Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 108 2014

Юрий Веденин, Владимир Плужников, Владимир Потресов

Фото Сергея Пчелкина

Государева дорога

Князь Петр Вяземский:

Русским трактом езда не слишком веселит

Шоссе Москва — Санкт-Петербург с начала XVIII века и поныне соединяет две российские столицы, является главной дорогой страны. Вдоль нее, впрочем, как и обочь других крупных транспортных артерий, за столетия сформировалась особенная историческая среда. Она существует в относительно узкой зоне вдоль дороги и отличается высокой плотностью населения. Ведь оживленная трасса требовала и требует ремонта, обслуживания, обеспечения путешествующих ночлегом, питанием, развлечениями, долгое время служила для доставки почты и грузов.

Неизбежно возникали поселения, обраставшие строениями гражданского и сакрального зодчества, немало из которых сохранилось и поныне, частью представляя памятники истории и культуры. Еще важно, что дорога Москва — Санкт-Петербург считалась «правительственной трассой», по ней регулярно перемещались царствующие особы вместе со свитой, а это требовало строительства путевых дворцов — особого рода почтовых станций повышенной, как сказали бы сегодня, комфортности.

Известно, что до XIII века сухопутных дорог в России почти не было, и связь между населенными пунктами летом осуществлялась водными путями или по речному льду зимой. Позже появились сухопутные дороги, в том числе и та, что соединила Москву, Тверь и Великий Новгород. Вероятнее всего, уже в период строительства новой столицы проделали участок, соединивший ее с Новгородом — ближайшим городом, через который осуществлялась связь Северной Пальмиры с Москвой и глубинными районами страны. С тех пор основная дорога империи до нынешнего времени практически не меняла своего положения на карте отечества.

Петербург, возникший на краю России, в опасном и нездоровом месте, с окраинными шведскими крепостями, отразил западнические пристрастия беспокойного монарха, которого раздражал неспешный патриархальный уклад русской жизни. А Москва, лишенная столичного статуса, стала мостом между Петербургом и остальной Россией, торгово-купеческим центром, снабжавшим новый город и рабочей силой, и продовольствием, и промышленными товарами.

Вплоть до XVIII века вдоль главной дороги, с неизбежными нашими выбоинами, колдобинами и весенними хлябями, существовали специальные населенные пункты, так называемые ямы: Едрово, Валдай, Яжелбицы, Крестцы, Бронница и другие.

В 1712 году, после перебазирования столицы, Петр I повелел построить «всесезонную гужевую дорогу» из Москвы в Петербург. Но соорудили ее лишь в 1746-м при императрице Елизавете Петровне, сделав ответвления в Старую Руссу, Ржев и Волоколамск. Однако гужевая дорога была не в состоянии обеспечить необходимый грузопоток к Санкт-Петербургу, и ее дублером, по которому шли, в том числе, хлебные караваны из центральных районов России, стала Вышневолоцкая водная система.

С 1851 года главные перевозки пассажиров и грузов начали перемещаться на Николаевскую железную дорогу, в результате чего шоссе (европейский термин, пришедший в начале XIX века на смену «всесезонной гужевой») стало терять значение, а водная система практически перестала существовать.

С развитием автомобильного транспорта вновь стала возрастать роль шоссейной трассы, соединяющей столицы, хотя вплоть до середины прошлого века здесь существовали участки, преодолеть которые легковые машины в весеннюю или осеннюю распутицу самостоятельно не могли.

Появившись более двухсот лет назад, дорога способствовала росту придорожных городов. Трасса проходит более чем через шестьдесят населенных пунктов. Это обстоятельство сегодня снизило ее скоростной режим и пропускную способность до низшего предела. Поэтому принято решение, и оно уже частично реализовывается, о строительстве параллельной скоростной магистрали.

В разные годы путевые впечатления о поездках из Петербурга в Москву и обратно, вдоль отдельных участков трассы оставили многие путешественники. Существуют путевые записки, дневники, «дорожники», названные позже путеводителями, беллетристические произведения, самое известное из которых — «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева, опубликованное в мае 1790 года. Здесь путевые заметки, объединенные в форму романа, в какой-то мере позаимствованную у «Сентиментального путешествия» Лоренса Стерна, излагают мысли Радищева об общественном устройстве России. При этом писатель дает точные характеристики мест, связанных с географией его путешествия.

Значительно раньше Радищева о странствии по русским водным и сухопутным дорогам, частью совпадавшим с «государевым» маршрутом, писал Адам Олеарий (1599–1671), немецкий путешественник и ученый. Его «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» было издано на русском языке в Санкт-Петербурге спустя почти триста лет, в начале прошлого века. Английский историк и педагог Уильям Кокс, автор записок о вояже по России эпохи Екатерины II совершил вояж между российскими столицами по гужевой дороге. Его «Путешествия по Польше, России, Швеции и Дании» пользовались большой популярностью: только при жизни автора труд выдержал пять изданий (первое в 1784 году), был переведен на основные европейские языкии послужил основой многочисленных компиляций.

В 1833–1835 годах А.С.Пушкин создал своеобразную антитезу Радищеву, печатающуюся ныне под условным редакторским заглавием «Путешествие из Москвы в Петербург» (опубликовано в 1841 году). Это одно из самых сложных публицистических произведений последнего периода жизни поэта — большая статья, оставшаяся незаконченной.

Писали о поездках между русскими столицами современник Пушкина поэт и историк князь Петр Вяземский и многие другие. Летом 2013 года Русское географическое общество снарядило экспедицию с участием специалистов Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева «По следам Радищева: 222 года спустя». Целью экспедиции было выявить сохранившиеся памятники культурного и исторического наследия, а также оценить их пригодность для познавательного туризма, включения в активную современную жизнь.

Адам Олеарий:

Русские называют «ямами» те места, где меняют лошадей и получают свежих

Столетиями в России единственным видом сообщения между населенными пунктами оставалась ямская гоньба. Ямщики, нередко как курьеры-фельдъегери, возили царские указы, грамоты, письма и документы. Для упорядочения их действий в 1722 году по указу Петра I были построены первые ямские дворы в Петербургской губернии на Ревельском (Ямбургском), а затем на Московском и Шлиссельбургском трактах. До сих пор сохраняются названия: Ям-Ижора, Ям-Тесово, Ямбург. В XIX веке на смену ямским станам пришли почтовые станции. Почтовые дворы строились по всей России в основном в первой половине столетия, а архитекторы получали предписание, «чтобы на одном и том же шоссе для большего разнообразия дома были неодинакового фасада».

Однако «государева дорога» имела особые функции, и хоть 728 верст шоссейного пути, соединившего Петербург и Москву, вымостили бревнами и фашинником, монарху требовались условия, необходимые для возвращения бодрости в изнурительно-тряской дороге, а также общения с населением. Для этого на трассе в среднем через каждые 65 км поставили одиннадцать путевых дворцов.

Во второй половине XVIII века путевые дворцы сделались архитектурными акцентами в селах и слободах, которые были преобразованы в города (Вышний Волочек, Валдай, Крестцы). Однако многие из них оказались маловыразительными небольшими зданиями в скромных формах зрелого классицизма: главный фасад в два этажа с легким средним ризалитом, фланкированный низкими флигелями в три окна к дороге.

Фактически в этих домах размещали гостиницу и почту, ведь большое здание стоило очень дорого и было неразумным строить его лишь в расчете на кратковременное пребывание властных особ. В 1767 году, проезжая из Петербурга в Москву, Екатерина II пожелала, чтобы нашлись люди, готовые содержать при дворцах «для проезжих всякие потребности, как пищу и питье, так и прочие нужные и к спокойствию в пути служащие надобности». Сенат приказал новгородскому и московскому губернаторам «вызывать охотников» к устройству «столь полезных и нужных для проезжих во дворцах пристанищ».

С 1782 года по указу императрицы путевые дворцы должны были выполнять почтовые функции, но одновременно их нужно было содержать «в таком исправном состоянии, дабы на случай проезда Нашего могли тотчас очищены быть».

В первые годы правления Екатерины II в Твери и Новгороде появились каменные путевые дворцы. В других пунктах до начала губернской реформы 1770-х годов деревянные дворцы заменили каменными только в Торжке и Валдае, а в Городне, Медном и Выдропужске путевые дворцы были превращены в почтовые станции.

Зодчий итальянского происхождения Луиджи Руска (1762–1822) известен в России, в частности тем, что проектировал почтовые станции в подмосковной Черной Грязи, Солнышной (прежде Гомзино, позже Солнечная Гора, а ныне Солнечногорск), Городне и других. Типичный их облик — вытянутое вдоль шоссе одноэтажное здание в скупых формах позднего классицизма, с отделенными фланкирующими флигелями (Едрово, Яжелбицы, Померанье).

Уникальным памятником раннего классицизма, соединенным с формами развитого барокко, является дворец в Твери. Он свободен от петербургской архитектурной строгости, но при этом далек и от московской живописности. Этот, один из самых знаменитых путевых дворцов России возводился с участием М.Ф.Казакова, строившего Петровский путевой дворец при въезде в Москву.

«Ручной дорожник для употребления на пути между императорскими всероссийскими столицами, дающий о городах, по оному лежащих, известия историческия, географическия и политическия с описанием обывательских обрядов, одежд, наречий и видов лучших мест», написанный Иваном Фомичом Глушковым, тверским вице-губернатором, и изданный в Санкт-Петербурге в 1801 году, рисует картину, в которой Тверь предстает перед путешественником европейским городом, где шумят постоянные праздники, даются балы, где довольно интеллектуальной публики, множество гостиниц, ресторанов.

Несмотря на разрушительные бомбардировки 1941–1942 годов, в городе сохранились памятники истории и культуры, в числе которых и путевой дворец — обширный комплекс в северной части Тверского кремля на берегу Волги. В прежние века здесь располагался архиерейский дом со служебными и надворными постройками, пострадавший во время пожара Твери 1763 года. Новое строительство было поручено П.Р.Никитину и возглавляемой им «архитекторской команде». При восстановлении архиерейского дома было решено устроить в нем также помещения для временного пребывания императрицы, придать ему функции путевого дворца, впоследствии ставшие основными. Дворец без боковых павильонов вчерне соорудили в 1764–1765 годах. Помещения для Екатерины II было приказано приготовить по образцу путевых дворцов Новгорода и Смоленска.

Наружная и внутренняя отделка производилась до 1766 года, боковые павильоны сооружены в 1767–1771 годах. Западный павильон занимала Екатерининская церковь, освященная в 1778 году. Проект иконостаса был, видимо, выполнен губернским архитектором Ф.Ф.Штенгелем, а иконы написал В.Л.Боровиковский.

Тверской путевой дворец близок резиденциям европейских монархов эпохи барокко. Комнаты второго этажа, предназначенные для императрицы, имели богатый интерьер: штофные обои, голландские печи с узорными изразцами, паркетные полы. Отделка архиерейской половины была очень простой: некрашеные сосновые полы, белая краска по стенам и потолку. Во время пребывания в Твери Екатерины II помещения эти отводились для придворной свиты.

При строительстве дворца был спроектирован примыкавший к восточному крылу здания запасной двор, где в 1766 году сооружен кухонный флигель, и конюшенный. Очевидно, тогда же построены ледник и кладовые. По южной и восточной границам запасного двора создана кирпичная ограда. Планировка сада была регулярной с веерно-лучевой композицией трех главных аллей, повторявшей схему планировки городской части Твери.

В 1809 году комплекс подвергся реконструкции по проекту зодчих К.И.Росси и О.И.Бове под резиденцию генерал-губернатора Твери принца Георга Ольденбургского и его супруги великой княгини Екатерины Павловны. По ее желанию выстроен уникальный пандус у волжского фасада для подъезда на карете к парадным залам второго этажа.

Треугольный фронтон среднего ризалита заменили аттиком со статуями работы скульптора Г.Замараева. В северных углах парадного двора возвели скругленные деревянные эркеры. С фасадов павильонов удалили пышное обрамление овальных окон. Вестибюль на первом этаже сделали сквозным, парадную лестницу расширили. В угловой части второго этажа появилась галерея, служившая парадной гостиной.

Тогда же дворцовый сад переделали в пейзажный парк, куда из дворца вела белокаменная лестница со статуями Аполлона и Лаокоона. Она начиналась от вестибюля, а от кабинета Екатерины Павловны туда же спускался пандус на арках.

Чтобы сформировать площадь перед путевым дворцом и Спасо-Преображенским собором, под руководством К.И.Росси с 1809 по 1814 год в Тверском кремле снесли древние крепостные стены и засыпали остатки рва.

После смерти Георга Ольденбургского дворцовый комплекс был передан в Удельное ведомство и снова стал путевым дворцом. В 1838–1839 годах по проекту

И.Ф.Львова выстроили гауптвахту и полностью реконструировали сад. Комплекс перестраивался в 1864–1871 годах по проекту архитектора А.И.Резанова. Тогда были изменены фасады дворца. Часть интерьеров переделали в стиле Людовика XVI, а галерею превратили в Гербовый зал в духе неоренессанса. В вестибюле поставили новые колонны и соорудили гранитную парадную лестницу с чугунной решеткой. Купол над лестницей заменили сомкнутым сводом. Четыре живописных фриза для оформления парадной лестницы выполнил Ф.А.Бруни. В саду, переустроенном садовником Фридлендером, построили оранжерею.

В сентябре 1871 года дворец был передан в ведение Московской удельной конторы, а в 1897 году в его западном крыле поместили Тверской историко-археологический музей.

В 1944–1948 годах комплекс, сильно пострадавший от военных действий, восстановлен под руководством И.Е.Бондаренко и Н.Я.Колли, при участии А.С.Трайнина и Ф.И.Макарова. Интерьеры дворца получили новую отделку. С 1962 года здесь размещается Тверская областная картинная галерея. В 1990-х годах утрачен ряд балконов.

В начале нашего века положение памятника было на грани катастрофического. Разговоры о необходимости проведения реставрации Путевого дворца велись почти двадцать лет. Наконец 30 августа прошлого года началась грандиозная работа, в результате которой в течение трех лет предполагается отреставрировать фасады, воссоздать объемно-планировочную структуру здания, интерьеры и декор дворца по сохранившимся эскизам конца XIX века, фотографиям и описям довоенного времени, в том числе запланировано вернуть все утраченные элементы. Помимо этого должна быть благоустроена территория.

Нынче весь дворец в строительных лесах. Отношение в Твери к реставрации, как водится, неоднозначное. В декабре 2012 года объявлено, что ход работ сопровождается в режиме on-line с двух камер, однако практически получить «картинку» ни с одной из них не удается.

Менее пышный, но также очень интересный ансамбль путевого дворца, послужившего затем образцом для строительства таких же вдоль московско-петербургского тракта, находится в Торжке, на вершине холма левого берега Тверцы. Торжок — красивый город, располагающий множеством монументальных архитектурных ансамблей, в которых каждое строение имеет особую ценность. Некоторые памятники связаны с деятельностью знаменитого архитектора Н.А.Львова: Борисоглебский собор 1785 года и надвратная церковь-колокольня во имя Нерукотворного образа Спасителя Борисоглебского монастыря, небольшая часовня-ротонда Животворящего Креста 1814 года, расположенная на площади 9 января, и другие.

Ансамбли создают целостную архитектурно-ландшафтную композицию исторического города, которую отмечали путешественники, посещавшие Торжок в конце XVIII – начале XIX века. Сейчас в городе установлен памятник Н.А.Львову, современнику Радищева, выдающемуся представителю Русского Возрождения. Николай Александрович Львов известен как талантливый архитектор, инженер, поэт, музыкант, фольклорист, садовод. Следует особо отметить, что не только сам город, но и соседние места тесно связаны с творчеством этого замечательного человека.

Первый деревянный путевой дворец в Торжке был выстроен архитектором П.Р.Никитиным. Позже, согласно указанию, данному Екатериной II новгородскому генерал-губернатору Якову Ефимовичу Сиверсу в 1775 году, Путевой дворец в Торжке решено было поставить «на пристойном месте, с коего б город и новое в оном каменное строение видны были». В 1827 году здание приобрело Торжокское градское общество для больницы и воспитательного дома, но в 1830 году городские власти решили передать дворец Владимирскому уланскому полку, и в 1840–1842 годах путевой дворец перестроили по проекту архитектора Ивана Федоровича Львова. В 1855 году комплекс снова перешел во владение города. Предположительно в 1859 году здесь открылось женское училище, которое в 1874 году было преобразовано в женскую гимназию. В 1924–1926 годах дворец служил рабочим клубом, потом здесь находились разные учебные заведения.

В комплекс Торжокского путевого дворца входят главный двухэтажный корпус, южный и северный флигели. Постройки комплекса возведены в начале XIX века.

Дворец в два этажа, с флигелями для свиты и прислуги, воспринимался в екатерининское время как образец для жилых домов богатых горожан. Его изысканный и притом деликатно-скромный облик определяют композиционные приемы, выверенные зрелым классицизмом, и точно прорисованные формы фасадной декорировки. Как и в других путевых дворцах на дороге Петербург — Москва, три средние оси проемов на лицевом фасаде главного двухэтажного корпуса выделены ризалитом с треугольным фронтоном. Прямоугольные окна в рамочных наличниках объединены вертикальными пряслами. Над венчающим карнизом по сторонам фронтона проходит парапет с балюстрадой. Артистизм фасадам прибавляют характерные для Твери лежачие чердачные окна во фризе под венчающим карнизом.

Оба этажа главного здания в дворцовом комплексе пронизывают две параллельные анфилады. Иллюзию обширного пространства усиливают дополнительные повороты внутренней парадной лестницы и парадный зал, простирающийся более чем наполовину длины этажа.

Этот зал примыкал к анфиладе через спальню Екатерины II, разделенную на парадную и интимную зоны. Парадная часть спальни входила в анфиладу, а за перегородками находились альков с кроватью под балдахином и две комнатки по сторонам. Из окон спальни и с ее балкона на четырех белокаменных колоннах был хорошо виден весь город.

В 2006 году мэрия Торжка передала путевой дворец и прилегающие к нему 22 объекта в центре Торжка в доверительное управление московскому Национальному центру опеки наследия для проведения реставрационных работ. Однако нынешнее состояние бывшего дворца оптимизма не вызывает: он заколочен и разваливается на глазах. В пристройке разместилось частное охранное предприятие. Осталась табличка, что когда-то здесь была школа, но даже дорожка сюда заросла травой.

Василий Ключевский:

Сеть вечно движущихся и не требующих ремонта шоссейных дорог, какую природа дала русской торговле в бассейне русских рек

В первой половине XIX века более благоустроенное, с твердым, вместо бревен и фашин, покрытием шоссе Москва — Санкт-Петербург отличалось от дороги, действовавшей при Радищеве и Екатерине Великой. Однако, помимо сухопутной, в это же время существовала водная система, соединявшая столицы. Разновременные остатки этой системы в виде инженерных сооружений и водоемов встречаются практически на протяжении всей сухопутной трассы в Солнечногорске, Торжке, под Новгородом и, конечно же, в Вышнем Волочке.

Вышний Волочек — город с обилием каналов, рек и вообще водных просторов, напоминающий то ли Петербург, то ли Венецию в русском провинциальном исполнении. Впечатлению способствуют гранитные парапеты набережных, блоки которых в незапамятные времена уложены на дубовые сваи, пролеты мостов на каменных основаниях, да по-петербургски сплошная застройка по берегам каналов, например, на Вончаковской набережной.

В 1770 году Вышний Волочек получил статус города, а через два года сделался центром Вышневолоцкого уезда Новгородской губернии. Тогда же утвержден городской герб, в верхней части которого «Императорская корона, означающая милость и покровительство Ея Величества», а в нижней «…на голубой волнистой террасе, изображающей воду, видна лодка, нагруженная, показующая проход судов близ сего селения» и регулярный план Вышнего Волочка, ставший основой застройки города вплоть до начала ХХ века.

В отличие от большинства русских городов, Вышний Волочек удалось полностью перепланировать по регулярной схеме. Его основная часть, названная Градской, ограничена Цнинским и Тверецким каналами, Садовой улицей (в советское время — улица Кирова) и Московским переулком (ныне — Московское шоссе). Другая часть города, между Цной и Цнинским каналом, называется Островом, но она намного меньше по площади. В конце XVIII века предполагали застроить фасадную сторону Острова (со стороны Пожарной набережной), а также северную и восточную стороны торговой площади административными зданиями. В результате на Острове построили два корпуса присутственных мест, объединенных в 1840-х годах, а также дома городничего и казначея.

Эти дома, выстроенные в 1777 году по проекту П.Р.Никитина в формах раннего классицизма, создают главный фронт застройки Островской части города. Те же формы характерны для путевого дворца и «банковой для вымена государственных облигаций конторы». Ныне эти дома слились в единый объем. Их главные фасады обращены к треугольной Дворцовой площади на берегу Цнинского канала.

На экономический расцвет Вышнего Волочка в XVIII–XIX веках прежде всего повлияла искусственная водная система, связавшая Волгу с реками бассейна Балтийского моря, с помощью которой Петербург снабжался продовольствием и строительными материалами. В 1703–1708 годах был прорыт Тверецкий канал, соединивший Цну и Тверцу, исток которой неподалеку от Вышнего Волочка. Работой руководили пять голландских мастеров во главе с Адрианом Гаутером, под надзором князя М.П.Гагарина и его племянника В.И.Гагарина, из-за чего поначалу Тверецкий канал назывался Гагаринским или «перекопом князя Гагарина». Канал соединил Цну, впадающую в озеро Мстино, и приток Волги Тверцу, исток которой также находится рядом.

Из озера Мстино водный путь проходил по реке Мста, озеру Ильмень, Волхову, Ладожскому озеру и по Неве достигал Балтийского моря. На канале, берега которого были укреплены сваями, тогда же голландские мастера построили два шлюза, а на Цне, около устья реки Шлины промахнулись: соорудили каменный шлюз в низине, из-за чего им нельзя было пользоваться. Чтобы исправить ситуацию, выше по течению сделали две деревянные плотины-перемычки, и судоходство на водном пути открылось в 1709 году.

Однако голландцы не учли дефицита воды в Тверце, и вскоре каналу потребовалась серьезная реконструкция. В 1719 году новгородский купец забайкальского происхождения М.И.Сердюков представил Петру I проект улучшения Вышневолоцкого водного пути. Проект понравился, и вскоре Сердюков стал главным подрядчиком строительства нового канала. В отличие от голландцев он подключил к системе воды реки Шлины, впадающей в Цну чуть ниже Вышнего Волочка. Эти воды Сердюков направил через озера в маловодные Тверцу и Цну. Основные работы по строительству улучшенной гидросистемы проходили в 1719–1721 годах. Были исправлены шлюзы, построены новые, укреплены деревянные набережные Тверецкого канала. В обход порожистому участку Цны соорудили Цнинский канал, ставший своего рода полуторакилометровой камерой шлюза. Это позволило без задержки пропускать через Вышний Волочек груженые суда из Твери до Петербурга даже в засушливые годы.

Южнее Вышнего Волочка в 1741 году было создано Заводское водохранилище с зеркалом в шесть квадратных верст, пополнявшее водами систему. На его берегах находились мыльный, винокуренный, кожевенный и солодовый заводы Сердюкова, а также пильные мельницы. Здесь же заводчик построил усадьбу, частично уцелевшую к нашему времени.

В усадебном комплексе стилистически обособлена одноэтажная кладовая винокуренного завода, выстроеная из большемерного кирпича. Южные сени каменные, северные — деревянные с тесовой обшивкой.

Неподалеку от дома стоит гранитный обелиск. На высоком квадратном постаменте с массивным профилированным карнизом установлена узкая четырехгранная пирамида с низким скатным завершением, очевидно, заменившим каменный шар. Возможно, обелиск перенесен сюда от бейшлота Заводского водохранилища, где был установлен в 1780-е годы. Между усадебными постройками уцелело несколько старых лип от регулярного парка, характерного для первой половины XVIII века.

Поскольку Сердюков нанес серьезный урон купцам, использующим сухопутный транспорт, во избежание покушений, он содержал роту солдат для защиты владений. Он внимательно следил за состоянием всех участков Вышневолоцкого водного пути, фактически ставшего первой в России рукотворной водной системой большой протяженности.

К концу XVIII века Вышневолоцкий водораздельный участок перешел в казенное управление, тогда же построена и одета гранитом заводская плотина длиной около ста метров.

В 1785 году Екатерина II три недели обследовала Вышневолоцкую водную систему. Императрица пожелала проверить, как управляется гидротехнический комплекс. Она осмотрела каналы, ввод судов в Тверецкий шлюз и их выход из Цнинского канала, затем проследовала по левому берегу Цны, по берегам озера Мстино и реки Мсты. Здесь Екатерина наблюдала сплав барок, затем прибыла в Опоченский Посад и заночевала в Конторе Боровичских порогов.

Путь от Потерпелицкой пристани до Новой Ладоги императрица совершила по воде. Для этого в Вышнем Волочке и Боровичах построили около тридцати кораблей, в том числе императорскую яхту со штандартом, а также специальные суда для утренних и вечерних трапез.

Организовал путешествие императрицы светлейший князь Г.А.Потемкин-Таврический. Среди сопровождавших императрицу был художник М.М.Иванов, с 1779 года находившийся при Потемкине. Он исполнил серию акварелей, где запечатлел Опоченский Посад и проход флотилии по Мсте.

Участник этого путешествия французский посланник Л.Сегюр писал в мемуарах: «В Боровичах мы пересели на красивые галеры; особенно великолепна была галера, назначенная для императрицы. В той, где поместили меня, были три изящно убранные комнаты и хор музыкантов, будивших и усыплявших нас сладкой музыкой».

Цнинский канал использовался для военных целей в 1943–1944 годах. Сейчас Вышневолоцкая водная система находится в управлении канала имени Москвы. От старинных сооружений уцелели набережные, опоры Мстинского шлюза, фрагменты Цнинской плотины. У центра отдыха «Северное сияние» близ города действует бейшлот со штурвалом при подъемном щите — бескамерный полушлюз, регулирующий уровень воды в канале.

Вышний Волочек оставляет двойственное впечатление: сохранившиеся каналы, старинные, нередко двухэтажные деревянные дома, каменные мосты и набережные создают неповторимое очарование, но все такое обветшалое и держится исключительно «Божеским смотрением», что вскоре мы сможем потерять нашу «Северную Венецию», как нередко называют этот город.

Уильям Кокс:

Повсюду видел я остатки прошедшего величия…

Много лет назад академик Д.С.Лихачев писал: «Предотвращению безудержного разрастания Москвы и Ленинграда могло бы служить создание ряда городов и поселений по скоростной транспортной линии между Москвой и Ленинградом. Все строительство должно было быть снято из окружения этих городов и направлено навстречу друг другу по линии Октябрьской железной дороги, в тесном соседстве с которой могли бы быть построены другие транспортные линии: однорельсовые, автомобильные и т.д. Через несколько столетий Ленинград и Москва соединились бы в единый линеарный мегаполис Москволенинград при полном сохранении исторической части городов…»

Сбывается мечта академика пока в одном: вскоре между Москвой и Петербургом будет проложен десятирядный хайвей, по которому мы помчимся со скоростью до 150 км в час. Остаются, однако, проблемы, связанные со знаменитым теперь Химкинским лесом, стали возникать вопросы по поводу Государственного комплекса «Завидово», неясно, как скажется строительство новой дороги на Валдайском национальном парке и Чудовском природном биологическом заказнике. Памятники истории и культуры, которые неизбежно погибнут, если окажутся на пути новой трассы, никто еще не считал.

Совершенно ясно, что высокоскоростной дублер нынешней федеральной автомобильной трассы М10, бывшей государевой дороги Москва — Санкт-Петербург, необходим, ведь уже сейчас ее загрузка превышает нормативную в три раза. И уровень аварийности на трассе почти в три раза выше среднего по России. Загрязнение воздуха на территории, прилегающей к дороге, в 3–5 раз превышает санитарные нормы.

Если скоростная трасса примет на себя основной транспортный поток, старинный Московский тракт, включающий объекты разных эпох и назначений, может стать мегапамятником, туристско-рекреационным объектом. Оживлению небольших населенных мест должны помочь уцелевшие культурные ресурсы, в том числе путевые дворцы и почтовые станции. Сейчас, например, музей «Дом станционного смотрителя» в Выре принимает до 20 тысяч посетителей ежегодно.

Причем не только культурно-исторические памятники, расположенные на самой трассе, но и непосредственно связанные с ней, смогут стать местами посещения. Так, в 18 км от Торжка находится родовая усадьба Никольское-Черенчицы, где сохранился мавзолей-усыпальница Н.А.Львова, отдельные сооружения, построенные Львовым, в том числе часть дома, погреб-пирамида и кузница и другие памятники. В Никольском у Львова гостили известные писатели, деятели культуры и искусства: В.В.Капнист, И.И.Хемницер, В.Л.Боровиковский, Д.Г.Левицкий и другие. В 1810 году на могилу Львова приезжал Г.Р.Державин, где написал стихотворение «На гроб переводчика Анакреона».

Особый интерес может вызвать гидросистема в Никольском-Черенчицах, принципиально отличавшаяся от водной системы знаменитого А.Т.Болотова в Богородицке, где гидрогеологический потенциал парковой территории намного больше. Львов отводил важную роль черенчицкой гидросистеме среди своих мелиоративных работ. Вода в нижний пруд каскада поступала из пруда у мавзолея и далее шла по специальному отводящему каналу в реку. Копаный пруд был создан при выемке грунта для отсыпки холма, на котором стоит храм-мавзолей. Рисунок художника-архитектора И.А.Иванова зафиксировал рядом с прудом небольшую водоподъемную машину.

Сохранились чертежные наброски, сделанные Львовым. В 1991 году недалеко от северного фасада главного дома в Черенчицах были обнаружены фрагменты керамических труб.

В усадьбе Василево, принадлежавшей Д.С.Львову, родственнику Н.А.Львова, находился каскад из трех прудов, водосбросы были совмещены с гротами, берега укрепляли валуны, а через большой (верхний) пруд перекинули стометровый мост в циклопической кладке, не свойственной коренной России.

Объектом посещения должен стать храм Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1789–1791 годах Николаем Львовым в селе Арпачево Торжокского района. Фрески в храме писаны Владимиром Боровиковским. Вместе с уникальной «падающей» колокольней ансамбль является памятником архитектуры XVIII века федерального значения. Долгие годы эта необыкновенной красоты церковь погибала. С 1986 года ее восстановлением занимается актер Георгий Федорович Шапошников, москвич, купивший в Арпачево избу напротив храма. Благодаря его усилиям судьба храма не вызывает опасений, но колокольня, напоминающая маяк, составляющая с храмом целостную композицию, осталась бесхозной и медленно разрушается.

Уникальные транспортные гидротехнические системы, остатки которых сохранились вдоль трассы, как, например, Мстинский канал, после восстановительных работ могут быть использованы для водных путешествий и познавательных экскурсий.

То же относится к искусственному озеру Сенеж как части водной системы Москва — Волга и Екатерининскому каналу, следы которого сохранились в Солнечногорске и окрестностях. На ряде участков это — цепочка заросших прудов, весьма живописных, но вместе с тем нуждающихся в благоустройстве. Их необходимо сохранить как объект историко-инженерного наследия и включать в туристские маршруты, проходящие по Подмосковью.

Многие объекты валдайского архитектурного наследия, которые не попадают в поле зрения туристов, городская администрация планирует снять с охраны. Выборочный осмотр памятников заставляет усомниться в грамотности администраторов и их местных консультантов.

Практически разрушился главный дом усадьбы писателя-публициста М.О.Меньшикова (1859–1918) на Образцовой горе, выкупленный в наше время потомками. Внук писателя М.Б.Поспелов мечтал превратить усадьбу в мемориальный, а также культурно-просветительный центр Валдая. Еще в 1990 году Товарищество русских художников и Советский фонд культуры предлагали создать в доме Меньшикова «историко-литературный музей и, при возможности, совместить его с другими добрыми устроениями».

Сегодня желание «доброго устроения» завершилось, увы, недобро.

Но даже если памятник находится под государственной охраной, это не обязательно гарантия благополучия.

В старинном селе Бронница, что расположилось в 25 километрах от Новгорода, при пересечении Московского шоссе с рекой Мстой, в самом центре стоит редкий природный памятник — Бронницкая гора, одиноко возвышаясь на 30 метров. Ученые считают, что гора представляет собой естественное всхолмление. По мнению историка XVIII века В.Н.Татищева, в языческий период на горе находилось капище. Он предполагал, что здесь был древний предшественник Новгорода — Колмогард (Холмогард). О существовании «известного в северной древней истории города Холмогарда» пишет и А.Н.Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву».

Согласно преданию, на Бронницкой горе бывала императрица Екатерина II. Живописный вид горы и открывшиеся с нее дали так поразили ее воображение, что, возвращаясь после коронации в 1763 году из Москвы в Петербург, она повелела построить на горе храм во имя великомученицы Екатерины. На месте старой трехпрестольной деревянной Введенской церкви был возведен великолепный белокаменный храм, тоже трехпрестольный, с приделами Иоанна Предтечи и великомученицы Екатерины. Расположение на вершине горы, строгий классический облик церкви представляют монументальное зрелище.

После учреждения военных поселений, церковь в Броннице отошла к военному ведомству и стала храмом полка принца Прусского. В 1826 году В.П.Стасов подготовил проект капитальной перестройки здания. Основные работы проведены в 1828–1830 годах, отделочные закончены в 1832 году. Ядро здания — октогон из восьми равных арок без голубенков. В окнах восьмерика — кубоватые решетки, схема которых унаследована от XVII века, но вертикальные волнистые прутья разделены просветами. Центральная часть храма окружена обстройкой, включая два четырехколонных дорических портика, с выкладкой каннелюр в кирпиче. Главку над храмом окружает простой металлический балкончик. Колокольня напоминает постройки в протестантско-петербургском духе первой половины или второй трети XVIII века, высота ее — более 26 метров.

В последний раз храм реставрировался в 1972 году. Однако в настоящее время он заброшен, нет ни окон, ни дверей. Сквозь плиты пола проросли деревья, осыпаются фрески. Удивительно, в то время как в «престижных» местах появляются бетонные реплики церквей с аляповатыми куполами в псевдорусском стиле, истинные шедевры храмовой архитектуры, связанные с именами великих русских зодчих, погибают, не дождавшись не только реставрации, но и элементарной консервации.

Трудно понять суть «государственной охраны», в результате которой мы можем остаться с «наследием», сплошь состоящим из фальшивых подделок, потеряв истинные ценности.

Нам открыт весь мир, и мы имеем возможность сравнивать. И сравнение это не в нашу пользу, поскольку нет в мире ни одной цивилизованной страны, которая бы так варварски относилась к собственному культурному наследию. Считалось, что памятников истории и культуры у нас немерено, поэтому реставрацию всех не осилить. Но если тенденция сохранится, то вскоре мы, подобно тому, как из самой читающей страны в мире превратились в самую «нечитающую», окажемся без собственной истории в окружении пластмассовых новоделов.

Старинный тракт Москва — Петербург сегодня как испорченное, некогда драгоценное ожерелье, где вместо драгоценных камней — дыры или обломки, кое-где подновленные стекляшками. А ведь это — лицо России, главная дорога страны!

Наметанный глаз современного путешественника сразу оценит, как страна дорожит собственной историей и культурой.

А.А.Голицын. Санные гонки на Петербургском шоссе. 1848. Холст, масло

А.А.Голицын. Санные гонки на Петербургском шоссе. 1848. Холст, масло

Дорога к храму. Трасса Москва — Санкт-Петербург у Бронницы

Дорога к храму. Трасса Москва — Санкт-Петербург у Бронницы

Тверь. 1838. Гравюра на стали

Тверь. 1838. Гравюра на стали

Торжок. Путевой дворец. Фото начала ХХ века

Торжок. Путевой дворец. Фото начала ХХ века

Вид левой затверецкой стороны в Торжке. Фото начала ХХ века

Вид левой затверецкой стороны в Торжке. Фото начала ХХ века

М.М.Иванов. Вышний Волочек. 1785. Акварель

М.М.Иванов. Вышний Волочек. 1785. Акварель

Василево. Валунный арочный мост.  Начало XIX века. Архитектор Н.А.Львов

Василево. Валунный арочный мост. Начало XIX века. Архитектор Н.А.Львов

Вышний Волочек. Окно городской усадьбы конца XVIII века

Вышний Волочек. Окно городской усадьбы конца XVIII века

Торговые ряды в Вышнем Волочке. 1837

Торговые ряды в Вышнем Волочке. 1837

Вышний Волочек. Городская усадьба конца XVIII века на углу Садовой улицы

Вышний Волочек. Городская усадьба конца XVIII века на углу Садовой улицы

Вышний Волочек. Цнинский канал Вышневолоцкой водной системы XVIII века

Вышний Волочек. Цнинский канал Вышневолоцкой водной системы XVIII века

План Вышневолоцкой водной системы. 1749

План Вышневолоцкой водной системы. 1749

Вышний Волочек. Усадьба строителя и смотрителя Вышневолоцкой водной системы М.И.Сердюкова. 1719

Вышний Волочек. Усадьба строителя и смотрителя Вышневолоцкой водной системы М.И.Сердюкова. 1719

Вышний Волочек. Жилой деревянный дом на Осташковской улице

Вышний Волочек. Жилой деревянный дом на Осташковской улице

Вышний Волочек. Вид на купол Богоявленского собора 1810–1814 годов (перестроен в 1863–1866 годах) с набережной

Вышний Волочек. Вид на купол Богоявленского собора 1810–1814 годов (перестроен в 1863–1866 годах) с набережной

Валдай. Усадьба публициста М.О.Меньшикова. Фото начала ХХ века

Валдай. Усадьба публициста М.О.Меньшикова. Фото начала ХХ века

Вид Иверского монастыря с северо-западной стороны. Литография второй половины XIX века

Вид Иверского монастыря с северо-западной стороны. Литография второй половины XIX века

Валдай. Усадьба М.О.Меньшикова

Валдай. Усадьба М.О.Меньшикова

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь. Основан в 1653 году

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь. Основан в 1653 году

Городня. Путевой дворец. Вторая половина XVIII века

Городня. Путевой дворец. Вторая половина XVIII века

Городня. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. 1740–1745

Городня. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. 1740–1745

Валдайская бейшлот-плотина на озере Ужин у истока реки Валдайки

Валдайская бейшлот-плотина на озере Ужин у истока реки Валдайки

Бронница. Современные интерьеры церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы

Бронница. Современные интерьеры церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы

Дилижанс на Петербургско-Московском тракте. Неизвестный художник. 1830-е годы. Музейно-выставочный центр «Путевой дворец»

Дилижанс на Петербургско-Московском тракте. Неизвестный художник. 1830-е годы. Музейно-выставочный центр «Путевой дворец»

Бронницкая гора с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы. Архитектор В.П.Стасов.1828–1832

Бронницкая гора с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы. Архитектор В.П.Стасов.1828–1832

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru