Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 113 2015

Галерея журнала «Наше наследие»

Ольга Вельчинская, Вероника Гаранина

Завтрак у Тифона

Псевдоантичные забавы

Как мила была мне эта ватага богов,
в веселой наготе правившая миром!

Генрих Гейне.
Идеи, книга Le Grand

Московские художники Ольга Монина и Юлия Устинова представили в выставочном зале редакции журнала «Наше наследие» проект «Завтрак у Тифона», в котором они объединили свой интерес к античности и возможность переосмысления мифологических историй, не теряющих актуальности и в наши дни. Принято считать, что вся европейская культура произошла из античности и до сих пор подпитывается ее энергией и сюжетами. Отдавая должное этому обстоятельству, авторы акцентируют в своих работах связь с античностью не только элитарной культуры и искусства, но и повседневного быта. В их интерпретации античный миф, превращенный со времени хрестоматийной обработки Н.Куна в доступную сказку, наделяется новыми смыслами, взятыми из нынешнего контекста. И оказывается, что к воображаемому завтраку у Тифона, одного из самых зловещих персонажей, коварного и меняющего свое обличье, возжелавшего господствовать над богами и смертными, можно сотворить некие художественные яства-объекты — текстильную скульптуру и живопись, которые транслируют зрителю веселость, иронию и парадоксальное умное шутовство. Они убеждают нас в том, что с помощью эмоций, получаемых от искусства, можно преодолевать тяготы, драматические коллизии и страхи, которые вероятны в жизни каждого человека.

Две девочки, обе из художественных семейств, дочери блистательных отцов, росли, дружили, сами стали художниками и затеяли совместную выставку. Два самодостаточных мастера с множеством любимых детским и взрослым народом книг в активе, во взаимной поддержке вовсе не нуждающиеся, решили выступить дружеским дуэтом.

И мы, зрители, явились на вернисаж и к собственной радости очутились в той самой «ватаге богов», некогда «в веселой наготе правившей миром». А ведь всем нам без исключения, так же как и Генриху Гейне, и Ольге Мониной и Юлии Устиновой, с раннего детства бесконечно близка и мила эта прелестная, хотя и не безобидная, а чрезвычайно коварная ватага.

Выставку назвали смешно и мило — «Завтрак у Тифона. Псевдоантичные забавы».

Ольга Монина представила серию живописных полотен, возникших в результате более чем двухлетней работы над детской книжкой «Мифы древней Греции». Оля так углубилась в эту тему, не вписывающуюся ни в детскую тематику, ни в жесткую схему книжного макета, что вольная история из времен совместного проживания богов и людей потребовала иного масштаба и иной техники. То есть книжный рассказ зазвучал как станковая живопись, не нуждающаяся в текстовом сопровождении. Олину живопись можно было бы назвать «барочным гротеском». Картуши, фризы, гирлянды и другие атрибуты искусства XVI–XVII веков, сочетающиеся со скульптурной пластикой человеческих фигур, создают ощущение радостной избыточности, мастерски пародируя стилистику соответствующей эпохи. А запрятанные в пышных орнаментах, совсем как в средневековых миниатюрах, зверьки и человечки создают эффект иронической жути, считываемой глазом не в первую очередь, потому что главным остается изысканная декоративная плоскость. А законченность, определенность и ясность изображения, усвоенные при работе над акварельными иллюстрациями, ничуть не потерялись и не пострадали при переходе на акрил.

Юлия Устинова представила скульптуру, давно и широко известную публике в иных сюжетных ипостасях и горячо ею (публикой) любимую. И ко всеобщему удовольствию оказалось, что античные сюжеты буквально созданы для той беспредельной пластической изобретательности и нерукотворного мастерства, которыми владеет Юля. Будто бы вся эта античная ватага со своими невероятными историями и презабавными приключениями ждала именно этого художника. И дождалась!

Если вообразить Юлины скульптуры не вязаными, а отлитыми в бронзе, все пластические и композиционные достоинства так при них и останутся, никуда не денутся. Но боязно, как бы они не лишились того исключительного обаяния, что так мощно от каждой из них исходит. А вдруг уйдет то тепло, что вызывает в зрителе необоримое желание украдкой притронуться к вязаному шедевру, или, не дай бог, подевается куда-нибудь прелестный юмор, продуцируемый Юлиными скульптурами?

А ведь что такое юмор, ирония, а уж тем более самоирония, данные Кем-то мудрейшим и прозорливейшим в дар человечеству (хотя и не всеми, увы, далеко не всеми, принятый с благодарностью), если не бесценное спасительное свойство, вселяющее надежду в самых непростых жизненных обстоятельствах?

При полном равнодушии к идеям феминизма, искусство Оли и Юли сугубо ЖЕНСКОЕ (именно так, каждая буква заглавная, прописная) в том самом смысле, который имела в виду Ахматова, полагая, что сильная половина человечества отнюдь не та, что традиционно таковою считается. И есть в этой успешной и блистательно состоявшейся экспозиции еще один аспект: двадцатый век, по счастью, отринул ханжеский взгляд на женскую сексуальность, и мы, зрители, из своего уже двадцать первого столетия смело свидетельствуем, что животворная эротическая нота прочитывается и в полотнах Ольги Мониной, и в пластике скульптур Юлии Устиновой. Острота наблюдений художниц над коллизиями античных сказочек и рискованные шуточки над их персонажами способствуют ощущению полноты жизни, нашей собственной полноценности, и ни в коем случае не повредят зрителю, кем бы он ни был, старым или малым.

Ольга Монина

Ольга Монина

Юлия Устинова

Юлия Устинова

Эринии, Цербер и Орф. Утренняя пробежка. 2013. Холст, акрил

Эринии, Цербер и Орф. Утренняя пробежка. 2013. Холст, акрил

Серия «Рога изобилия». Рабочий полдень. 2013. Холст, акрил

Серия «Рога изобилия». Рабочий полдень. 2013. Холст, акрил

Боль. 2013. Пряжа, металл

Боль. 2013. Пряжа, металл

Немножечко тепла. 2013. Пряжа

Немножечко тепла. 2013. Пряжа

Минотавр и Ариадна. 2013. Пряжа

Минотавр и Ариадна. 2013. Пряжа

Медуза Горгона. 2014. Пряжа

Медуза Горгона. 2014. Пряжа

Нюкта. 2013. Пряжа

Нюкта. 2013. Пряжа

Геракл и Антей позируют Фидию. 2014. Холст, акрил

Геракл и Антей позируют Фидию. 2014. Холст, акрил

Портрет жены путешественника. 2007. Картон, гуашь

Портрет жены путешественника. 2007. Картон, гуашь

Портрет жены композитора. 2007. Картон, гуашь

Портрет жены композитора. 2007. Картон, гуашь

Все счастливые семьи похожи друг на друга, или Порождения Тифона и Ехидны в гостях у родителей. 2013. Холст, акрил

Все счастливые семьи похожи друг на друга, или Порождения Тифона и Ехидны в гостях у родителей. 2013. Холст, акрил

Серия «Рога изобилия». Сентябрь. Сумерки. 2013. Холст, акрил

Серия «Рога изобилия». Сентябрь. Сумерки. 2013. Холст, акрил

Душ. 2011. Пряжа

Душ. 2011. Пряжа

Парки. 2014. Пряжа

Парки. 2014. Пряжа

Дочь Дедала. 2014. Пряжа

Дочь Дедала. 2014. Пряжа

Женская проза. 2010. Пряжа

Женская проза. 2010. Пряжа

Серия «Рога изобилия». Закат. Расхитители. 2013. Холст, акрил

Серия «Рога изобилия». Закат. Расхитители. 2013. Холст, акрил

Серия «Рога изобилия». Рассвет. Любовный треугольник. 2013. Холст, акрил

Серия «Рога изобилия». Рассвет. Любовный треугольник. 2013. Холст, акрил

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru