Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 112 2015

Галерея журнала «Наше наследие»

Елена Грибоносова-Гребнева

Пределы мастерства

Знак мастера — умение творить в известных пределах.
Гёте

Искусство, как водится, материя во многом безмерная и беспокойная, особенно в современном мире с его преобладающей визуальной агрессией и эстетическим равнодушием. В связи с этим мы особенно остро должны ценить и оберегать тонкий и тщательный поиск индивидуально стабильной, независимой и предельно изысканной творческой территории, имеющей хорошо узнаваемые пластические координаты. К очевидным сторонникам подобных исканий относится и московский художник Кероп Согомонян.

Земляк Сарьяна, родившийся в 1951 году в селе Чалтырь Ростовской области, он имел массу поводов, чтобы не стать художником. Отец мечтал о музыкальной карьере, в свободное время играл на скрипке и всячески прививал сыну любовь к музыке. Дядя-живописец считал свою стезю заведомо неудачной, но тем не менее советовал заниматься в изостудии. После отличного окончания Ростовского художественного училища в 1971 году Согомонян сначала попал в армию, а затем работал на кирпичном заводе. С 1974 года успешно осваивал опыт реставратора архитектуры, масляной живописи, иконописи. По приезде в Москву в 1978 году работал кровельщиком и лишь в 1986-м по настоянию друзей решился принять участие в 16-й, а затем и в 17-й Молодежных выставках, отбор на которые с блеском прошел и достойно вписался в ряд выразительно прозвучавших тогда и поныне очень заметных И.Лубенникова, Н.Желтушко, В.Брайнина, А.Сундукова, М.Кантора, Л.Табенкина и др. С тех пор Кероп Согомонян вполне обоснованно уважает художников «с жизненной закалкой».

Его излюбленная творческая территория — станковая живопись. И здесь художник полностью солидарен с особо почитаемым им Полем Гогеном, который говорил так: «Живопись — самое прекрасное из всех искусств; в ней объединяются все ощущения, при виде ее каждый может по воле своего воображения создать роман, с помощью одного только взгляда — наполнить душу самыми глубокими воспоминаниями; никаких усилий со стороны памяти — все схвачено в одно мгновение». При этом Согомонян увлеченно занимается и графикой, которая, имея преимущественно «живописное» происхождение, образует большой и ценный раздел в его творчестве, любит скульптуру и даже иногда пробует себя в этом качестве, когда возникает желание полнее ощутить форму предмета.

Он не случайно выстраивает собственную иерархию жанров в примерной последовательности «портрет, жанр, натюрморт, пейзаж». Главенство портрета в ней обусловлено в числе прочего и тем, что его любимый преподаватель в Ростове-на-Дону Тимофей Теряев, как подчеркивал сам Согомонян, «всю жизнь писал портреты». Посредством его уроков он в полной мере осознал и усвоил такие важные пластические качества работ еще одного своего кумира в мировом искусстве — Анри Матисса, как «большая линия и неразбитое пятно», — собственная формулировка художника, прозвучавшая в нашей беседе. Возможно, сродни Матиссу он понимает и особую композиционную экспрессию, о которой французский художник писал так: «Экспрессия заключается для меня не в страсти, которая сверкает на лице или властно выразится в бурном движении; она — во всем распорядке картины: место, которое занимают тела, пустое пространство вокруг них, пропорции — все это имеет свое значение».

Внутренняя логика авторской эволюции связана, в первую очередь, с решением и варьированием композиционных «уравнений» по соотношению фигур или предметов с окружающим картинным пространством. Несколько парадоксальные лирически-гротескные портреты 1970–1980-х годов, с их декоративно обобщенной и колористически локальной средой, в 1990-е годы сменяются задушевно поэтической образной тональностью в портретных композициях, приобретающих более свободное от предметно-интерьерного мотива, но насыщенное плотным цветным «воздухом» пространство.

Так органично сложившееся в работах Согомоняна разных жанров настроение элегической экспрессии, благодаря неразрывному соединению активного цветового строя и метафизически спокойного ритма и состояния большинства работ, воочию подтверждает слова Поля Валери о том, что «лирика есть развернутое восклицание».

Если в портретных изображениях «восклицательной» доминантой является лицо, состояние которого, по мнению самого художника, должно быть разлито в фигуре и фоне, то лирической основой жанровых и натюрмортных композиций оказывается ситуация сосредоточенного внутреннего диалога героев или предметов друг с другом или с окружающей средой. Вообще, умение выстраивать образный диапазон своих произведений в границах сдержанной экспрессии без излишнего пафоса, глубинной серьезности без необратимого трагизма, радостного любования натурой без нарочито салонного смакования ее красот становится завидным отличительным признаком творчества художника.

Абсолютно свободный от нередко встречающегося художнического «нарциссизма», он, во-первых, неустанно отстаивает в любом авторском замысле приоритет натуры, на которую, как он считает, если вышел, то не нужно подменять ее собою, а важно следовать ей до конца.

Во-вторых, Кероп Согомонян всячески исповедует и утверждает в своем искусстве ту высокую степень авторской смелости, которую отмечал в свое время Репин у молодого Серова, решительно стиравшего весь рисунок после замечаний учителя. Постоянно доделывая, переписывая и даже нередко избавляясь от якобы неудачных работ, Согомонян придерживается стратегии решительного творческого поиска.

В этом смысле территория его искусства тесно соприкасается с творческими вехами его старших и младших современников, например, таких как Павел Никонов, Виктор Русанов, Валерий Бабин, Валерий Сахатов, Ольга Рудакова, Владимир Манохин, Мария Кулагина, Екатерина Воробьёва и др. И какой бы насыщенной и протяженной ни была эта территория, она никогда не покидает пластические пределы тонкого вкуса, высокого качества и самоотверженного мастерства.

Кероп Согомонян

Кероп Согомонян

Прогулка. 2012. Бумага на картоне, масло

Прогулка. 2012. Бумага на картоне, масло

Светлый букет. 2012. Картон, эмаль, масло

Светлый букет. 2012. Картон, эмаль, масло

Мать с дочкой. 2014. Холст, масло

Мать с дочкой. 2014. Холст, масло

Обнаженная на ковре. 2000-е годы. Бумага, масло. Собрание Т.Гриднева

Обнаженная на ковре. 2000-е годы. Бумага, масло. Собрание Т.Гриднева

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru