившим все признаки этого типа издания, принято считать сочинение «Паломничество в Святую землю» Бернхарда фон Брейденбаха, изданное в Майнце в 1486 году. Печатник этой книги — нидерландец Эрхард Ройвих, прославился как первоклассный художник-гравер. Ройвих не только напечатал, но прежде всего проиллюстрировал «Паломничество»: замечательные гравюры на дереве созданы по его рисункам. Автором текста «Паломничества в Святую землю» был декан и казначей кафедрального собора в Майнце — Бернхард фон Брейденбах. Первое издание книги (1486), отмеченное беспрецедентным новаторством в оформлении, вызвало целый ряд переизданий. Гравюры ее копировали не только в первые десятилетия после появления, но и в XVI веке, а в России и еще позднее — в лубочных книгах, посвященных паломничеству в Иерусалим.

Книга Брейденбаха стала своего рода образцом для подражания и положила начало книжному жанру путеводителей.

И конечно же, нашему изданию Монтадона 1834 года предшествовал не один десяток западноевропейских книг о путешествии в Крым, которые не носили названия путеводителя, но по существу ими являлись. Среди них «Путешествие в Крым к берегам Черного моря в году 1803» Жана де Реуйи (Reuilly, Jean de. Voyage en Crimee et sur les bords de la Mer Noire pendant l’annee 1803. Paris, 1806), издание снабжено планами, картами и иллюстрациями и довольно велико по объему; «Поэтическое письмо о путешествии в Крым» Михаэля Космели (Kosmeli Michael. Rhapsodische Briefe auf einer Reise in die Krim. Halle, 1813); «Записки, повествующие об обычаях и костюмах крымских татар» Мэри Холдернесс (Holderness Mary. Notes relating to the manniers and Customs of the Crim Tatars. London, 1821, переиздания 1823 и 1827). А также «Описание путешествия от северного берега Азовского моря в Крым» графа де Кастра (Castres, le comte, de. Relation d’un voyage sur le bord septentrional de la mer d’Azof et en Crimee. Paris, 1826); «Дневник путешествия в Крым, состоявшегося в 1825 го-ду» К.Кашковски (Kaszkowski C.Dziennik podorу do Kryma odbytey w roku 1825. Warszawa, 1829) и множество других подобных книг.

За границей печатались и русские сочинения по Крыму. Например, И.М.Муравьев-Апостол в переводе на немецкий язык издал свое «Путешествие в Таврию в 1820 году» («Reise durch Tauren im Jahre 1820, Берлин и Ландсберг, 1825), в следующем году книга была переиздана в Вене и в 1833 году в Неаполе в переводе с немецкого на итальянский язык. Издание снабжено картами-планами городов и природных достопримечательностей Крыма, исполненных в технике литографии берлинским гравером К.Г.Хервигом (C.G.Herwig). Это были иностранные переиздания самого значительного произведения Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола «Путешествие по Тавриде в 1820 году» (Спб.: В типографии, состоящей при особенной канцелярии Министерства внутренних дел, 1823). Книга явилась результатом поездки в Крым, где все сведения были изложены в 25 главах-«письмах». Издание достаточно объемное — содержит 337 страниц, а также листы карт и планов, сделанные неизвестным гравером. В книге приводятся важные сведения по археологии Крыма, его флоре и фауне, важные особенности уклада городской и сельской жизни, а также монастырей, описание характерных черт жизни крымских татар. Сочинение Муравьева-Апостола вполне можно причислить к разряду путеводителей.

Путеводитель Монтандона также имеет иллюстрации — литографии, исполненные по рисункам, сделанным с натуры А.Фаццарди (A.Fazzardi), которые были переведены на камень мастером Боккаччини (Boccaccini) и выгравированы А.Брауном (A.Braun). Литографии эти, очень точно воспроизводящие натуру, виды городов, поселений Крыма, этнографические зарисовки, построены на контрасте светлого и темного, отличаются воздушностью, растушеванностью линий. Они, безусловно, большое достижение этого издания. Любопытно, что на гравюре между с. 334-335 с панорамой Евпатории помещено изображение все той же арбы с двумя верблюдами, что и в книге Сумарокова.

Монтандон рассказывает о путях, по которым можно добраться до Крыма из Одессы, приводит краткую историю Крыма, начиная с античности. Подробным образом автор рассказывает о природе, климате, горах, гротах, каскадах, озерах, реках, источниках с минеральной водой. А также о сельском хозяйстве Крыма, мануфактурах, морской торговле, языках, бытующих там, религиях и народностях. Отдельная глава посвящена описанию нравов и обычаев крымских татар, включая этнографические экскурсы, вплоть до праздников и питания.

Подробным образом Монтандон рассказывает о почтовых станциях в Крыму и о разных способах путешествия — на собственной лошади, на татарских повозках, на лошадях с извозчиком. Дается описание всех главных городов и населенных пунктов Крыма и дорог, ведущих к ним, даны разные карты. Этому предмету посвящена изрядная часть путеводителя — 262 страницы из 378 страниц объема книги. В конце приведен своего рода разговорник — даны некоторые важные фразы на татарском диалекте.

Появление у нас первых подобных изданий часто связывают с именем Григория Москвича (ок. 1852–1942), прославившегося своими изданиями гидов и организацией туризма в России. Так, в частности, в 1888 году он выпустил путеводитель «По Крыму», затем в 1913 году превратившийся в «Практический путеводитель по Крыму». Г.Москвич не только излагал традиционные моменты в истории и жизни Крыма, но включал в текст своих путеводителей личные впечатления. Можно встретить даже мнение о том, что он первый ввел в путеводители иллюстрации — изображения памятных мест и планы. Но нельзя забывать, что все это уже было в той или иной степени разработано в предыдущих изданиях о Крыме, история которых насчитывала к тому времени целое столетие.

Вид Севастополя или Ахтiяра. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал А.И.Казачинский

Вид Севастополя или Ахтiяра. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал А.И.Казачинский

Титульный лист и фронтиспис с видом Бахчисарая. Ж. Б. Ж. Бретон де ла Мартиньер «Россия, или Нравы, обычаи и костюмы обитателей всех провинций этой империи». Париж, 1813. T.6. Гравюра на меди раскрашена от руки акварелью, сделана по рисункам М.Ф.Дамам-Демартрэ и Р.Кер-Портера

Титульный лист и фронтиспис с видом Бахчисарая. Ж. Б. Ж. Бретон де ла Мартиньер «Россия, или Нравы, обычаи и костюмы обитателей всех провинций этой империи». Париж, 1813. T.6. Гравюра на меди раскрашена от руки акварелью, сделана по рисункам М.Ф.Дамам-Демартрэ и Р.Кер-Портера

«Крестьяне и пастух — татары степного Крыма». Ж. Б. Ж. Бретон де ла Мартиньер «Россия, или Нравы, обычаи и костюмы обитателей всех провинций этой империи». Париж, 1813. T.6. Гравюра на меди раскрашена от руки акварелью, сделана по рисункам М.Ф.Дамам-Демартрэ и Р.Кер-Портера

«Крестьяне и пастух — татары степного Крыма». Ж. Б. Ж. Бретон де ла Мартиньер «Россия, или Нравы, обычаи и костюмы обитателей всех провинций этой империи». Париж, 1813. T.6. Гравюра на меди раскрашена от руки акварелью, сделана по рисункам М.Ф.Дамам-Демартрэ и Р.Кер-Портера

Чабан или пастух. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал А.И.Казачинский

Чабан или пастух. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал А.И.Казачинский

Татарский дом. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал А.Я.Колпашников

Татарский дом. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал А.Я.Колпашников

Лежание в грязи. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал А.Я.Колпашников

Лежание в грязи. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал А.Я.Колпашников

Вид Симферополя. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал В.Иванов

Вид Симферополя. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал В.Иванов

Вид Кезлова, или Евпатории. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал А.Г.Рудаков

Вид Кезлова, или Евпатории. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал А.Г.Рудаков

Татарская свадьба. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал А.И.Казачинский

Татарская свадьба. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал А.И.Казачинский

Вид Балаклавы. Ш.А.Монтандон «Путеводитель путешественника по Крыму». Одесса, 1834. Литография по рис. А.Фаццарди, на камень перевел П.Боккаччини, гравировал А.Браун

Вид Балаклавы. Ш.А.Монтандон «Путеводитель путешественника по Крыму». Одесса, 1834. Литография по рис. А.Фаццарди, на камень перевел П.Боккаччини, гравировал А.Браун

«Мурзы или благородные крымчане». Ж. Б. Ж. Бретон де ла Мартиньер «Россия, или Нравы, обычаи и костюмы обитателей всех провинций этой империи». Париж, 1813. T.6. Гравюра на меди раскрашена от руки акварелью, сделана по рисункам М.Ф.Дамам-Демартрэ и Р.Кер-Портера

«Мурзы или благородные крымчане». Ж. Б. Ж. Бретон де ла Мартиньер «Россия, или Нравы, обычаи и костюмы обитателей всех провинций этой империи». Париж, 1813. T.6. Гравюра на меди раскрашена от руки акварелью, сделана по рисункам М.Ф.Дамам-Демартрэ и Р.Кер-Портера

Титульный лист. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803

Титульный лист. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803

Перекоп. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал И.Мейер

Перекоп. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал И.Мейер

Вид Инкермана. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал А.Г.Рудаков

Вид Инкермана. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал А.Г.Рудаков

Вид Георгиевского монастыря. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал Н.Я.Саблин

Вид Георгиевского монастыря. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал Н.Я.Саблин

Дчуфут-Кале. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал Я.Евсеев

Дчуфут-Кале. П.И.Сумароков «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду». Ч.1. Санкт-Петербург, 1803. Офорт по рис. А. де Палдо, выправлял А.Сергеев, гравировал Я.Евсеев

Вид Феодосии. Ш.А.Монтандон «Путеводитель путешественника по Крыму». Одесса, 1834. Литография по рис. А.Фаццарди, на камень перевел П.Боккаччини, гравировал А.Браун

Вид Феодосии. Ш.А.Монтандон «Путеводитель путешественника по Крыму». Одесса, 1834. Литография по рис. А.Фаццарди, на камень перевел П.Боккаччини, гравировал А.Браун

Мердвен, лестница или скала. Ш.А.Монтандон «Путеводитель путешественника по Крыму». Одесса, 1834. Литография по рис. А.Фаццарди, гравировал А.Браун

Мердвен, лестница или скала. Ш.А.Монтандон «Путеводитель путешественника по Крыму». Одесса, 1834. Литография по рис. А.Фаццарди, гравировал А.Браун

Авантитул. Н.Э.Клеман «Клееманово путешествие из Вены в Бел-град и Новую Килию; Також в земли буджатских и нагайских татар и во весь Крым». Спб., 1783

Авантитул. Н.Э.Клеман «Клееманово путешествие из Вены в Бел-град и Новую Килию; Також в земли буджатских и нагайских татар и во весь Крым». Спб., 1783

Вид Евпатории. Ш.А.Монтандон «Путеводитель путешественника по Крыму». Одесса, 1834. Литография по рис. А.Фаццарди, гравировал А.Браун

Вид Евпатории. Ш.А.Монтандон «Путеводитель путешественника по Крыму». Одесса, 1834. Литография по рис. А.Фаццарди, гравировал А.Браун

Вид Ореанды. Ш.А.Монтандон «Путеводитель путешественника по Крыму». Одесса, 1834. Литография по рис. А.Фаццарди, гравировал А.Браун

Вид Ореанды. Ш.А.Монтандон «Путеводитель путешественника по Крыму». Одесса, 1834. Литография по рис. А.Фаццарди, гравировал А.Браун

Водопад в Крыму. Ш.А.Монтандон «Путеводитель путешественника по Крыму». Одесса, 1834. Литография по рис. А.Фаццарди, гравировал А.Браун

Водопад в Крыму. Ш.А.Монтандон «Путеводитель путешественника по Крыму». Одесса, 1834. Литография по рис. А.Фаццарди, гравировал А.Браун

Титульный лист. Э.Кравен «Путешествие в Крым и Константинополь в 1786 году». Москва, 1795

Титульный лист. Э.Кравен «Путешествие в Крым и Константинополь в 1786 году». Москва, 1795

Жители Крыма. Ж. Б. Ж. Бретон де ла Мартиньер «Россия, или Нравы, обычаи и костюмы обитателей всех провинций этой империи». Париж, 1813. T.6. Гравюра на меди раскрашена от руки акварелью, сделана по рисункам М.Ф.Дамам-Демартрэ и Р.Кер-Портера

Жители Крыма. Ж. Б. Ж. Бретон де ла Мартиньер «Россия, или Нравы, обычаи и костюмы обитателей всех провинций этой империи». Париж, 1813. T.6. Гравюра на меди раскрашена от руки акварелью, сделана по рисункам М.Ф.Дамам-Демартрэ и Р.Кер-Портера

Вид Судака. Ш.А.Монтандон «Путеводитель путешественника по Крыму». Одесса, 1834. Литография по рис. А.Фаццарди, на камень перевел П.Боккаччини, гравировал А.Браун

Вид Судака. Ш.А.Монтандон «Путеводитель путешественника по Крыму». Одесса, 1834. Литография по рис. А.Фаццарди, на камень перевел П.Боккаччини, гравировал А.Браун

Вид на дворец графа Воронцова. Ш.А.Монтандон «Путеводитель путешественника по Крыму». Одесса, 1834. Литография по рис. А.Фаццарди, гравировал А.Браун

Вид на дворец графа Воронцова. Ш.А.Монтандон «Путеводитель путешественника по Крыму». Одесса, 1834. Литография по рис. А.Фаццарди, гравировал А.Браун

Вид на дворец хана в Бахчисарае. Ш.А.Монтандон «Путеводитель путешественника по Крыму». Одесса, 1834. Литография по рис. А.Фаццарди, на камень перевел П.Боккаччини, гравировал А.Браун

Вид на дворец хана в Бахчисарае. Ш.А.Монтандон «Путеводитель путешественника по Крыму». Одесса, 1834. Литография по рис. А.Фаццарди, на камень перевел П.Боккаччини, гравировал А.Браун

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru