Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 111 2014

Лариса АГАМАЛЯН

Лермонтовский музей при Николаевском кавалерийском училище

Крупнейшее в России собрание лермонтовских материалов ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН имеет особое историко-культурное значение и высочайшую музейную ценность. Оно включает автографы поэта, документы, касающиеся его биографии; исключительную по полноте иконографию М.Ю.Лермонтова и живописные полотна и рисунки, им исполненные; принадлежавшие поэту вещи; портреты его родных и лиц из ближайшего окружения; виды лермонтовских мест, богатейшее собрание иллюстраций к сочинениям Лермонтова и др. Впервые описание лермонтовского собрания Пушкинского Дома было осуществлено в 1953 г.1 В основе собрания — коллекции Лермонтовского музея (далее — ЛМ), созданного при Николаевском кавалерийском училище (бывшей Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, далее НКУ) в 1881 г. по инициативе директора училища генерала Александра Александровича Бильдерлинга2.

18 декабря 1880 г. он обратился в Главное управление военно-учебных заведений со скромным предложением об устройстве при Училище «особой комнаты, в которой собрано было бы все, относящееся до памяти бывшего питомца Училища, поэта Михаила Юрьевича Лермонтова». Уже 30 декабря 1880 г. было получено официальное разрешение военного министра Д.А.Милютина. С этого момента работа по созданию ЛМ стала одной из любимых и постоянных забот Бильдерлинга. Его главным помощником стал библиотекарь НКУ, хранитель музея ротмистр Нарцисс Нарциссович Буковский.

В Рукописном отделе Пушкинского Дома сохранились два тома «Дела Николаевского кавалерийского училища о составлении Лермонтовского музея», содержащие переписку Бильдерлинга (первый том начат 4 ноября 1880 г. и закончен 31 декабря 1883 г.; второй — 2 января 1884 г. и закончен 1 января 1889 г.) и свидетельствующие об огромной и кропотливой работе по формированию музейной коллекции.

В январе 1881 г. Бильдерлингом было составлено и разослано обращение «к бывшим воспитанникам училища с просьбой оказать содействие в деле устройства Лермонтовского музея»:

 

Милостивый государь!

В Школе Гвардейских подпрапорщиков и Кавалерийских Юнкеров (ныне Николаевское Кавалерийское Училище) воспитывался дорогой для всех русских поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Значение Лермонтова всякому известно. Его имя ярко блещет в ряду наиболее дорогих имен наших литературных деятелей. Этого любимого русского поэта, этого выразителя идеалов и стремлений своего общества, Николаевское Кавалерийское Училище считает «своим» не только потому, что он здесь воспитывался, и былая школьная жизнь дала темы для нескольких шуточных его произведений, но и потому, что в стенах заведения создались первые увидевшие свет и обратившие на себя внимание общества произведения поэта. «Хаджи-Абрек» и «Демон» написаны в Школе. Желание осязательно увековечить память о Лермонтове в училище и таким образом повлиять на развитие в юношестве уважения к выдающимся деятелям прошлого, а также сознание нравственной обязанности помочь обществу полнее ознакомиться с поэтическою деятельностью Лермонтова вызвало в начальстве Училища мысль устроить в училище Лермонтовский музей. Императорский лицей уже подал нам такой пример по отношению к величайшему из русских поэтов, питомцу и гордости лицея — Пушкину.

В музее Лермонтова желательно собрать:

1) Все книжки журналов, альманахов и сборников, в которых печатались произведения поэта, также все отдельные издания его сочинений.

2) Все статьи и отд. сочинения о личности Лермонтова, его произведениях и вообще лит. деятельности.

3) Все переводы произведений Лермонтова на иностранные языки.

4) Все художественные и музыкальные произведения, темы для которых взяты из сочинений Лермонтова.

5) Рукописи Лермонтова, его портреты, вещи, ему принадлежавшие, и т.п.

Мысль о таком Музее уже начинает приводиться в исполнение. Начальство Училища вошло в сношение с товарищами, родственниками и знакомыми поэта, и они обещали поделиться своими воспоминаниями о Лермонтове, а также имеющимися у них вещами, важными для музея, некоторые уже и исполнили свои обещания. Кроме того, часть книг и гравюр уже приобретена Училищем.

Но для полного осуществления мысли о Лермонтовском Музее училищу нужны еще довольно значительные материальные средства.

За этими средствами училище обращается к своим бывшим воспитанникам, с уверенностью, что ими вполне сочувственно будет принята мысль об увековечении в стенах родного заведения памяти одного из их старших товарищей, дорогого всем поэта.

Поэтому обращаюсь к Вашему Превосходительству с покорнейшею просьбою, не признаете ли возможным сообщить изложенное гг. офицерам вверенного Вам полка, бывшим воспитанникам Школы и Училища, пригласить их к содействию в деле устройства Лермонтовского музея. Содействие это может выразиться:

1) Посильным денежным пожертвованием.

2) Пожертвованием Музею портретов Лермонтова,

его рукописей, вещей и т.п.

3) Указанием, какие из этих предметов и у кого именно находятся.

С истинным почтением и искреннею преданностью имею честь быть3.

 

Письма такого же содержания были отправлены командирам л.-гв. Преображенского, Семеновского, Измайловского, Московского, Кирасирского, Конного, Финляндского, Павловского, Гренадерского, Егерского, Драгунского, Уланского, Гусарского и др. гвардейских полков.

Одновременно через журнал «Русская старина»4, ставший своеобразной публичной трибуной музея, и его редактора-издателя М.И.Семевского, в лице которого «училище встретило полнейшую готовность содействовать делу учреждения и развития Лермонтовского музея», Бильдерлинг обратился ко всем почитателям памяти и творчества Лермонтова. Примечательно, что Семевский, опираясь на изданный в 1873 г. «Исторический очерк Николаевского Кавалерийского Училища»5, опубликовал и внушительный список лиц, «высоко стоящих на иерархической лестнице чинов и должностей», призывая их прежде всех откликнуться на призыв учредителей ЛМ.

Эта публикация, будучи перепечатанной в июльской книжке «Русского вестника» за 1881 г.6, сыграла свою роль в формировании собрания ЛМ, как и личные связи Бильдерлинга и его обращения к родным и близким поэта, которые, по его мнению, располагали рукописями, портретами и вещами поэта.

Одним из первых откликнулся Александр Михайлович Лермонтов (1838–1906) — представитель так называемой острожниковской линии Лермонтовых, генерал от кавалерии, командир 13-го драгунского Военного ордена полка (1872–1878), Кирасирского Ее Величества лейб-гвардии полка (1881–1883), приславший Бильдерлингу сочувственное письмо. В нем он, выражая намерение по мере сил содействовать созданию музея, обещал «посетить здесь в Москве всех знавших поэта и его бабушку Арсеньеву (москвичку по рождению) и сообщить… все, что узнает о них». «К сожалению, — продолжал А.М.Лермонтов, — в родстве своего отца Михаил Юрьевич не пользовался расположением, — un est jamais prophete dans son village (нет пророка в своем отечестве), — тем более что на него было воздвигнуто гонение самим покойным императором Николаем… в верноподданническом семействе нашем, к крайнему моему горю, не сохранилось никаких вещественных воспоминаний о знаменитом поэте»7.

Однако вклад Лермонтовых в музей все же состоялся. По-настоящему бесценный дар был получен от Клеопатры Матвеевны Цехановской. В январе 1883 г. Бильдерлинг получил следующее письмо:

 

Милостивый государь!

Не имея удовольствия знать Вас лично, обращаюсь к Вам с настоящим письмом только для того, чтобы уведомить вас о сохранившихся у меня предметах памяти покойного поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, воспитывавшегося когда-то в Школе гвардейских подпрапорщиков, что ныне вверенное Вам Николаевское кавалерийское училище.

В журнале «Русский вестник» кн. 7-ая 1881 года я прочла обращение к публике о том, «что не имеется ли у кого-либо предметов памяти покойного поэта и не может ли кто-нибудь сообщить подробности о детстве и вообще о семейной жизни его».

Вот это-то и заставило меня написать Вам.

По линии матери моей я довожусь двоюродной племянницей покойного поэта — а именно так: отец Михаила Юрьевича — Юрий Петрович был родной брат моей родной бабки, — мать моей матери (бабка моя — Авдотья Петровна Пожогина-Отрошкевич — урожденная Лермонтова). Родовое имение Лермонтовых: с. Кропотово Тульской губ. Ефремовского уезда, перешедшее по наследству от Лермонтовых к моей матери, после же ее смерти унаследовала его я с братьями и сестрой, и вот в этом-то имении остались предметы, о которых я говорила выше. Остались очень старые и уже от времени потемневшие портреты: матери, отца, деда и прадеда поэта (все они Лермонтовы!). Кроме этого еще остались 3 картины, рисованные (2 карандашом и 1 краской) Михаилом Юрьевичем в детстве, а именно: в 1827–28 годах. Для мальчика таких лет, каких он был тогда, все эти картины исполнены очень хорошо. На них сохранились еще имя и фамилия рисовавшего, а также год и число.

Что касается до сведений о детстве Лермонтова и пребывания его у отца в с. Кропотове, где последний жил безвыездно, то я могу указать на человека, с которым отец Михаила Юрьевича был в приятельских отношениях и который с удовольствием даст нужные сведения о семье Лермонтовых. Усадьба, сад и дом в с. Кропотове, где жил отец поэта с семейством, остались теми же, без перемен.

Все это я сообщаю Вам, Милостивый государь, для того что ежели вы найдете упомянутые предметы и подробности пригодными для музея в память поэта, — то я с удовольствием доставлю и то и другое8.

В январе 1883 г. в ЛМ поступили портреты прадеда Юрия Петровича и деда Петра Юрьевича, отца Юрия Петровича и матери Марии Михайловны Лермонтовых9, а также рисунки «Младенец, тянущийся к матери» и «Мадонна с младенцем», подписанные Лермонтовым и датированные соответственно 1829 и 1831 гг.

Из большого и разветвленного клана Столыпиных свое участие в создании ЛМ приняли представители разных поколений. Ко времени образования музея уже не было в живых ближайшего друга поэта, его однополчанина и секунданта на обеих дуэлях Алексея Аркадьевича Столыпина (Монго) (1816–1858). Еще раньше скончался Алексей Григорьевич Столыпин (ок. 1805–1847), штаб-ротмистр л.-гв. Гусарского полка, двоюродный дядя Лермонтова, по совету которого он поступил в Школу юнкеров, принявший на себя основные хлопоты о разрешении императора на перевоз тела поэта из Пятигорска в Тарханы. Обоих связывали с Лермонтовым особенно близкие отношения.

Бильдерлингу удалось списаться с Николаем Аркадьевичем (1814–1884) и Дмитрием Аркадьевичем (1818–1893) Столыпиными, также приходившимися Лермонтову двоюродными дядями.

Николай Аркадьевич Столыпин проживал в это время в Гааге. В 1880 г. в ответ на обращение Бильдерлинга он сообщил, что после смерти поэта передал все его рукописи и рисунки его бабушке в Пензенскую губернию и сейчас не имеет ничего, касающегося Лермонтова10.

От Дмитрия Аркадьевича в ЛМ поступил портрет Лермонтова на смертном одре, исполненный художником Р.К.Шведе по просьбе А.А.Столыпина (Монго) на следующий день после гибели поэта: «Брат мой Алексей Аркадьевич, — писал Д.А.Столыпин Бильдерлингу, — поручил его написать единственному живописцу, в то время бывшему в Пятигорске. Если не ошибаюсь, живописец был из солдатиков и живопись не хороша. Но память дорога, так как это единственный снимок»11. Им же была передана в музей акварель «Горящая степь», «нарисованная Лермонтовым, а красками князем Гр. Гагариным», представляющая, по определению Столыпина, эпизод «одной резни», когда «начальник отряда дал приказание казакам зажечь степь»12. Акварель эта была утрачена в 1941 г., однако в ЛМ с нее была сделана фотография, ныне хранящаяся в Пушкинском Доме.

Ещё один, также впоследствии утраченный, рисунок Лермонтова, сделанный в Школе юнкеров (1833–1834) и представляющий «маневры и генерала Шлиппенбаха на мосту», были через Д.А.Столыпина передан в ЛМ Алексеем Афанасьевичем Столыпиным (1832–?). Унаследовав Тарханы и Неёловку, сам Алексей Афанасьевич по причине болезни проживал в Швейцарии. Опекуном его владений и управляющим был Дмитрий Аркадьевич, обратиться к которому настоятельно рекомендовали Бильдерлингу многие его корреспонденты. Весьма любопытная характеристика Д.А.Столыпина содержится в письме графа Сергея Дмитриевича Шереметева (1844–1918), старого товарища Бильдерлинга, его сослуживца по Конногвардейскому полку, полковника, флигель-адъютанта, коллекционера и историка, зятя Павла Петровича Вяземского. По жене Екатерине Павловне Вяземской, дочери Марии Аркадьевны Столыпиной, Шереметев приходился Лермонтову родственником. Отвечая на обращение Бильдерлинга, он пишет: «Князь В.Вяземский, о котором ты упоминаешь, не мой тесть, которого зовут Павел Петрович. А он действительно знал Лермонтова довольно близко, был его приятелем13. Мне кажется, гораздо действительнее было бы, ежели ты обратился бы к Дмитрию Аркадьевичу Столыпину... Он брат родной того “Монго”, который был другом Лермонтова, и упоминается не раз в произведениях Лермонтова. Дмитрий Аркадьевич, старый конногвардеец, необыкновенно высокого роста, человек отличный, отменно храбрый и отличившийся под Черной, он был близкий человек Лермонтову и секундант его. Ежели ты к нему обратишься, уверен, что он будет этим польщен и с радостью сообщит все, что возможно... В управлении Д.А.Столыпина находится и село Тарханы, где похоронен Лермонтов. Лучше не к кому обратиться, чем к Д.А.Столыпину, и если хочешь, я могу его о том предупредить, потому что когда бываю в Москве (куда еду на днях), всегда у него бываю. Он родной дядя моей жены. Его рассказы очень живы и интересны. Теперь его конек сельское хозяйство и хутора, о которых он пишет доклад в м. о. <так!> сельского хозяйства, но были напечатаны его интересные воспоминания о базе под Черной… Нет сомнений, что у него много бумаг Лермонтова, так что тебе никак не следует обходить Д.А.Столыпина. С своей стороны буду всячески содействовать твоей прекрасной мысли устроить Лермонтовский музей и доставлю тебе все, что только будет подходящего...

…Когда встречаю Ваше превосходительство, мне все еще так живо представляется “корнет” Бильдерлинг, и молодые воспоминания и тени прошлого восстают еще живее…»14

 

По линии Столыпиных Лермонтову приходились родственниками Шан-Гиреи. Аким Павлович Шан-Гирей (1818–1883), троюродный брат Михаила Юрьевича, близкий друг с детства на протяжении всей жизни. Во время обучения Лермонтова в Школе юнкеров жил в доме Е.А.Арсеньевой, часто навещал поэта и в 1834 г. исполнил несколько рисунков, изображающих сцены из жизни юнкеров. Три литографии по этим рисункам были переданы в ЛМ его дочерью Евгенией Акимовной Шан-Гирей (1856–1943), в замужестве Казьминой. В 1916–1917 гг. Е.А.Казьминой были пожертвованы в ЛМ поистине уникальные предметы. Это миниатюрные портреты ее матери, жены Акима Павловича Эмилии Александровны, урожд. Клингенберг, и бабки Марии Ивановны Верзилиной, в доме которой в Пятигорске произошла ссора Лермонтова с Мартыновым. Две миниатюры 1830 г. подписаны Р.Беловым и исполнены весьма наивно, если не сказать примитивно, третья — портрет М.И.Верзилиной, написана несколько более искусно ссыльным польским художником Романом Вильчинским в 1835 г.

Е.А.Казьмина передала в ЛМ ряд редких фотографий Шан-Гиреев и еще один оригинальный портрет своей матери Эмилии Александровны: карандашный портрет был исполнен в 1881 г. в Пятигорске ученицей Михая Зичи Марией Этлингер, в замужестве кн. Эристовой, и подписан ее псевдонимом Mary. Евгения Акимовна обогатила небольшое собрание мемориальных предметов, принадлежавших поэту, двумя уникальными реликвиями: иконой Иоанна Воина, которой бабушка благословила Лермонтова перед его отъездом на Казказ, и карандашом, вынутым из кармана убитого поэта секундантом М.П.Глебовым после дуэли 15 июля 1841 г. Еще одна реликвия — знаменитая маскарадная книга, хранившаяся у Алексея Павловича Шан-Гирея (1821–?), поступила в ЛМ в 1916 г. от его дочери Лидии Алексеевны, в замужестве Лизогуб15.

В семействе Шан-Гиреев сохранялись многие автографы поэта. Большая их часть была передана Акимом Павловичем, разбиравшим после гибели поэта его вещи и рукописи, в Публичную библиотеку. Первой рукописью, принесенною в дар ЛМ, был черновой автограф незаконченной юношеской повести, ставшей известной впоследствии под названием «Вадим». Он был пожертвован Екатериной Павловной Шан-Гирей, в замужестве Веселовской. Лист, служащий обложкой рукописи, покрытый выполненными пером изображениями фантастического и карикатурного характера, батальными сценами и портретными набросками, представляет собой удивительный грифонаж, уникальный в художественном наследии Лермонтова.

Однако самый значительный вклад в собрание рукописей ЛМ принадлежит Андрею Александровичу Краевскому (1810–1889), журналисту и издателю журнала «Отечественные записки» с 1839 г., к сотрудничеству в котором он сразу привлек Лермонтова. Здесь были напечатаны его программные стихотворения «Дума», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Родина» и многие др., повести «Бэла», «Фаталист», «Тамань». Став обладателем основной части рукописного наследия Лермонтова, присылавшего редактору «Отечественных записок» стихи и рисунки даже из ссылки, Краевский продолжал публиковать его произведения и после гибели поэта, вплоть до 1859 г. В 1880–1883 гг. Краевский передал в ЛМ четырнадцать тетрадей черновых и беловых автографов Лермонтова, авторизованных копий, а также корректур и списков его произведений.

Кроме Краевского, важный вклад в собрание рукописей внесли П.А.Ефремов и Б.Н.Чичерин. Петр Александрович Ефремов (1830–1908) — библиофил, коллекционер, собравший уникальную библиотеку, историк русской литературы, издатель сочинений М.Ю.Лермонтова, пожертвовал в ЛМ так называемую 11-ю тетрадь — сборник стихотворений, поэм и прозаических заметок, среди которых сцены из драмы «Странный человек» и отрывок из «Демона». В «Деле о составлении Лермонтовского музея» хранится его расписка от 28 октября 1883 г. о передаче в музей «цензурированной А.В.Никитенко рукописи первого издания “Маскарада” с цензурными помарками 1842 г.; цензурированной им же для издания 1842 г. книжки 1-го изд. “Стихотворений Лермонтова”; двух цензурных тетрадей из издания 1842 г. с цензорскими исключениями барона Н.В.Медема16; копии с подлинной рукописи “Демона” 1831 г., принадлежавшей Марии Дешан Виллер17» и др. Его помощь при разборе и систематизации рукописей, поступивших в ЛМ, его советы и указания по «составлению» ЛМ были особо отмечены Бильдерлингом18.

Историк и публицист, почетный член Петербургской Академии наук Борис Николаевич Чичерин (1828–1904), московский городской голова (с 1882 г.), пожертвовал в ЛМ копии романтических драм «Испанцы» и «Два брата» с поправками Лермонтова, а также беловой автограф драмы «Странный человек» (XVII–XIX тетради). Все три тетради были переданы Чичерину его родственницей, получившей их у бабушки поэта Е.А.Арсеньевой.

Важная роль в формировании коллекции ЛМ принадлежит Павлу Александровичу Висковатову (1842–1905), собиравшему материалы о Лермонтове для нового издания его сочинений и биографии. Живя преимущественно в Дерпте и находясь в постоянной переписке с Бильдерлингом, он сообщал в музей о многих неизвестных источниках и передавал списки недоступных автографов. Так, им собственноручно был сделан и передан в ЛМ список стихотворений Лермонтова из знаменитого альбома близкого друга поэта А.М.Верещагиной, в замужестве баронессы Хюгель. Два альбома, принадлежавших дочери А.М.Верещагиной, графине Александре фон Берольдинген, проживавшей в Германии, были пересланы ею Висковатову. По-видимому, они были показаны им Бильдерлингу: в одном из писем Висковатов спрашивает, не снимет ли Н.Н.Буковский фотокопии с некоторых рисунков Лермонтова. Буковским же было сделано описание альбомов19. По совету Висковатова Бильдерлинг в 1884 г. писал графине, надеясь на пожертвование их в ЛМ20, однако получил отказ: альбомы эти, писала графиня, имеют больше ценности для семейного собрания, чем для какого-либо музея21. Висковатов не раз указывал Бильдерлингу на местонахождение рукописей и предметов, которые можно было бы получить для ЛМ. Так, именно по подсказке Висковатова Бильдерлинг начал поиски тетради с 59 стихотворениями Лермонтова, информацию о которой напечатал в 1875 г. «Саратовский листок»22. Поиски увенчались успехом лишь в 1884 г., когда в ЛМ поступила XX тетрадь: сборник стихотворений в копиях, авторизованных копиях и автографах Лермонтова. Он же сообщил Бильдерлингу о сохраняющемся в Тарханах письменном столе Лермонтова-мальчика23. Стол был получен ЛМ в октябре 1884 г., помещен в экспозицию и утрачен в 1941 г.

К сожалению, утраты случались и в самом ЛМ. В апреле 1883 г. Висковатов известил Бильдерлинга о возможности получить еще одну реликвию: «Обращаю внимание Ваше на то, что у генерала Серг. Ник. Трубецкого в Тифлисе находится небольшой рожок (пороховница) из серебра с чернью с буквой Л. — Это вещь Лермонтова. Он ее носил, когда надевал черкеску. Подарена она Трубецкому Хастатовыми, родственниками Лермонтова. Чуть ли не в школе воспитывался и сам Трубецкой? Кажется, что я ему рассказывал о Вашем предприятии, т.е. даже наверное, но кажется, он говорил, что готов пожертвовать в музей эту любопытную вещицу»24. Каталог ЛМ 1883 г. включал следующее описание пороховницы: «Пороховница из серебра с чернью, с буквою Л., принадлежавшая Лермонтову, которую он носил на Кавказе, когда надевал черкеску. Пожертвовал кн. С.Н.Трубецкой»25. В инвентарных книгах Литературного музея Пушкинского Дома пороховница не числится, хотя в каталоге юбилейной выставки 1939 г. в Ленинграде была представлена под №473 вслед за кавказским поясом Лермонтова, переданным в ЛМ А.И.Арнольди26. Подобное очевидное противоречие дало возможность авторам «Описания ИРЛИ» 1953 г. утверждать, что «составителями каталога выставки 1939 года ошибочно принята была за пороховницу серебряная коробочка (“жерничка”, как называет ее Арнольди), упомянутая в инвентарной книге ИРЛИ в качестве составной части серебряного прибора пояса». Вывод, сделанный составителями, весьма неубедительный, хотя, пожалуй, и единственно логичный: «Можно допустить, что А.А.Бильдерлинг, извещенный П.А.Висковатовым о том, что С.Н.Трубецкой согласен пожертвовать пороховницу в Лермонтовский музей, заранее поместил ее в каталог, который тогда уже составлялся... Остается предположить, что пороховница в Лермонтовский музей С.Н.Трубецким так и не была пожертвована»27. Однако при подготовке нового каталога лермонтовского собрания Пушкинского Дома нами среди оттисков поэмы «Демон» из различных изданий была найдена почтовая открытка, адресованная Н.Н.Буковскому неустановленным лицом. К основному тексту письма была сделана приписка: «Прошлый раз, когда Вы запирали музей, вероятно, по ошибке не заперли витрину с собств. вещами Лермонтова, а когда я пришел на другой день, то не оказалось его пороховницы. Ее очевидно или взяли юнкера на память или украл служитель. Ваш В. <нрзб.> 1891. 16 марта»28. Таким, увы, неутешительным образом разрешается загадка пороховницы Лермонтова.

Серьезную помощь ЛМ на протяжении многих лет оказывал Михаил Иванович Семевский (1837–1892), к помощи которого Бильдерлинг обратился в 1881 г., при самом начале создания ЛМ. В 1883 г. им был передан в ЛМ полный комплект «Русской старины»; собрание гравированных портретов современников Лермонтова, изданных журналом, и оттисков всего, что было напечатано в журнале о Лермонтове. От Семевского в ЛМ поступила копия рукописного журнала юнкеров «Школьная заря» с сочинениями Лермонтова. Но самое ценное пожертвование — 34 портрета лейб-гусар, «начиная с командира полка до его корнетов», работы А.И.Клюндера, из собрания однополчанина Лермонтова Владимира Дмитриевича Бакаева. В числе прочих — портрет М.Ю.Лермонтова, датированный ноябрем 1839 г.

В обширный, уже в начале существования музея, отдел иллюстраций вошли оригинальные работы М.Зичи, переданные самим художником и сопровождаемые его автографами. О своем щедром даре художник сообщает Бильдерлингу уже в 1880 г., а в декабре 1883 г. приносит в дар музею свои наброски и этюды, относящиеся к Лермонтову, включая самые незначительные.

Свой вклад в собрание ЛМ сделал и сам Бильдерлинг. Неплохой рисовальщик, член Общества акварелистов, он исполнил сепией портрет юнкера Лермонтова, несколько иллюстраций к сочинениям поэта, вид Тархан. Все свои рисунки он поместил в качестве своеобразных шмуцтитулов в каталоге 1883 г.

Первый Лермонтовский музей был торжественно открыт 18 декабря 1883 г. Разосланные пригласительные билеты сообщали: «Начальник Николаевского Кавалерийского Училища, свидетельствуя свое совершенное почтение, имеет честь просить Вас пожаловать на открытие Лермонтовского Музея в здание Училища, в воскресенье 18 сего декабря по окончании Божественной Литургии в церкви Училища в 11Ѕ часов утра. Форма одежды: сюртук с погонами». Открытие сопровождалось изданием каталога, разосланного всем «вкладчикам, корреспондентам и сотрудникам» НКУ и содержащего свыше 700 описаний. Открытие музея, публикации о нем в периодических изданиях и выход каталога усилили интерес к творчеству поэта и приток материалов в ЛМ. «Для нас каждая мысль, каждое прикосновение пера или кисти безвременно погибшего гения — величайшая драгоценность», — писал Бильдерлинг в открытом письме к М.И.Семевскому29. В 1887 г. в музей поступает тетрадь рисунков приятеля и соученика Лермонтова Н.И.Поливанова с «домашними сценами сельской жизни», т.е. сценами из лагерной жизни гвардейских кавалерийских юнкеров. В 1889 г. бывший юнкер Школы Н.Н.Манвелов передает знаменитую сегодня так называемую «Юнкерскую тетрадь» рисунков Лермонтова, заполненную в 1832–1834 гг.30 Уже в сентябре 1884 г. М.И.Семевский предлагал Бильдерлингу обсудить новое издание каталога. В февральской книжке «Русской старины» за 1887 г. Бильдерлинг сообщал о 1164 экспонатах, к 1890 г. эта цифра увеличилась до 1409.

Музей был посещаем, а его коллекции — востребованы, и не только исследователями творчества поэта. В 1884 г. Педагогический музей военно-учебных заведений запросил разрешение изготовить фотографии на стекле с экспонатов ЛМ «для демонстрации во время лекций при помощи проекционного аппарата» о поэзии Лермонтова профессора А.И.Незеленова31. В июле 1911 г., готовясь к знаменитой постановке «Маскарада», ЛМ посетили В.Э.Мейерхольд и А.Я.Головин. В письме к жене Мейерхольд делился впечатлениями: «...Сегодня в одиннадцать часов я, Головин, Мосолов в Лермонтовском музее... Целый ряд сокровищ... Целый ряд дивных портретов самого Лермонтова и его друзей. Целый ряд рукописей. Столик красного дерева, за которым он занимался. Эполеты, бумажник, записная книжка, палка, которая находилась у него на дуэли, туфли ночные кавказские и проч., и проч. Главная жемчужина — альбом собственноручных рисунков карандашом. Сколько лиц, сколько поз. Рисунки, по мнению Александра Яковлевича, замечательны даже в техническом отношении»32.

За годы существования ЛМ сменилось несколько начальников училища. В 1901 г. при генерал-лейтенанте Петре Александровиче Машине ЛМ начал вести рукописный «Каталог», своеобразную инвентарную книгу, открытую 31 декабря 1900 г., куда были занесены все поступившие в него ранее и вновь поступающие предметы. Эта книга и сегодня представляет собой важный источник по истории собрания Лермонтовского музея. В последние годы (1912–1917) училище возглавлял генерал М.К.Марченко, также уделявший ЛМ много внимания. При нем генерал Е.К.Миллер в 1912 г. создал при Училище еще один музей — Исторический. В 1916 г. музей обрел свое регулярное издание — «Известия Лермонтовского и Исторического музеев Николаевского кавалерийского училища», вышедшее двумя выпусками. В них были помещены списки «новых приобретений» музея, сопровождавшиеся отдельными воспроизведениями и полными развернутыми справками об их происхождении33. Последние записи в «Каталоге» датируются 8 ноября 1916 г. В 1917 г. училище было расформировано, а собрание Лермонтовского музея почти целиком передано в Пушкинский Дом.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. Т. 2. М.Ю.Лермонтов. М.; Л., 1953 (далее — «Описание ИРЛИ»).

2 Александр Александрович фон Бильдерлинг (1846–1912) — барон, участник русско-турецкой войны 1877–1878 гг., полковник, начальник 1-й бригады 12-й кавалерийской дивизии, с 1878 г. генерал-майор, начальник Николаевского кавалерийского училища, с 1891 г. помощник начальника Генерального штаба, с 1899 г. командир 17-го армейского корпуса, генерал-лейтенант; участник русско-японской войны, в 1904 г. начальник Западного отряда, в 1905 г. командующий 3-й, затем 2-й армиями, член Военного Совета. Возглавлял НКУ в 1878–1890 гг.

3 Дело о составлении Лермонтовского музея при НКУ. РО ИРЛИ. Ф.524. Оп. 4. № 32. Л. 17-18.

4 РС. 1881. №3.

5 Потто В. Исторический очерк Николаевского Кавалерийского Училища — Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. СПб., 1873.

6 РВ. 1881. №7. С. 413-414.

7 РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 4. №32. Л. 1-2. А.М.Лермонтов — А.А.Бильдерлингу. Москва.

4 нояб. 1880.

8 РО ИРЛИ. Ф.524. Оп. 4. №32. Л. 43-44. К.М.Цехановская — А.А.Бильдерлингу. Москва. 25 февр. 1882.

9 Портрет М.М.Лермонтовой был утрачен в 1941 г. в период фашистской оккупации г. Пушкина в числе других предметов, вывезенных перед войной на выставку, посвященную 100-летию со дня смерти М.Ю.Лермонтова.

10 РО ИРЛИ. Ф.524. Оп. 4. №32. Л.4. Н.А.Столыпин — А.А.Бильдерлингу. Гаага. 14/26 нояб. 1880 г. На фр. яз.

11 РО ИРЛИ. Ф.524. Оп. 4. №32.

Л. 59-60. Портрет был литографирован В.Ф.Тиммом в 1862 г., а в 1883 г. А.А.Бильдерлинг выполнил акварельную копию с литографии и передал ее в ЛМ.

12 Там же.

13 Павел Петрович Вяземский, князь (1820–1888) — сын П.А.Вяземского. Археограф, основатель Общества любителей древней письменности, сенатор, петербургский знакомый Лермонтова, в 1838–1841 гг. встречался с ним у Карамзиных и Валуевых, автор воспоминаний о Лермонтове, а также литературной мистификации «Письма и записки» Омер де Гелль (1887).

14 РО ИРЛИ. Ф.524. Оп. 4. №32. Л. 46-47. С.Д.Шереметев — А.А.Бильдерлингу. С.-Петербург. 18 нояб. 1882.

15 См. об этом в ст. Л.Е.Мисайлиди в настоящем номере.

16 Николай Васильевич Медем (1798–1870) — генерал от артиллерии, профессор Императорской Николаевской военной академии, председатель С.-Петербургского цензурного комитета (1860–1862), председатель Главного военно-учебного комитета; член совета министра внутренних дел по делам книгопечатания.

17 Мария Ивановна де Виллер, в первом браке Шестакова, во втором — Доможирова. Подлинная рукопись была передана в ЛМ в 1895 г.

18 Бильдерлинг А.А. Лермонтовский музей в Петербурге в Николаевском кавалерийском училище: (письмо к ред. «Русской старины» Мих. Ив. Семевскому). СПб., 1883. С.VI.

19 РО ИРЛИ. Ф.524. Оп. 4. №41. Л. 94-98; Оп. 2. №104.

20 РО ИРЛИ. Ф.524. Оп. 4. №33. Л. 48-49. П.А.Висковатов — А.А.Бильдерлингу. Парголово. 29 июня 1884.

21 РО ИРЛИ. Ф.524. Оп. 4. №33.

Л. 50-51. Графиня А.А.Берольдинген — А.А.Бильдерлингу. 3 июля 1884. На фр. яз.

22 РО ИРЛИ. Ф.524. Оп. 4. №32. Л. 11-12. П.А.Висковатов — А.А.Бильдерлингу. Дерпт. 1 янв. 1881.

23 РО ИРЛИ. Ф.524. Оп. 4. №32. Л. 13-14. П.А.Висковатов — А.А.Бильдерлингу. Дерпт. 2 янв. 1881.

24 РО ИРЛИ. Ф.524. Оп. 4. №32. Л. 83-84. П.А.Висковатов — А.А.Бильдерлингу. Дерпт. 26 апр. 1883.

25 Лермонтовский музей Николаевского кавалерийского училища / Сост. А.Бильдерлинг. СПб., 1883. С.82.

26 М.Ю.Лермонтов. К 125-летию со дня рождения (1814–1939). Каталог выставки в Ленинграде / Сост.: В.Л.Бубнова, М.М.Калаушин, П.Е.Корнилов; Изд. Академии наук СССР. М.; Л., 1941. С.87.
Александр Иванович Арнольди (1817–1898) — генерал от кавалерии; в 1838 г. сослуживец Лермонтова по л.-гв. Гродненскому гусарскому полку, летом 1841 г. встречался с поэтом в Пятигорске; художник-дилетант, зарисовал виды памятных лермонтовских мест. В частности, им исполнены два единственных документальных изображения временной могилы поэта. Лермонтов подарил Арнольди свои картины: «Воспоминание о Кавказе» и «Черкес», переданные им, как и рисунки, а также кавказский пояс Лермонтова, в ЛМ в 1880–1883 гг. При погребении поэта присутствовал как представитель л.-гв. Гродненского гусар. полка. Автор «Записок».

27 М.Ю.Лермонтов. К 125-летию со дня рождения (1814–1939). Каталог... С. 329-330.

28 РО ИРЛИ. Ф.524. Оп. 2. №89.

29 Бильдерлинг А.А. Лермонтовский музей в Петербурге в Николаевском кавалерийском училище. С. III-IV.

30 См. об этом в ст. Е.Н.Монаховой в настоящем номере.

31 РО ИРЛИ. Ф.524. Оп. 4. №33. Л.59.

32 Мейерхольд В.Э. Переписка. 1896–1939 / Сост. В.П.Коршунова, М.М.Ситковецкая. М., 1976. С.137. Письмо датировано 11.07.1911.

33 Известия Лермонтовского и Исторического музеев Николаевского кавалерийского училища. Пг., 1916. №1. С. 72-75; Пг., 1917. №2. С. 21-29.

Александр Александрович Бильдерлинг. Не ранее 1901 года

Александр Александрович Бильдерлинг. Не ранее 1901 года

Неизвестный гравер по рисунку К.И.Тихомирова. Лермонтовский музей в здании Николаевского кавалерийского училища. 1884. Гравюра на дереве. Вырезка из журнала «Всемирная иллюстрация» (1884. №6)

Неизвестный гравер по рисунку К.И.Тихомирова. Лермонтовский музей в здании Николаевского кавалерийского училища. 1884. Гравюра на дереве. Вырезка из журнала «Всемирная иллюстрация» (1884. №6)

Шашка в деревянных ножнах, принадлежавшая М.Ю.Лермонтову. Дагестан. XIX век. Сталь, золото, серебро; позолота, гравировка; дерево, кожа. Литературный музей ИРЛИ. На лицевой стороне устья — герб рода Лермонтовых с инициалами на щите М.Л.; на внутренних срезах устья гравированные надписи: Михайла (на одной стороне) Лермонтова (на другой)

Шашка в деревянных ножнах, принадлежавшая М.Ю.Лермонтову. Дагестан. XIX век. Сталь, золото, серебро; позолота, гравировка; дерево, кожа. Литературный музей ИРЛИ. На лицевой стороне устья — герб рода Лермонтовых с инициалами на щите М.Л.; на внутренних срезах устья гравированные надписи: Михайла (на одной стороне) Лермонтова (на другой)

Личные вещи М.Ю.Лермонтова. Фотография Лермонтовского музея 1916 года. Литературный музей ИРЛИ

Личные вещи М.Ю.Лермонтова. Фотография Лермонтовского музея 1916 года. Литературный музей ИРЛИ

Эполеты корнета лейб-гвардии Гусарского полка. Медь, сукно. Литературный музей ИРЛИ

Эполеты корнета лейб-гвардии Гусарского полка. Медь, сукно. Литературный музей ИРЛИ

Зал Лермонтовского музея в Николаевском кавалерийском училище. 1916

Зал Лермонтовского музея в Николаевском кавалерийском училище. 1916

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «К*» («Оставь напрасные заботы...») и «Баллада. (С немецкого)». Авторизованные копии из XX тетради. 1832. РО ИРЛИ РО ИРЛИ

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «К*» («Оставь напрасные заботы...») и «Баллада. (С немецкого)». Авторизованные копии из XX тетради. 1832. РО ИРЛИ РО ИРЛИ

Неизвестный художник. Портрет Д.А.Столыпина. Начало 1870-х годов. Бумага, акварель, карандаш. Из альбома Д.А.Столыпина. Литературный музей ИРЛИ

Неизвестный художник. Портрет Д.А.Столыпина. Начало 1870-х годов. Бумага, акварель, карандаш. Из альбома Д.А.Столыпина. Литературный музей ИРЛИ

Н.А.Столыпин. Париж. 1864. Фотография ателье A.Ken. Литературный музей ИРЛИ

Н.А.Столыпин. Париж. 1864. Фотография ателье A.Ken. Литературный музей ИРЛИ

К.Ф.Турчанинов. Портрет А.А.Краевского. 1845. Картон, масло. Литературный музей ИРЛИ

К.Ф.Турчанинов. Портрет А.А.Краевского. 1845. Картон, масло. Литературный музей ИРЛИ

П.А.Висковатов. Будапешт. 1877. Фотография ателье A.Pesten. Литературный музей ИРЛИ

П.А.Висковатов. Будапешт. 1877. Фотография ателье A.Pesten. Литературный музей ИРЛИ

А.П.Шан-Гирей в мундире с орденами и медалями. А.П.Шан-Гирей  на смертном одре. Тифлис. 1883. Фотографии А.С.Надеждина. Литературный музей ИРЛИ. Публикуется впервые

А.П.Шан-Гирей в мундире с орденами и медалями. А.П.Шан-Гирей на смертном одре. Тифлис. 1883. Фотографии А.С.Надеждина. Литературный музей ИРЛИ. Публикуется впервые

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «К*» («Печаль в моих песнях, но что за нужда?..») и «Два великана». Авторизованные копии из XX тетради. 1832. РО ИРЛИ

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «К*» («Печаль в моих песнях, но что за нужда?..») и «Два великана». Авторизованные копии из XX тетради. 1832. РО ИРЛИ

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru