Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 113 2015

Анастасия Миронова

Прорыв блокады Ленинграда

Пули, которые посланы мной,
не возвращаются из полета.
Очереди пулемета
режут под корень траву.
Я сплю,
положив голову
на Cинявинские болота,
А ноги мои упираются
в Ладогу и в Неву.
Я подымаю веки,
лежу усталый и заспанный,
Слежу за костром неярким,
ловлю исчезающий зной.
И, когда я
поворачиваюсь
с правого бока на спину,
Синявинские болота
хлюпают подо мной…

Так передавал Александр Межиров в своем знаменитом стихотворении «Воспоминание о пехоте» пережитое им и десятками тысяч других советских бойцов, кому довелось держать героическую оборону Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

Тридцать лет назад вблизи именно этих мест, в память защитников города-героя, была возведена монументальная диорама «Прорыв блокады Ленинграда», которая теперь входит в состав одноименного музея-заповедника у деревни Марьино в Кировском районе Ленинградской области.

Художники и раньше создавали батальные, исторические и жанровые работы, посвященные блокадной тематике, но практически все эти произведения имеют станковый характер и по закону жанра не связаны с архитектурой и окружающей средой. Картина — это особый мир, который существует сам по себе и ограничен рамой.

Диорама же — синтетический вид искусства, в котором любой компонент (предметный план, архитектура здания, освещение, иногда музыкальное сопровождение) несет значительную смысловую нагрузку. Идейным центром диорамы является живописное полотно, где, в отличие от станкового искусства, картинная плоскость сознательно разрушается, так как главной целью является создание возможно полной иллюзии реального пространства, в котором происходит то или иное действие, и зритель ощущает себя участником отображаемых событий.

Основоположником советской батальной и панорамно-диорамной живописи по праву считается выдающийся живописец М.Б.Греков, благодаря его творчеству она получает сильнейший импульс развития.

Во многих городах России созданы масштабные диорамные произведения, посвященные событиям Великой Отечественной войны. Среди них — «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» для музея-диорамы в Севастополе (П.Т.Мальцев, Г.И.Марченко, Н.С.Присекин, 1958); «Огненная дуга» для музея-диорамы в Белгороде (Н.Я.Бут, Г.К.Севостьянов, В.Н.Щербаков, М.А.Сычев, 1987); «Битва за Москву» (Е.И.Данилевский ); «Сталинградская битва. Соединение фронтов» (М.И.Самсонов, А.М.Самсонов); «Блокада Ленинграда» (Е.А.Корнеев); «Курская битва» (Н.С.Присекин); «Битва за Днепр» (В.К.Дмитриевский); «Штурм Берлина» (В.М.Сибирский) — все для Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе (1995) и другие.

В ленинградской диораме развертывается грандиозное лентообразное полотно размером 8Ч40 метров, изогнутое полукругом и соединенное с так называемым предметным планом, где каждая сцена или эпизод сражения входит во взаимодействие с окружающей средой.

Особая роль отведена предметному плану. В данном случае это бутафорная инсталляция с рельсами и блиндажами, которая гармонично соединена с изображением на картине. При этом такие свойства изобразительного языка, как пластика, цвет, фактура становятся свойствами самого макетного плана. Падающий свет (который потребовал отдельной режиссуры) и цветовые решения обозначают предметы как органичные элементы картины и важные составляющие художественного образа. Благодаря такому единству живописи и объемного макетирования удается достичь не только пространственной глубины, но и расширить временные рамки: в диораме отображены одновременно семь дней боев (в ходе которых и была прорвана блокада). С этих позиций произведение можно считать самой полномасштабной работой, которая является документально-исторической реконструкцией важнейших боев Великой Отечественной войны.

Битва, запечатленная в диораме, была выбрана не случайно. Именно в этих местах в январе 1943 года встретились солдаты Волховского и Ленинградского фронтов, которые к 27 января 1944 года осуществили прорыв блокады Ленинграда. Этот прорыв спас жизни тысячам горожан, имел огромное военно-политическое значение и стал переломным моментом в битве за Ленинград, закончившейся полным освобождением города.

Ленинград был окружен 8 сентября 1941 года, когда пал старинный город Шлиссельбург в устье Невы на Ладожском озере и река Нева стала естественным рубежом, по которому последующие полтора года проходила линия фронта. Остановив наступление немцев, Ленинград удалось сохранить, но началась почти 900-дневная блокада с непрерывными бомбежками с воздуха. Городу грозила гибель, поэтому попытки прорыва блокады начались еще осенью 1941 года, но все они были безуспешными. Наши войска пытались очистить от немцев так называемое «бутылочное горлышко». Это самый узкий плацдарм вражеской обороны (полоса вдоль левого берега Невы), «замок» блокады, поэтому за время оккупации шлиссельбургско-синявинский выступ был превращен в почти неприступную крепость.

Пятую попытку прорыва готовили очень тщательно. План знаменитой операции под кодовым названием «Искра», с участием танков, артиллерии, авиации, предполагал атаку немецких позиций сразу с двух сторон.

Замысел диорамы построен таким образом, что зритель оказывается на правом берегу, с которого утром 12 января 1943 года под звуки «Интернационала» (на левом фланге изображен духовой оркестр) началось форсирование Невы подразделениями 67-й армии Ленинградского фронта. На левом фланге наступления объят пламенем Шлиссельбург и крепость Орешек. С востока навстречу ленинградцам пробиваются войска Волховского фронта. Такое композиционное решение оказалось очень верным — идея победоносного наступления становится очевидной. На дальнем плане — сцена долгожданной встречи обоих фронтов, которая состоялась 18 января 1943 года. Все события тех дней, включая изображение военной техники, обмундирование солдат, реконструированы с исторической достоверностью.

Сюжет этой грандиозной картины вобрал в себя множество сцен и эпизодов: подвиги летчиков Пантелеева и Сологубова, которые идут на таран немецкого эшелона; подвиг бойца Молодцова, который 13 января закрыл своим телом амбразуру противника. В центральной части полотна — изображение подразделения 136-й стрелковой дивизии генерала Н.П.Симоняка (на направлении главного удара) и легендарные «катюши». Здесь же реконструкция третьего дня боев, когда 152-я и 220-я танковые бригады переправляют танки по уникальной деревянной колее. Сейчас на этом месте находится Ладожский мост, в левобережном пандусе которого и располагается музей-диорама.

На северной окраине 2-го Рабочего городка (ныне город Кировск), на правом фланге картины, яростные контратаки противника отражает 268-я стрелковая дивизия полковника С.Н.Борщева. Еще несколько правее виднеется зарево над «Невским пятачком», откуда полки 45-й гвардейской дивизии генерала А.А.Краснова одну за другой предпринимают попытки штурма электростанции.

Мастерство визуального повествования и четкость композиционного строя достигается особым методом «кадрирования» — каждая часть сражения выстроена хронологически со сменой средних и малых планов. Такой прием позволяет воссоздать события семи дней одновременно.

Искусство диорамы — один из сложнейших видов искусств. И дело здесь не только в синтезе технических и художественных средств, которые требуют одинакового успеха от всех участников проекта, но, что особенно важно в картине такого масштаба, — в ощущении стилистического единства. Над ленинградской диорамой трудились наши сильнейшие живописцы-баталисты, являя пример художественного подвига, — тот редкий случай, когда сложение индивидуальностей оформилось в целостное произведение искусства.

Каждый сантиметр холста прописан с учетом всех нюансов станкового искусства. Художники обозначили свои цветовые поиски в природном богатстве невзрачной, на первый взгляд, русской природы. Бескрайние снежные просторы, на которых разворачиваются драматические события, и затуманенная от взрывов и пожаров даль неба написаны с тончайшими цветовыми переходами, с едва уловимыми тоновыми модуляциями и рефлексами.

Художники смогли отобразить события прорыва без идеологического пафоса и излишней иллюстративности, без кровопролитных сцен и ярких схваток сражения. Они точно уловили такой градус эмоционального воздействия, при котором эффект победоносного триумфа (который достигается центральной линией сюжета — наши войска идут в решительную атаку на противника) и жестокая беспощадность самой войны (то там, то здесь видны всполохи огня и дыма) переданы с документальной точностью и в то же время с сохранением значимости художественного произведения.

В этом году музею и диораме исполняется тридцать лет.

Из всего авторского коллектива, его создававшего, жив один художник — К.Г.Молтенинов. Ему исполнилось уже девяносто лет. Он один из тех, кто стоял у истоков сотворения диорамы и работал до ее полного окончания.

А записанные еще при его жизни воспоминания художника Ф.В.Савостьянова, которому в этом году исполнилось бы девяносто лет, помогли проникнуться творческой атмосферой тех лет: «Мне хотелось перенести на полотно все таким, как было на самом деле. Люди не были великанами, и кровь не была такой эффектной, ярко-алой, как это иногда показывают в цветных фильмах, она быстро чернела, запекалась, смешивалась с землей. Пусть мой вклад будет лишь маленькой крупицей, но крупицей правды. После войны мне хотелось думать о мире, но я не смог уйти от памяти войны, те годы со мной всегда. Работая над диорамным проектом, мы, художники-фронтовики, использовали свой жизненный опыт и пытались передать и засвидетельствовать, что подвиг на войне — это то, что совершается каждый день».

Вообще идея создания этого художественно-документального полотна возникла еще в 1944 году (появились даже эскизные варианты), но тогда не хватало средств для воплощения такого масштабного произведения. Лишь в 1980 году Управление культуры Леноблисполкома инициировало возобновление проекта. Началась предпроектная стадия работы, художники создавали форэскизы с сюжетами, посвященными боевым действиям по прорыву блокады Ленинграда. Одна из творческих групп предложила вариант картины, где события разворачиваются на левом берегу реки (на вражеской территории), так как именно там проходили основные боевые действия. Группа под руководством неформального лидера В.И.Селезнева выдвинула другой форэскиз: там зрителя предлагалось расположить на левом берегу (таким образом открывался обзор на передний край немецкой обороны). На первый взгляд, такое прочтение казалось менее удачным, но именно этот прием давал возможность охвата событий целой недели и именно при таком композиционном решении «читалась» идея победоносного прорыва.

Здесь необходимо отметить, что на утверждении этого варианта настоял художник Федор Савостьянов, который тогда еще не входил в состав творческого коллектива диорамы, но являлся членом президиума Ленинградского отделения Союза художников РСФСР и секретарем партийной организации, что было немаловажным.

Работы официально начались в 1982 году, когда художники В.И.Селезнев, К.Г.Молтенинов, Б.В.Котик приступили к осуществлению этого творческого замысла. На первых этапах создания диорамы художники трудились в кинозале Нахимовского училища (здания для размещения музея тогда еще не было), затем содействие оказал магазин «Океан» на Петроградской стороне, предоставив художникам большой торговый зал. В 1983 году к коллективу авторов присоединился художник-график Н.М.Кутузов. В это время холст уже был загрунтован и начинались работы непосредственно на нем.

Когда появилась возможность переехать на место постоянного размещения, холст доставили туда, и диорама создавалась уже в музее одновременно со строительством здания. Интересно, что при транспортировке холста его сопровождали матросы крейсера «Аврора», которые помогали также при монтаже.

И, наконец, на самом заключительном этапе в 1985 году были приглашены художники Ю.А.Гариков и Л.В.Кабачек.

Нельзя не отметить, что самым сложным этапом было именно это время: помещение не отапливалось, кроме того, необходимо было работать в «люльке» и подниматься под самый купол, чтобы расписать верх холста. И, конечно, многочисленные общественные просмотры. Все это создавало накаленную атмосферу. Некоторые эпизоды приходилось переписывать по несколько раз. Но художники, почти все бывшие фронтовики, не сдавались и работали практически на износ. Казалось, это противостояние с тяжелыми условиями только укрепляло их боевой дух. К весне 1985 года работы были успешно завершены.

И теперь на месте кровавого прорыва страшной Ленинградской блокады стоит гранитное сооружение, похожее на мощный неприступный дот — долговременную огневую точку. Войдя в него, мы попадаем в обширное торжественное пространство, в котором можно как бы очутиться в самом жерле боя, в центре тех смертоубийственных событий, которые происходили тут семьдесят один год назад, когда решалась судьба одного из прекраснейших городов на земле и, в конце концов, судьба страны, а может быть, и судьба всего нашего сегодняшнего мира.

Как писал Межиров в памятных строках:

А когда я встаю
и делаю шаг в атаку, —
Ветер боя летит
и свистит у меня в ушах,
И пятится фронт,
и катится гром к рейхстагу,
Когда я делаю
свой второй шаг.

Полотно диорамы, посвященной прорыву блокады Ленинграда 12-18 января 1943 года

Полотно диорамы, посвященной прорыву блокады Ленинграда 12-18 января 1943 года

Музей-диорама. Открыт 7 мая 1985 года

Музей-диорама. Открыт 7 мая 1985 года

Духовой оркестр провожает в бой советские дивизии. Фрагмент диорамы

Духовой оркестр провожает в бой советские дивизии. Фрагмент диорамы

Войсковые разведчики. Фрагмент диорамы

Войсковые разведчики. Фрагмент диорамы

Раненого танкиста эвакуируют с передовой. Фрагмент диорамы

Раненого танкиста эвакуируют с передовой. Фрагмент диорамы

Атакующие позиции 136-й стрелковой дивизии. 152-я и 220-я танковые бригады форсируют Неву по уникальной деревянной колее, выдержавшей нагрузки до 30 тонн. В настоящее время здесь Ладожский мост. В центре полотна — встреча Ленинградского и Волховского фронтов. Фрагмент диорамы

Атакующие позиции 136-й стрелковой дивизии. 152-я и 220-я танковые бригады форсируют Неву по уникальной деревянной колее, выдержавшей нагрузки до 30 тонн. В настоящее время здесь Ладожский мост. В центре полотна — встреча Ленинградского и Волховского фронтов. Фрагмент диорамы

Танк КВ-1, установленный у музея-диорамы. Воевал в составе 123-й танковой бригады (бортовой номер 5207)

Танк КВ-1, установленный у музея-диорамы. Воевал в составе 123-й танковой бригады (бортовой номер 5207)

На дальнем плане: объятые пламенем город Шлиссельбург и крепость Орешек. Левая часть диорамы

На дальнем плане: объятые пламенем город Шлиссельбург и крепость Орешек. Левая часть диорамы

Танки в броске после переправы. Фрагмент диорамы

Танки в броске после переправы. Фрагмент диорамы

Спуск танков на дереволедовую переправу. Центральная и правая части диорамы

Спуск танков на дереволедовую переправу. Центральная и правая части диорамы

Поклонный крест с неугасимой лампадой на преддиорамной площади музея

Поклонный крест с неугасимой лампадой на преддиорамной площади музея

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru