Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 109 2014

Сергей Сафонов

Тандем единомышленников

Показ работ молодых авторов в выставочном зале редакции журнала «Наше наследие» — на первый взгляд, случай почти необъяснимый и воспринимающийся чрезвычайным авансом примерно тридцатилетним экспонентам. Особенно если учесть, имена каких мастеров самых разных десятилетий ХХ века, а то и постарше, неплохо знакомы этим стенам. Однако все становится на места, если воспринимать живописное творчество Евгении Буравлевой и Егора Плотникова не автономно, как часто случается с современными художниками, а в логике определенной традиции. Можно смело сказать, что многое они именно что «унаследовали» от своих педагогов.

И наиболее очевидно в холстах Евгении и Егора проступает «чеширская улыбка» некогда художника-шестидесятника, а нынче — просто значительного мастера и нашего современника, живописца Павла Федоровича Никонова.

Всякое сравнение, как известно, хромает. Не стоило бы говорить о недавних воспитанниках мэтра только на том основании, что они его бывшие ученики, после завершения в 2006-м учебы в столичном Суриковском институте ступившие на путь самостоятельного творчества. Многие мастера нашей культуры оставили след в творческой педагогике, хотя бы потому, что преподавание — довольно гармоничный способ трудоустройства в рамках профессии.

Но, например, в числе учеников другого большого художника, Александра Шевченко, в 1920-е преподававшего во Вхутемасе, а в более поздние годы — во Всесоюзной академии архитектуры, МИПИДИ и Московском текстильном институте, были и безукоризненно усвоивший его уроки Валерий Каптерев, и Андрей Гончаров, оставивший дневниковые записи о бесполезности собственного обучения у Шевченко…

Случай Буравлевой и Плотникова — не такой; он очевидно ближе к позиции Каптерева. Что, кстати, вовсе не отменяет и поисков самостоятельного пути, и даже некоторого творческого противостояния авторитетному и любимому педагогу. Наблюдая на протяжении послевузовских лет эволюцию живописи Евгении и Егора, могу сказать об их колоссальном продвижении по пути индивидуализации собственного языка, по-своему заметного в произведениях каждого из участников тандема, который сложился еще в 1990-е, в период учебы в художественном училище родного

Кирова-Вятки. Язык обоих авторов доказал, что способен меняться во времени, однако главное и неизменное для их творчества, воспринятое от Никонова и других учителей, — преданность профессии, осознание границ допустимого в поле творческой эволюции, вне зависимости от конъюнктуры. Честность по отношению к собственным занятиям живописью, даже случающимся временами метаниям и заблуждениям. Желание понять себя.

Главным жанром для Евгении Буравлевой — не декларативно, а по факту — является пейзаж. Чаще всего городской, географически индивидуально окрашенный. Ею последовательно не забыты российская провинция, Берлин и Дрезден, Париж и Москва. Особая глава — Лондон; британская столица пока очевидно доминирует в «будущем наследии» художника. То ли это связано с графиком творческой эволюции и календарем зарубежных поездок, то ли автор изначально стремился найти персональный подход к портретированию каждого из перечисленных городов — только такой подход у Буравлевой действительно нашелся. Ее Германия угловата и экспрессивна, Лондон — текуч и многоцветен, Москва — стремительна… В какой-то момент Евгению увлекло создание чрезвычайно детализированных, как бы литературно очевидных и оттого особенно пригодных для разглядывания внимательным зрителем мини-сюжетов, встроенных, запрятанных в недра холстов, которые написаны размашисто и свободно. Но и без всех этих дотошных «проверок документов», прогуливающихся человечков и нимф, бегущих к пруду, ее живопись имеет все основания претендовать на зрительское внимание, без скидок на возраст автора.

Егор Плотников — другой. В пору окончания учебы он заметно ближе стоял к Никонову, чем сейчас; даже некоторые «фирменные» мотивы никоновско-андроновской вузовской мастерской, вроде затемненного сельского интерьера с крестовиной окна на просвет или человека с вязанкой дров, безмерно одинокого в монохромном российском пейзаже, оказывались визуализацией творческой преемственности в картинах Егора. Сегодняшний Плотников, хотя по-прежнему верен пейзажу, стремится осознать круг собственных мотивов и тем, и многое на этом пути уже сделано. Например, его так называемая «детская серия» успела примерить самые разные форматы, от кабинетного, показанного в стенах «Нашего наследия», до монументального. Она даже шагнула в третье измерение: в последнее время Егор много экспериментирует на стыке живописи и скульптуры, работая над пространственными композициями, персонажи которых попеременно оказываются то как бы вышедшими на авансцену холстов участниками живописного представления, а то вдруг — занимают позицию зрителя по отношению к экспрессивной живописи собственного автора. Такой синтез — не самый традиционный ход в эволюции художника, особенно если учесть вечные цеховые разногласия скульпторов и живописцев. Но в искусстве ХХI века вряд ли необходимо так уж следовать чистоте жанров; главное, чтобы художнику было что сказать своему зрителю.

Первые реплики Плотникова и Буравлевой не только заготовлены, но уже произнесены.

Евгения Буравлева и Егор Плотников

Евгения Буравлева и Егор Плотников

Е.Буравлева. Филпот-Лэйн вечером. 2011. Холст, масло. Частное собрание

Е.Буравлева. Филпот-Лэйн вечером. 2011. Холст, масло. Частное собрание

Е.Буравлева. Нина. 2013. Холст на картоне, масло

Е.Буравлева. Нина. 2013. Холст на картоне, масло

Е.Плотников. Новый дом. 2011. Холст, масло. Частное собрание

Е.Плотников. Новый дом. 2011. Холст, масло. Частное собрание

Е.Плотников. Сёстры. 2013. Объект. Холст, масло, дерево, папье-маше, акрил

Е.Плотников. Сёстры. 2013. Объект. Холст, масло, дерево, папье-маше, акрил

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru