Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 112 2015

Ю.В.Диденко

«Образы-предчувствия» Валерия Фалька

Валерий Романович Фальк (1916–1943)1 принадлежал к поколению тех молодых художников, чью жизнь оборвала война, а творчество до сих пор осталось недооцененным по достоинству. Совершенно справедливо О.А.Ройтенберг, исследовательница малоизученных молодых художников «тихого» поколения, вступившего в художественную жизнь в 1925–1935 годах и державшегося в стороне от советского «официоза», включила имя В.Р.Фалька в круг этой «плеяды» и определила свойства его личности как «редчайшую возможность прозреть под предметной оболочкой сверхреальную сущность», которая «явлена в образах-припоминаниях, образах-предчувствиях»2.

Творческое наследие Валерия Фалька, весьма скромное по объему (все сохранившиеся произведения были созданы в короткий временной промежуток, с 1933 по 1940 год), чрезвычайно индивидуально и неординарно по своей художественной выразительности. Уже при первом знакомстве с его работами — с их темным колоритом, причудливыми контрастами света и тени, напряженным драматизмом содержания — возникает желание попытаться понять ту глубину и профессионализм творений молодого, но зрелого по мироощущению художника, которые вызывали восхищенные отзывы отца.

Роберт Рафаилович чрезвычайно высоко оценивал творческие способности сына. На вопрос своей матери М.Б.Фальк о впечатлении от присланных в Париж, где Р.Р.Фальк тогда жил, рисунков пятнадцатилетнего Валерика художник ответил: «Я просто потрясен ими. И не думай, что я пристрастен. Нет, я считаю его дарование совершенно необычайным. Значительно превышающее мое собственное. <…> К сожалению, его дарование чересчур утонченное, изысканное для нашего времени, требующего более простого, примитивного искусства. Сейчас есть очень мало зрелых, известных художников, которые имеют те же качества, что и Валерик»3. Позже, уже общаясь с сыном во Франции, Роберт Фальк не переставал удивляться дарованию Валерика: «Он понимает самые сложные вопросы и его понимание совершенно родственно моему. Сколько у меня было учеников, которых я учил годами. А вот сейчас он, никогда у меня не учившийся и вообще не учившийся, делает точь-в-точь именно то, что нужно, и говорит об этом почти теми же словами, какими я говорил в классе»4.

Валерий Фальк не получил систематического художественного образования, хотя известно, что в 1930-е годы он занимался в нескольких студиях во Франции и в СССР.

Весной 1935 года Валерий поступил в Париже «в специальную школу, где обучают литографии, офорту, гравюре по дереву»5, где показал, по словам отца, «просто колоссальные успехи»6. Об исключительных достижениях сына Роберт Рафаилович писал родным: «То, что другие начинают делать через год, он делает на третью неделю. Но ходит он туда очень неаккуратно»7. Сам Валерик в письме к бабушке сообщал, что посещает школу, где занимается «типографией»8, и что «доволен этой школой»: «мне очень нравится гравюра на дереве, и я с удовольствием ею занимаюсь. <…> Если я еще останусь в школе, то буду ходить в другое atelier, где изучают eau-forte»9. Действительно, вскоре 19-летний юноша занялся офортом и показал в этой области такие удивительные способности, что его «опытами <…> заинтересовался Михаил Ларионов, подаривший ему офортный станок»10.

В одном из парижских писем к матери Роберт Рафаилович размышлял о таланте сына: «У него, я считаю, такое совсем исключительное, совсем редкое дарование. <…> Я считаю его [талант] самого высшего чистейшего качества, если можно так выразиться, — моцартовского калибра. Моцарт был совершенен почти уже мальчиком. Его музыка лилась у него так же свободно, как разговор, еда и т.д. <…> Я считаю, что Валерика не нужно, например, учить. Он должен был бы только иметь возможность писать, рисовать. Все знания в нем самом заложены. Конечно, было бы исключительно для него важно видеть много прекрасных произведений искусства. Думаю я, что когда такой уже большой дар, как у него, заложен, всегда будет потом в жизни трудно, если он силою внешних обстоятельств не сможет развиваться. Думаю, что “крест” художника не только в том, что он избрал эту профессию, [но] и в том, что вообще природа дала эту способность. Вообще в природе устроено так, что за все нужно расплачиваться — даны очень тонкие глаза, очень реагирующие нервы и т.д., но именно из-за этого организм становится куда более беззащитным»11.

Как художник Валерий только начал свое развитие и, несомненно, оказался в тени масштабной фигуры отца. Со временем, однако, все более очевидными стали его собственная одаренность, самостоятельность творческого почерка, далекого от эпигонства (чего не смогли избежать многие прямые ученики Р.Р.Фалька), и необычность образного мира его немногочисленных, к сожалению, произведений. В стилистическом отношении работы Валерия более строги, сдержанны и драматичны, чем работы Роберта Рафаиловича. В этой связи представляет интерес восприятие сыном работ отца, о чем вспоминает

А.В.Щекин-Кротова: на ее вопрос, обращенный к Валерику, нравятся ли ему картины отца, он, по ее словам, «спокойно ответил: “Да, конечно, но они слишком пестрые”»12.

Действительно, многие картины Валерия от работ отца отличаются темным, почти монохромным колоритом, другие написаны в приглушенной, крайне сдержанной цветовой гамме. Примечательна особая склонность молодого художника к изображению ночных сцен, так называемых ноктюрнов, в которых ночная темнота трактуется трагически, как некая субстанция, сопричастная злу.

Полотно В.Р.Фалька «Расстрел» (1936, Музей-заповедник «Абрамцево») написано во Франции как живой отклик на события гражданской войны в Испании (сюжет можно соотнести с расстрелом франкистами поэта Ф. Гарсиа Лорки). Картина построена на едином темном серо-свинцовом колорите, с эффектом грозовых отсветов. Молодой мастер весьма впечатляюще передает в ней драматизм зловещей ночной расправы над двумя мужчинами и женщиной, происходящей в присутствии ребенка.

Различия в мировосприятии отца и сына наглядно выявляются при сравнении двух рисунков, выполненных ими во время путешествия в Бретань в 1934 году.

В графических листах изображена с одного и того же ракурса ночная сцена традиционного бретонского праздника с катанием на цепной карусели. В гуаши Р.Р.Фалька «Карусель ночью. (Бретань. Праздник)» (1934, ГМИИ им. А.С.Пушкина) зрителю предстает красочное и динамичное зрелище, напоминающее

театральное действо: врывающийся в темноту ночи звучный ярко-красный тент карусели, пылающие желтым светом фонари, которые отбрасывают причудливый свет на фигуры бретонцев и бретонок в национальных костюмах, ритмическая энергия стремительного вращения парящих над землей фигур — в целом составляют по-праздничному мажорную, живописную по характеру композицию. Вместе с тем в небольшом по размеру рисунке Валерия Фалька «Карусель в Бретани» (Фонд Харджиева — Чаги, Амстердам)13, выполненном черным карандашом, мы видим своего рода экзистенциальный, если это можно так назвать, подход к осмыслению распространенного мотива катания на карусели: подвешенные, подобно марионеткам, на карусельных цепях беспомощные, скорченные человеческие фигурки кажутся обреченными помимо своей воли вращаться в бесконечной круговерти жизни и времени, в окруженном тьмой небольшом круге света. Это ощущение мастерски передано вращательной ритмикой, образованной характерными спутанными линиями и штрихами, а также резкими контрастами света и тени. Вспоминается высокая оценка, данная Робертом Рафаиловичем рисункам сына: «Рисует он так, что я сам могу ему только позавидовать. В смысле рисунка он уже теперь абсолютно законченный художник»14. «Рисует он так замечательно не только внешне. Но в самой глубочайшей сущности искусства. И <…> совсем на принципах Рембрандта — все это совершенно непосредственно, ведь он очень мало еще смотрел искусство»15.

По возвращении из Франции в Россию, в течение трех предвоенных лет (с 1938 по 1941-й) Валерий Фальк посещал студию живописи при МОСХе, где занимался у художника Аржанникова; привела его туда подруга Наташа Сорокина, сама в ней учившаяся16. Ко времени обучения относятся штудии «Натурщиков» 1938 года (одна хранится в ГТГ, другая — в Музее-заповеднике «Абрамцево»), которые отличаются тонким колористическим чувством.

Как вспоминала А.В.Щекин-Кротова, еще до студии Валерий намеревался поступить в художественный институт, в связи с чем его работы, отмеченные, по ее словам, «мрачной драматической романтикой», были показаны преподавателям института С.В.Герасимову и И.И.Чекмазову, которые категорически отказали молодому художнику: «работы испугали их, они нашли, что дарование Валерия никак не подходит к профилю вуза»17.

Можно предположить, что настораживало и пугало в работах Валерия Фалька главным образом ощущение беспричинной тревоги, загадочности и какой-то тайны. Подобное впечатление производит его картина «Чаепитие» (1940, Ярославский художественный музей), запечатлевшая двух женщин в несколько старомодных нарядных одеяниях, чинно сидящих за вечерним чаем (по мнению А.В.Щекин-Кротовой, Валерий изобразил свою мать Е.С.Потехину (слева) и близкую знакомую отца Л.В.Чагу)18. Уже сам по себе фон с красно-коричневыми всполохами оставляет тревожное впечатление, которое диссонирует с сюжетом мирного чаепития. Художник выбрал довольно трудносочетаемые цвета — оливково-зеленоватые тона скатерти, серо-голубое платье одной и кремовое платье другой дамы, — которые тонко увязал в изысканное колористическое целое.

В «Трапезе» В.Р.Фалька (1938, Музей-заповедник «Абрамцево»), написанной в Москве, в первый год после возвращения из Парижа, тот же мотив чаепития решен с некоторыми нюансами, но в том же неизменно мрачно-беспокойном ключе. Выразительные особенности этой картины верно определила А.В.Щекин-Кротова, отметив в композиции «отпечаток какой-то торжественной ритуальности»19, заметный и в застылости обособленных фигур, и в стоящих на столе «странных сосудах в форме священных чаш».

Картина «Купальщицы» (1938, Ярославский художественный музей) написана, вероятно, на основе впечатлений от поездки в Крым, где Валерий Фальк провел лето 1938 года вместе с Наташей Сорокиной. По свидетельству А.В.Щекин-Кротовой, многие крымские пейзажи Валерий писал «по памяти» уже по возвращении в Москву. Характерное для его работ преобладание темных серо-коричневых тонов в трактовке гедонистического сюжета летнего отдыха вызывает весьма тревожные ощущения, впечатление наполненности каким-то таинственным смыслом, который трудно разгадать (возможно, как предположила А.В.Щекин-Кротова, художник имел в виду какие-то мифологические темы20).

По мнению Ангелины Васильевны, предпринявшей в своих комментариях к картинам В.Р.Фалька первую попытку анализа его творчества, его живопись во многом (обобщенной трактовкой фигур, мерцающим цветом и общей романтической интонацией) близка творчеству армянского колориста А.А.Бажбеук-Меликяна21.

До недавнего времени работы Валерия Фалька мало кто видел, даже если знал об их существовании. К сожалению, его картины и рисунки, хранящиеся в российских музейных собраниях (ГТГ, ГРМ, ГМИИ, Ярославский художественный музей, Новосибирский художественный музей, Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова и др.), практически не экспонировались. Несколько его работ можно было увидеть лишь на четырех московских выставках, две из которых были связаны с годовщинами Великой Отечественной войны22. Среди недавних счастливых исключений упомянем участие работ В.Р.Фалька в выставочном проекте «Романтический монтаж»23, организованном Музеем-заповедником «Абрамцево» и состоявшемся в 2011–2014 годах в Абрамцеве, Москве, Сыктывкаре, Хабаровске и Владивостоке.

Интересна история спасения картин Валерия Фалька, которые с большой долей вероятности могли быть утрачены. По свидетельству А.В.Щекин-Кротовой, «еще при жизни Р.Р.Фалька, в 50-х годах, Е.С.Потехина передала в мастерскую [Р.Р.Фалька] работы сына, выполненные маслом на холсте, также и свои живописные работы, чтобы он использовал их в качестве холстов для своих работ»24. Нельзя исключить, что часть картин сына могла быть использована по этому назначению, но те холсты Валерия и его матери, которые остались в мастерской после смерти Р.Р.Фалька, заботами Ангелины Васильевны были отреставрированы25 и распределены в качестве дара по музеям и частным собраниям. Десять картин Валерия Фалька были переданы ею И.В.Савицкому для организованного им Каракалпакского музея изобразительных искусств в Нукусе. Пять живописных работ попали в Государственный музей искусств Узбекистана в Ташкенте. Кроме того, одна живописная и ряд графических работ (гравюр и карандашных рисунков) В.Р.Фалька поступили от А.В.Щекин-Кротовой в 1984 году в РГАЛИ, где они вошли в состав фонда Р.Р.Фалька.

Еще одно местонахождение работ Валерика прояснилось совсем недавно, в 2013 году, когда вышел в свет каталог собрания фонда «Культурный центр Харджиева — Чаги», находящегося под эгидой Стеделик музея (Амстердам, Нидерланды)26, в котором был опубликован большой корпус творческого наследия Валерия Фалька, вывезенный Л.В.Чагой в Голландию в 1993 году27. Воспроизведенные в каталоге около полусотни его графических произведений свидетельствуют о неординарном мастерстве рисовальщика и офортиста.

Восстанавливая канву событий, приведем найденные нами сведения о происхождении упомянутых рисунков в собрании Л.В.Чаги: «Елизавета Сергеевна Потехина перед смертью (она покончила с собой) распорядилась своим имуществом следующим образом: 1) Портреты сына (кисти Р.Р.Фалька) она завещала дочери Фалька от второго брака, Кирилле Романовне Фальк, по мужу Барановской (один из портретов Валерия самовольно взяла Л.В.Чага, теперь он находится в Государственном Русском музее, куда был продан ею в начале 80-х годов28. Она также взяла рисунки Р.Р.Фалька и рисунки и гравюры Валерия). Остальные портреты распределены по музеям, два из них в семье К.Р.Барановской-Фальк»29.

Стоит отдать должное художнице Л.В.Чаге — в 1989 году из этих графических листов она организовала небольшую, но до сей поры единственную персональную выставку Валерия Романовича Фалька — «Выставку рисунков и офортов», которая проходила в помещении Московской эстампной экспериментальной студии им. И.И.Нивинского и сопровождалась буклетом с текстом устроительницы30.

В настоящее время, спустя двадцать пять лет после упомянутой персональной выставки, «совсем редкое дарование» Валерия Фалька, как писал его отец, все еще ждет своего заслуженного признания.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Didenko J. Fal’k, Valerij Robertoviи // SAUR: Allgemeine Kunstler-Lexikon. Bd. 36. Munchen — Leipzig, 2003. S.403.

2 Ройтенберг О.А. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». М., 2004. С.171.

3 Из письма Р.Р.Фалька к матери М.Б.Фальк. Париж — Москва. 16 марта 1931 (1932?). Автограф (РГАЛИ. Ф.3018. Оп. 1. Ед. хр. 157. Л.30).

4 Письмо Р.Р.Фалька к матери М.Б.Фальк. Париж — Москва, 18 сентября 1933 // Р.Р.Фальк. Беседы об искусстве. С.134.

5 Письмо Р.Р.Фалька к матери М.Б.Фальк. Париж — Москва. Май 1935. Автограф (РГАЛИ. Ф.3018. Оп. 1. Ед. хр. 159. Л.36об).

6 Письмо Р.Р.Фалька к матери М.Б.Фальк. Париж — Москва. Июнь 1935. Автограф (РГАЛИ. Ф.3018. Оп. 1. Ед. хр. 159. Л.40). Кроме упоминаний в письмах, других документальных свидетельств об этой школе в архиве Р.Р.Фалька не сохранилось.

7 Письмо Р.Р.Фалька к матери М.Б.Фальк. Париж — Москва. Весна 1935. Автограф (РГАЛИ. Ф.3018. Оп. 1. Ед. хр. 159. Л.36об).

8 Правильно: «типографика» — художественная графика, использующая полиграфические средства и оформительские элементы.

9 Письмо В.Р.Фалька к бабушке, М.Б.Фальк. Париж — Москва. [Июнь 1935 (?)]. Автограф (РГАЛИ. Ф.3018. Оп. 1. Ед. хр. 358. Л. 6, 6об).

10 Цит. по: Чага Л.В. [Вступ. статья] // Художник Валерий Романович Фальк (1916–1943). Выставка рисунков и офортов: [буклет]. М., 1989.

11 Письмо Р.Р.Фалька к матери М.Б.Фальк. Париж — Москва. Май 1935. Автограф (РГАЛИ. Ф.3018. Оп. 1. Ед. хр. 160. Л. 10-11).

12 Щекин-Кротова А.В. Лирические комментарии. С.30.

13 Рисунок приведен с ошибочной датировкой: «около 1923 г.» в каталоге: Russische avant-garde: De Khardzhiev-collectie in het Stedelijk Museum Amsterdam. Р.126. №106.

14 Письмо Р.Р.Фалька к матери М.Б.Фальк. Париж — Москва. 20 августа 1933. // Р.Р.Фальк. Беседы об искусстве. С.134.

15 Письмо Р.Р.Фалька к Р.В.Идельсон. Париж — Москва. 1933. // Р.Р.Фальк. Беседы об искусстве. С.137.

16 Щекин-Кротова А.В. Биография Валерия Романовича Фалька (РГАЛИ. Ф.3018. Оп. 1. Ед. хр. 362. Л.6).

17 Там же.

18 См.: Щекин-Кротова А.В. Биография, списки работ В.Р.Фалька (РГАЛИ. Ф.3018. Оп. 1. Ед. хр. 362. Л.20).

19 Там же.

20 Там же. Л.21.

21 Там же. Л.19. Александр Александрович Бажбеук-Меликян (1891–1966) — живописец.

22 Выставки с участием работ В.Р.Фалька: «Защитникам Москвы посвящается»: к 25-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой (декабрь 1966 г., Манеж); «Московские художники — 30-летию Великой победы» (апрель–май 1975 г., выставочный зал МОСХ на ул. Беговой); «Московские художники 1920–1930-х» (1991, ЦДХ); «Искусство ХХ века из собрания художника А.Зарипова» (2002, МСХ).

23 См.: Романтический монтаж: живопись, графика, скульптура 1920–1930-х годов из собрания Музея-заповедника «Абрамцево» / Автор вступ. ст. и сост. каталога С.В.Волкова. М., 2012. С. 86-89. В 2015 г. выставка пройдет в Благовещенске, Чите и Иркутске.

24 Щекин-Кротова А.В. Документы, письма и другие бумаги из архива Е.С.Потехиной, первой жены Р.Р.Фалька и матери его сына В.Р.Фалька. Машинопись (частный архив, Москва).

25 Хранившиеся в рулонах полотна В.Р.Фалька были «натянуты на подрамники и промыты реставратором Г.М.Ерховой в декабре 1985 года» (РГАЛИ. Ф.3018. Оп. 1. Ед. хр. 362. Л.24).

26 См.: Russische avant-garde. De Khardzhiev-collectie in het Stedelijk Museum Amsterdam. Р. 124-153, №№ 105-151.

27 Лидия Васильевна Чага (1912–1995) — скульптор-прикладник, кузина и падчерица художника Д.И.Митрохина, в третьем браке — жена литературоведа и собирателя русского авангарда Н.И.Харджиева. В 1993 г. супруги эмигрировали в Голландию, заранее нелегально переправив туда бoльшую часть уникального архива. В 1939–1941 гг. Л.Чага брала уроки живописи у Р.Р.Фалька, с которым находилась в близких отношениях; она была моделью нескольких его картин. Была знакома с Е.С.Потехиной.

28 Речь идет о картине «Валерик (Портрет сына)» (1935; холст, масло, 105Ч65), поступившей в ГРМ в 1979 г. от Л.В.Чаги (Москва).

29 Цит. по: Щекин-Кротова А.В. Документы, письма и другие бумаги из архива Е.С.Потехиной.

30 См. примеч. 10. Воспроизведение буклета см. в: Russische avant-garde. De Khardzhiev-collectie in het Stedelijk Museum Amsterdam. Р.152.

Р.Р.Фальк. Карусель ночью (Бретань. Праздник). 1935. Гуашь. ГМИИ им. А.С.Пушкина

Р.Р.Фальк. Карусель ночью (Бретань. Праздник). 1935. Гуашь. ГМИИ им. А.С.Пушкина

В.Р.Фальк. Карусель в Бретани. 1935. Черный карандаш. Фонд «Культурный центр Харджиева — Чаги», Амстердам

В.Р.Фальк. Карусель в Бретани. 1935. Черный карандаш. Фонд «Культурный центр Харджиева — Чаги», Амстердам

В.Р.Фальк. Бретонский пейзаж. 1935. Офорт. РГАЛИ. Публикуется впервые

В.Р.Фальк. Бретонский пейзаж. 1935. Офорт. РГАЛИ. Публикуется впервые

В.Р.Фальк. Расстрел. 1936. Холст, масло. Музей-заповедник «Абрамцево»

В.Р.Фальк. Расстрел. 1936. Холст, масло. Музей-заповедник «Абрамцево»

В.Р.Фальк. Гамлет и Клавдий. 1930-е годы. Холст, масло. Собрание А.Зарипова, Москва

В.Р.Фальк. Гамлет и Клавдий. 1930-е годы. Холст, масло. Собрание А.Зарипова, Москва

В.Р.Фальк. На набережной. Конец 1930-х годов. Графитный карандаш.  РГАЛИ. (Из альбома А.Е.Крученых)

В.Р.Фальк. На набережной. Конец 1930-х годов. Графитный карандаш. РГАЛИ. (Из альбома А.Е.Крученых)

В.Р.Фальк. Купальщицы. 1938. Холст, масло. Ярославский художественный музей. Публикуется впервые

В.Р.Фальк. Купальщицы. 1938. Холст, масло. Ярославский художественный музей. Публикуется впервые

В.Р.Фальк. Париж. Фонарщик. 1936. Итальянский карандаш. ГМИИ им. А.С.Пушкина. Публикуется впервые

В.Р.Фальк. Париж. Фонарщик. 1936. Итальянский карандаш. ГМИИ им. А.С.Пушкина. Публикуется впервые

Валерий Фальк в Париже за работой в мастерской Р.Р.Фалька. 1935–1936. Фотография. Из собрания К.Р.Барановской-Фальк (ранее — альбом Е.С.Потехиной)

Валерий Фальк в Париже за работой в мастерской Р.Р.Фалька. 1935–1936. Фотография. Из собрания К.Р.Барановской-Фальк (ранее — альбом Е.С.Потехиной)

В.Р.Фальк. Трапеза. 1938. Холст, масло. Музей-заповедник «Абрамцево»

В.Р.Фальк. Трапеза. 1938. Холст, масло. Музей-заповедник «Абрамцево»

В.Р.Фальк. Чаепитие. 1940. Холст, масло. Ярославский художественный музей. Публикуется впервые

В.Р.Фальк. Чаепитие. 1940. Холст, масло. Ярославский художественный музей. Публикуется впервые

Обложка и страница каталога 14-й выставки «Салона Тюильри». Париж, 1936. Экземпляр из собрания М.Ларионова. Научная библиотека ГТГ, Москва

Обложка и страница каталога 14-й выставки «Салона Тюильри». Париж, 1936. Экземпляр из собрания М.Ларионова. Научная библиотека ГТГ, Москва

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru