Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 112 2015

Роман Сунгуров

«…И нарече его Дмитров»

Город Дмитров и, прежде всего, Дмитровский кремль — один из древнейших и интереснейших памятников оборонного зодчества Подмосковья — были заложены как пограничная крепость ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким в 1154 году. «В лето 6663 суще князю Георгию Суздальскому Володимирочу в своей области на реце Яхроме и с княгинею, в месяце октября 19 день родился ему сын Дмитрий и нарече ему имя Всеволод, и постави на том месте во имя его град и нарече его Дмитров» (Полное собрание русских летописей. Т. XV. СПб., 1863. С.221).

Расположен кремль был хоть и на возвышенном берегу реки Яхромы, но по сравнению с лежащими вокруг холмами Клинско-Дмитровской гряды на относительно низком месте. Историю памятника можно разделить на три этапа: время его существования в качестве крепости (с середины XII века по 1610 год), период, когда он играл роль административного центра города (с середины XVII до середины XX века) и современное значение кремля как археологического памятника, историко-культурного и туристического объекта. С 1933 года и по сей день существование Дмитровского кремля неразрывно связано с деятельностью музея-заповедника «Дмитровский кремль». В 1960 году постановлением Совета Министров СССР Дмитровское городище было объявлено памятником археологии федерального значения.

В наши дни укрепления средневекового городища представляют собой земляной вал протяженностью около 990 метров, имеющий высоту от 7 до 10 метров и сохранившийся целиком по периметру. Площадь внутри укреплений неправильной овальной формы составляет примерно пять гектаров.

Археологическое изучение Дмитровского кремля было начато относительно недавно, в 1933–1934 годах, отрядом экспедиции ГАИМК (ныне Институт археологии РАН) под руководством Н.П.Милонова. Предварительные исследования 1930–1931 годов, проведенные О.Н.Бадером, носили лишь рекогносцировочный характер.

Работы в Дмитровском кремле были включены в масштабные археологические исследования территорий, прилегающих к трассе канала Москва — Волга. За сезон 1933 года экспедицией ГАИМК было раскрыто 69 археологических памятников, не считая более десяти мест палеонтологических находок. Наиболее интересными и результативными, кроме Дмитровского городища, признаны раскопки Соболевской позднепалеолитической стоянки, Пекуновского и Санникова городищ «дьякова типа» и второго Пекуновского курганного могильника на берегах Волги, а также Ивакинский курганный могильник на берегу Клязьмы около станции Хлебниково.

Общая площадь раскопов в Дмитровском кремле составила более 800 квадратных метров. Археологи обнаружили много изделий средневековых ремесленников, относящихся в основном к XII–XIV векам: обломки цветных стеклянных браслетов, железных наконечников стрел, ножей, железный топор и другие изделия дмитровских кузнецов, фрагменты разнообразных гончарных изделий, шиферные пряслица и многое другое, а также остатки построек, в том числе мастерских.

В дальнейшем небольшие археологические раскопки на территории Дмитровского кремля производились в начале 1990-х годов под руководством С.А.Болелова и в 1997 году силами работников музея-заповедника «Дмитровский кремль» под руководством О.В.Хижнякова и В.Н.Карасева.

Археологические исследования территории Дмитровского кремля 2001–2003 годов (продолженные в 2004–2012 годах), проводившиеся Подмосковной экспедицией Института археологии РАН под руководством А.В.Энговатовой, показали, что славянское поселение на территории Дмитровского городища существовало задолго до времени, указанного в летописных источниках, и относится к середине X века. Сохранившийся земляной вал как часть укреплений Дмитровского кремля, по данным археологических раскопок, создавался с середины XII до конца XIII века, что совпадает с летописным упоминанием об основании крепости Юрием Долгоруким.

Сегодня исследовано более 1500 квадратных метров различных участков Дмитровского кремля. В фонды музея-заповедника «Дмитровский кремль» передано свыше 5000 разнообразных археологических находок, часть которых представлена в экспозиции по средневековой истории края.

Особенности географического положения Дмитрова, лежащего к северу от Москвы, длительное время определяли его политическое и экономическое значение в Древней Руси. Речные пути из Дмитрова разветвлялись на северный и западный. Северный — по Волге и Шексне связывал Дмитров с Белым Озером, где находился Кирилло-Белозерский монастырь, важный торговый центр северной Руси, откуда в Дмитров доставлялись соль, рыба и другие товары. Западный путь через Тверь вел к Новгороду Великому, к Ладоге и Орешку. Вниз по Волге можно было спуститься к Нижнему Новгороду и далее до самого Каспия.

Город стал своего рода северным портом Москвы, перевалочным пунктом, где товары перегружались с судов на наземный транспорт. Кроме соли и рыбы, шла железная руда, а также упоминаемые в таможенных грамотах Дмитрова икра, мед и многое другое. Главным же товаром, направлявшимся через Дмитров на север, был хлеб.

Оживление торговли увеличило значение монастырей, лежавших на торговых путях. Крупнейшим из них стал Троице-Сергиев монастырь, принимали участие и монастыри Дмитровского края — Николо-Пешношский и Медведева пустынь, а также Дмитровский Борисоглебский монастырь, возникший, вероятно, в первой половине XV столетия.

Росло значение села Рогачева, расположенного ниже Дмитрова по течению реки Яхромы. Рогачевская пристань могла принимать довольно крупные суда. Здесь товары перегружались на лодки, имевшие меньшую осадку, и они следовали к Дмитрову.

Рогачево сохраняло свою торговую роль и после упадка Дмитрова.

После смерти Всеволода Большое Гнездо в 1212 году Владимиро-Суздальская Русь распалась на отдельные княжества, и Дмитров отошел сначала к Переяславлю-Залесскому, а затем стал частью Дмитрово-Галицкого княжества. В XIV веке Дмитровское княжество оказывается в сфере интересов Москвы и Твери.

О значимости Дмитрова говорит тот факт, что именно здесь в 1301 году происходит съезд четырех князей (Владимирского, Переяславского, Московского и Тверского) — одна из первых мирных попыток разграничить сферы влияния правителей Северо-Восточной Руси. В 1364 году Дмитровское княжество становится частью Московского. Первым удельным Дмитровским князем можно считать четвертого сына Дмитрия Донского Петра, которому по Духовной грамоте в 1389 году передается Дмитров с волостями.

Основную защитную роль в системе укреплений Дмитровского кремля играли земляные валы с деревянными стенами и ров перед ними. Срубы, рубленные «в обло», вплотную приставлялись друг к другу, забивались грунтом и засыпались снаружи — они придавали валу необходимую прочность, крутизну и препятствовали осыпанию. Одновременно с отсыпкой вала перед ним сооружался ров, между которым и основанием вала была небольшая (1–1,5 м) горизонтальная площадка «берега», предохранявшая вал от сползания в ров.

До XVII века по гребню вала проходила рубленная из бревен стена с девятью башнями, две из которых были проездные, надвратные: Никольская с выходом к реке Яхроме и торгу и Егорьевская, выходившая на восток. Основанием стене служили внутривальные срубы, а венчали ее заборола — деревянный бруствер с боевой площадкой, откуда велась стрельба и метались камни. Вполне вероятно, что заборола имели кровлю.

Сохранилось лишь два кратких описания крепостных сооружений Дмитрова, относящиеся ко времени, когда их уже не существовало. В первую очередь, это «Роспись города Дмитрова» 7155 (1647) года, на основании которой академик М.Н.Тихомиров составил схему Дмитровской крепости с названиями башен и их расположением.

Неоднократно деревянная крепость сгорала в период междоусобиц и монголо-татарских нашествий, поэтому при восстановлении она могла видоизменяться. В различных источниках содержится информация о семи разорениях города и разрушениях крепости. В 1181 году Дмитров был сожжен киевским князем Святославом, затем четыре раза разорялся монголо-татарскими войсками (в 1238 году Батыем, в 1293-м Дюденем, в 1382 году Тохтамышем, в 1408-м Едигеем), а в 1373 году город был разрушен войсками тверского князя Михаила. Не совсем ясно, была ли сожжена крепость в 1317 году во время похода Юрия Даниловича Московского с татарами и суздальцами на Тверь. Последний раз, в 1610 году кремль был разорен во время польско-литовской интервенции войсками Сапеги и Лисовского, деревянные укрепления были сожжены и более не восстанавливались — город потерял свое оборонительное значение.

Древнейшим архитектурным сооружением в городе, сохранившимся до настоящего времени и остающимся архитектурной доминантой Дмитровского кремля, является Успенский собор. Храм был построен на средства Дмитровского удельного князя Юрия Ивановича предположительно в 1507–1511 годах. Основу сложной объемной композиции памятника составляет кирпичный пятиглавый четырехстолпный храм крестово-купольного типа на высоком подклете с белокаменными подвалами. Собор содержит мотивы «итальянизирующего декора», характерного и для царского «палатного» строительства в Москве первой трети XVI века. Воздействие форм Архангельского собора Московского Кремля сказалось на приемах обработки стен филенками, наличии трехчастного антаблемента в основании закомар, заполненных группами окон-люкарн. К интересным особенностям памятника относится граненая форма апсид. Храм перекрыт коробовыми сводами с пониженными подпружными арками, два нижних яруса — системой пересекающихся коробовых сводов.

В соборе находится пятиярусный иконостас второй половины XVII века, в котором размещены иконы XV–XIX веков. Древнейшее произведение живописи — икона Дмитрия Солунского конца XII — начала XIII века, написанная в великокняжеских владимирских мастерских, хранилась в деревянной церкви Дмитрия Солунского на территории кремля, затем — в Успенском соборе. В настоящее время она находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи.

Трехъярусная колокольня стиля классицизма строилась с 1793 по 1796 год по проекту М.Я.Агафонова. Двухэтажные открытые арочные галереи, окружавшие собор с трех сторон, были заменены приделами с псевдоготическими фасадами: северный Покровский придел был заложен в 1823 году и вчерне сооружен к началу 1825 года, а южный Сергиевский придел построен и освящен в конце 1840-х годов. Над новыми приделами были возведены четыре дополнительных купола, и собор стал девятиглавым.

В 1932-м службы в храме были прекращены, и с 1933 по 2002 год в помещении Успенского собора размещался музей Дмитровского края (ныне музей-заповедник «Дмитровский кремль»). Во второй половине 1930-х со всех глав собора были сняты кресты, а в августе 1941 года разобран купол и шпиль колокольни. Крупномасштабные ремонтно-реставрационные работы были проведены в 1961–1965 годах под руководством ведущего архитектора Е.Р.Куницкой. В процессе этих работ, в частности, был изменен внешний вид собора — разобраны главы на приделах.

Остальные сохранившиеся строения территории Дмитровского кремля относятся к XIX веку. Особый интерес представляет комплекс Присутственных мест — административные здания, сооруженные из кирпича по типовому проекту в первой половине XIX века. Он создавался поэтапно. Самая крупная часть комплекса — казначейство, возведенное в 1808–1810 годах. В этом двухэтажном здании помимо уездной казны находились полицейское управление и приемная губернатора. В те же годы были построены одноэтажные корпуса по обе стороны от казначейства, в одном из которых непродолжительное время размещалась городская пожарная команда. В 1840-х за зданием казначейства возведено двухэтажное здание Дмитровской уездной тюрьмы, после этого одноэтажные корпуса стали использоваться для размещения администрации, надзирателей, тюремной столовой.

В 1898 году комплекс Присутственных мест был дополнен тюремной Елизаветинской церковью в псевдорусском шатровом стиле с богатым внешним декором, созданной по проекту архитектора С.К.Родионова на средства владелицы Покровской мануфактуры Е.С.Ляминой.

Дом Общественных собраний — «Дворянское собрание» — расположен в юго-западной части кремля и непосредственно примыкает к комплексу Присутственных мест. Построен Дмитровским городским обществом в 1870-х годах. В 1921-м здесь произошел сильный пожар, сгорел верхний деревянный этаж, который более не восстанавливался.

Теперь здание отреставрировано по проекту архитектора А.В.Яганова и используется под экспозицию художественных коллекций музея-заповедника «Дмитровский кремль».

В юго-восточной части кремля располагается гимназия — единственный в городе образец общественного здания неоклассического стиля. Двухэтажный кирпичный оштукатуренный корпус построен «глаголем» в 1915 году на основе предшествовавшего, меньшего по размерам здания прогимназии, сооруженного в 1876 году. Гимназия расположена напротив Успенского собора, к которому обращен ее главный фасад с центральным шестиколонным ионическим портиком и небольшими гладкими боковыми ризалитами незначительного выноса.

Последние десятилетия история Дмитровского кремля неразрывно связана с деятельностью музея Дмитровского края (ныне МБУ «Музей-заповедник “Дмитровский кремль”»). Основан музей в 1918 году по инициативе Дмитровского Союза кооперативов, при непосредственном участии: впоследствии знаменитого российского историка, академика М.Н.Тихомирова; ученого, общественного деятеля, теоретика анархизма, работавшего в Дмитрове над своей последней книгой «Этика» и скончавшегося здесь же П.А.Кропоткина; выпускника историко-филологического факультета Московского университета, позже заведующего музеем К.А.Соловьева; его предшественницы в этой роли с 1919 года, главы культурно-просветительского отдела Союза кооперативов, ученого-геолога А.Д.Шаховской.

Музей сменил много помещений и в 1933 году обосновался в Успенском соборе. Даже во время Великой Отечественной войны, когда немецко-фашистские войска подошли вплотную к границе города, часть музейных экспозиций оставалась в храме и была доступна для посетителей. Именно благодаря тому, что музей размещался в Успенском соборе — сохранялся и поддерживался его внешний облик, проводились реставрационные работы (наиболее значительные в конце 1960-х – середине 1970-х годов).

Часть уникальных памятников древнерусского искусства из Успенского собора находится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени А.Рублева, но многие остаются в соборе, в том числе шестиярусный иконостас главного придела соборного храма, где в его деисусном ряду находятся знаменитые иконы дмитровского деисусного чина. Большой интерес представляют сохранившиеся на стенах собора три поливные иконы-керамиды: две изображают Распятие, а справа от южного портала, в стене Сергиевского придела собора — круглый барельеф диаметром около трех метров с изображением святого великомученика Георгия Победоносца. Изразцы выполнены в технике прозрачной глазури преимущественно в легких желтых охряных тонах и датируются серединой XVI века.

В 1990-х часть собора передана общине верующих, а музею — помещения бывшего казначейства и уездной тюрьмы, а также часть здания гимназии. В результате масштабных реконструкционных и реставрационных работ начала 2000-х годов на территории Дмитровского кремля музей полностью освободил Успенский собор.

В начале 2000-х облик исторической части города существенно преобразился. Была проведена расчистка цоколей зданий, а под убранным асфальтом обнаружились фрагменты булыжного покрытия середины XIX века, которые нынче сохранены. По их образцу на значительной части кремля булыжная мостовая восстановлена. В 2004 году по проекту архитектора И.Ю.Коровина восстановлена Никольская воротная башня, а рядом с ней возрожден пруд, существовавший на территории Дмитровского кремля, вероятно, с момента основания города.

Около пруда — большой валун, принесенный на нашу территорию ледником несколько тысяч лет назад.

За пределами кремля, слева от Никольских ворот в 1868–1870 годах была построена небольшая часовня Александра Невского, небесного покровителя императора Александра II. Возведена часовня на пожертвования жителей города в память об избавлении от смерти при первом покушении на императора. Далее до Пятницкого пролома, возникшего в начале XIX века в южной части земляного вала, располагаются мощенные камнем пешеходная зона и бывшая Верхняя Торговая (ныне Советская) площадь. На краю парка, примыкающего к земляным укреплениям, в 1980-е была реконструирована часть крепостного рва, который в настоящее время не заполняется водой.

Первые две экспозиции музея-заповедника «Дмитровский кремль» расположены в зданиях непосредственно на Исторической площади. В бывшем здании Казначейства весной 2004 года открыта экспозиция, отражающая историю Дмитровского края с древнейших времен до начала XVIII века.

Ранний железный век на территории Дмитровского края связан с финно-угорской народностью меря. Массовое заселение ее славянами произошло в начале X века. Здесь, в курганных могильниках X–XII веков обнаружены материальные следы славянских племен кривичей и вятичей. Большей частью это украшения: височные кольца, крепившиеся на очелье.

Основными артериями края были многочисленные реки, и древнейшим средством передвижения были челны и лодки. В музее показана лодка-однодревка, выдолбленная из ствола дуба около тысячи лет назад.

В третьем зале представлен период со времени основания города Юрием Долгоруким до конца XVI века. Большей частью это изделия дмитровских ремесленников — кузнецов, оружейников, гончаров, косторезов. Особый интерес представляют фрагменты византийской золототканой одежды и серебряных украшений из погребения XII века. К периоду наивысшего расцвета края относятся: кольчуга, редчайший боевой серп, средневековые монеты. Подлинный рисунок-реконструкция А.М.Васнецова и макет Дмитровского кремля, сделанный на его основе, дают представление о том, как он выглядел в начале XVI века.

В доме №18 по Исторической площади, в бывшем здании Общественных собраний, расположены художественные коллекции. Наиболее древние иконы здесь — «Покрова Пресвятой Богородицы» и «Параскева Пятница, с житием», датируемые XVI веком. Интересны уникальные подписные иконы, в частности «Богоматерь Гефсиманская», написанная в 1706 году царским изографом Кириллом Улановым. Резное изображение Николы Можайского, относящееся к XVII веку, или впечатляющий размерами и мастерством исполнения образ Архангела Михаила, сражающегося со змием, XVIII века, представляют деревянную скульптуру. Хранятся и предметы мелкой церковной пластики: полихромные эмалевые образки, изготовленные в Москве и Ростове, серебряные и золотые кресты XVI–XVIII веков. Настоящей реликвией и уникальным произведением искусства является рака, в которой находились мощи преподобного Мефодия Пешношского.

Из изделий иностранных мастеров обращают на себя внимание перламутровые резные иконы, кресты и панагии, украшенные жемчугом. Предметы светского искусства в 1920-е годы были свезены из разоряемых дворянских усадеб, существовавших на территории нашего края. В основном это художественные полотна из знаменитой усадьбы Ольгово, принадлежавшей в XVIII – начале XX века дворянскому роду Апраксиных. Среди них портреты работы таких знаменитых русских и западноевропейских художников, как В.А.Боровиковский, П.И.Нерадовский, В.А.Тропинин, Ш.-Б. Митуар; пейзажи Ю.Ю.Клевера. Выдающимся образцом русской живописи XVIII века является представленный в нашей экспозиции портрет Д.П.Салтыковой кисти великого русского художника Ф.С.Рокотова. Картинная галерея дополнена интереснейшими образцами усадебной мебели из Ольгова, большей частью изготовленной в технике наборного дерева. В экспозиции представлена также уникальная по своему разнообразию коллекция изделий из стекла, фарфора и фаянса, произведенных в XVIII–XIX веках лучшими российскими и западноевропейскими фабриками и заводами, в частности Императорским фарфоровым заводом, заводами Попова, Поскочина, Гребенщикова, английскими заводами Споуда и Веджвуда, а также знаменитым мейсенским заводом в Германии. Особого внимания заслуживают фарфоровые изделия знаменитого и старейшего в России завода Гарднера, основанного в середине XVIII века у села Вербилки Дмитровского уезда, отличавшиеся высочайшим качеством и оригинальным художественным оформлением. В этих же залах представлена небольшая коллекция уникального огнестрельного оружия отечественного, европейского и турецкого производства XVIII–XIX веков из ольговской усадьбы.

Еще одна экспозиция находится в здании Музейно-выставочного комплекса (Загорская улица, дом 17), специально построенного в 2003–2004 годах. Два первых зала посвящены дворянской усадебной культуре и вмещают в себя мемориальные вещи и документы, принадлежавшие владельцам усадеб Обольяниновым, Олсуфьевым, Чулковым, Головиным, Апраксиным, портреты выдающихся военных и государственных деятелей, в том числе один из немногих прижизненных парадных портретов великого русского полководца А.В.Суворова. Тематические комплексы предметов из Ольгова представляют «Театр Апраксиных», «Кабинет», «Гостиная».

Два зала посвящены хозяйству, культуре и быту крестьян Дмитровского уезда. Основным уникальным экспонатом является подлинная курная изба конца XIX века, с воссозданной обстановкой типичного крестьянского жилища того времени. Такая изба топилась «по-черному», дым из устья печи выходил в жилое помещение, откуда вытягивался через дымоход и волоковые окна.

В музей курная (черная) изба крестьянки Анисьи Ивановны Репиной из села Сысоево Дмитровского уезда (редкий памятник деревянной архитектуры, историко-этнографический экспонат) перемещена без сеней в 1937 году. Строение, по описанию К.А.Соловьева, было поставлено Иваном Репиным примерно в 1882 году. Площадь избы 3,55Ч3,55, а высота сруба два метра (16 венцов). Двускатная крыша была крыта ржаной соломой, окна украшены наличниками со ставнями, снятыми с ранней постройки.

В этих же залах размещается комплекс купеческих бытовых предметов, включающий в себя, в частности, великолепный, обитый прорезным железом сундук-подголовник XVIII века, типичные для городской культуры самовар, ручную кофемолку.

Экспозиция первого этажа завершается рассказом о художественно-прикладных промыслах Дмитровского края в селах Астрецово, Костино, Рогачево.

В 1820 году крестьянин села Астрецово Петр Николаевич Талаев основал игрушечный промысел. Местные кустари изготовляли металлические копилки в виде домиков, игрушечные чайные сервизы, сахарницы, ящики со звоном и движущимися фигурками — изделия, конкурирующие с заграничной игрушкой.

С 1764 года село Костино, принадлежавшее Борисоглебскому монастырю, перевели в «экономическое», и с этого момента здесь стал развиваться домашний камушный промысел — выделка изделий из цветного стекла, в основном бус и пуговиц.

Д.И.Менделеев в 1898 году передал в редакцию энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона статью «Гребни», посвященную роговому промыслу в селе Рогачеве. «В Московской губернии, — писал ученый, — в окрестностях большого торгового села Рогачева, с древних времен скупающего рога по всей России, по деревням производят всякого рода роговые и костяные изделия, из которых гребни и гребенки идут по всей стране». Гребни, сделанные в Дмитровском уезде из рогов, украшались резьбой, орнаментом, оправляли металлом.

Здесь же представлены фотографии и макет первого русского колесного танка, проходившего испытания в 1914 году на полигоне в деревне Очево, ныне входящей в Дмитров. Там в годы Первой мировой был построен военный завод.

Часть зала посвящена одному из грандиозных и, одновременно, трагичных проектов первой половины XX века: строительству канала Москва — Волга. Наряду с документами, фотографиями, плакатами одного из островов ГУЛАГа выставлены орудия труда «каналоармейцев».

На втором этаже целый зал посвящен Дмитровскому краю в годы Великой Отечественной войны. Эта часть экспозиции в 2010 году была существенно изменена, дополнена фотографиями и личными вещами наших земляков, подлинными письмами с фронта. Запоминается живописная панорама «Битва на Перемиловской высоте».

Совсем недавно, 5 сентября на Кропоткинской улице открылась новая экспозиция музея. Здесь, в нынешнем доме 95, выстроенном в конце XIX века графом М.А.Олсуфьевым на бывшей Дворянской, в начале ХХ столетия провел последние годы жизни выдающийся русский ученый, философ, теоретик анархизма князь Петр Алексеевич Кропоткин. Музею-заповеднику «Дмитровский кремль» несколько лет назад было передано это историческое здание, на протяжении десятилетий вмещавшее мелкие конторы.

Сейчас в доме проведены реставрационные работы, и в возрожденных помещениях частично воссоздана прежняя обстановка за счет сохранившихся мемориальных вещей. Собранные экспонаты отражают научную, революционную и общественную деятельность мыслителя, основные этапы его жизненного пути.

Под музейные нужды использована также мансарда, в которой разместилась часть минералогической коллекции и естественнонаучной экспозиции Музея Дмитровского края, в создании которых непосредственное участие в 1918–1920 годах принимал П.А.Кропоткин.

Словом, Музей «Дмитровский кремль» продолжает свою научную и практическую деятельность, бережно сохраняя и демонстрируя приметы давней старины и ближней истории древнего Дмитровского края.

Источники, библиография

1. Археологическое изучение Подмосковья (Дмитров, Мытищи, Тарасовка). М., 2002.

2. Бадер О.Н. Работы на строительстве канала Москва — Волга // Известия Государственной Академии истории материальной культуры имени Н.Я.Марра. Вып. 109. М.; Л., 1935.

3. Дмитровский историко-культурный центр. Концепция // Академия городской среды. М., 1992.

4. Памятная книжка Московской губернии на 1899 год. М., 1899.

5. Полное собрание русских летописей. Т. 15. Летописный сборник, именуемый Тверскою летописью. СПб., 1863.

6. Попов Г.В. Художественная жизнь Дмитрова в XV–XVI вв. М., 1973.

7. Подъяпольская Е.Н. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 1. М., 1999.

8. Протокол заседания научно-методического совета при Комитете по культуре Администрации Московской области от 23.04.2001.

9. Сунгуров Р.Н., Хохлов Р.Ф. Дмитровский кремль: проблемы изучения и охраны // Музей-заповедник «Дмитровский кремль». Декабрьские чтения – 99. Тезисы выступлений и сообщений. Дмитров, 2000. С. 9-10.

10. Табунова Н.В. Дмитров, прогулка по городу. М., 2006.

11. Тихомиров М.Н. Город Дмитров. От основания города до половины XIX века // Тихомиров М.Н. Российское государство XV–XVII веков. М.: Наука, 1973.

12. Токмаков И. Историко-статистическое и археологическое описание города Дмитрова (Московской губернии) с уездом и святынями. М., 1893.

13. Яганов А.В., Рузаева Е.И. Успенский собор в Дмитрове. М., 2003.

Успенский собор и крепостные валы Дмитровского кремля. Фото Т.Наместниковой. 2014

Успенский собор и крепостные валы Дмитровского кремля. Фото Т.Наместниковой. 2014

Икона-керамида с изображением святого Георгия Победоносца. Середина XVI века. Находилась в стене Сергиевского придела Успенского собора. Фото А.Потресова, 1960-е годы

Икона-керамида с изображением святого Георгия Победоносца. Середина XVI века. Находилась в стене Сергиевского придела Успенского собора. Фото А.Потресова, 1960-е годы

Дмитровская пристань на канале им. Москвы. 1937. Музей-заповедник «Дмитровский кремль» (МЗДК)

Дмитровская пристань на канале им. Москвы. 1937. Музей-заповедник «Дмитровский кремль» (МЗДК)

Дмитровский кремль. Фото начала ХХ века. МЗДК

Дмитровский кремль. Фото начала ХХ века. МЗДК

Успенский собор Дмитровского кремля с восточной стороны. Фото Т.Наместниковой. 2014

Успенский собор Дмитровского кремля с восточной стороны. Фото Т.Наместниковой. 2014

Оклад на Четвероевангелие. XIX век. МЗДК

Оклад на Четвероевангелие. XIX век. МЗДК

Шлем-мисюрка с кольчужной брамицей. XV век. МЗДК

Шлем-мисюрка с кольчужной брамицей. XV век. МЗДК

Зал русской иконописи в музее-заповеднике «Дмитровский кремль»

Зал русской иконописи в музее-заповеднике «Дмитровский кремль»

Неизвестный художник. Портрет И.Л.Талызина. Начало XIX века. Холст, масло. МЗДК. (Из усадьбы Ольгово)

Неизвестный художник. Портрет И.Л.Талызина. Начало XIX века. Холст, масло. МЗДК. (Из усадьбы Ольгово)

Неизвестный художник. Портрет И.С.Рибопьера (копия с портрета работы Д.Г.Левицкого). Конец XVIII — начало XIX века. Холст, масло. МЗДК. (Из усадьбы Ольгово)

Неизвестный художник. Портрет И.С.Рибопьера (копия с портрета работы Д.Г.Левицкого). Конец XVIII — начало XIX века. Холст, масло. МЗДК. (Из усадьбы Ольгово)

Один из залов музея-заповедника «Дмитровский кремль»

Один из залов музея-заповедника «Дмитровский кремль»

Ф.Ю.Друэ(?). Портрет Н.С.Апраксиной. Конец XVIII — начало XIX века. Холст, масло. МЗДК. (Из усадьбы Ольгово)

Ф.Ю.Друэ(?). Портрет Н.С.Апраксиной. Конец XVIII — начало XIX века. Холст, масло. МЗДК. (Из усадьбы Ольгово)

Ф.Ю.Друэ(?). Портрет В.С.Апраксина. Конец XVIII — начало XIX века. Холст, масло. МЗДК. (Из усадьбы Ольгово)

Ф.Ю.Друэ(?). Портрет В.С.Апраксина. Конец XVIII — начало XIX века. Холст, масло. МЗДК. (Из усадьбы Ольгово)

Дмитров. Борисоглебский монастырь. Открытка 1910-х годов

Дмитров. Борисоглебский монастырь. Открытка 1910-х годов

Собор Бориса и Глеба в Борисоглебском Дмитровском монастыре. До середины XVI века. Фото Т.Наместниковой. 2014

Собор Бориса и Глеба в Борисоглебском Дмитровском монастыре. До середины XVI века. Фото Т.Наместниковой. 2014

Вершина вала Дмитровского кремля — горизонтальная площадка, на которой стояла деревянная крепостная стена. Фото Т.Наместниковой. 2014

Вершина вала Дмитровского кремля — горизонтальная площадка, на которой стояла деревянная крепостная стена. Фото Т.Наместниковой. 2014

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru