Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 106 2013

Елена Кононенко

Музей Старого Петербурга

Последние десятилетия XIX и начало ХХ века часто называют временем музейного бума в России. В это время в Петербурге, Москве и многих губернских городах для публики открылись десятки разнообразных экспозиций: художественных, исторических, естественно-научных. Только в Петербурге в 1890–1900-х годах были основаны Кустарный музей Министерства земледелия (1891), Русский музей императора Александра III (1895), Музей А.В.Суворова (1898). В 1899 году выставка к столетию со дня рождения А.С.Пушкина положила начало организации Музея Института русской литературы (Пушкинского Дома) и Пушкинского музея при Александровском лицее.

Музей Старого Петербурга, основанный в 1907 году, не был самым крупным из отечественных публичных собраний, но историк Е.Ф.Шмурло — автор популярного в российском зарубежье учебника «История России. 1862–1917», впервые опубликованного в 1922 году, называет музей одним из самых значимых просветительских учреждений России предреволюционной эпохи. И это справедливо.

Музей Старого Петербурга — первый в России общественный центр по изучению, сохранению и популяризации художественного наследия одного города, первый в стране музей с «архитектурным уклоном». Его основатели заложили основы петербурговедения и собрали коллекции, до настоящего времени являющиеся золотым фондом преемника Музея Старого Петербурга — Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Идея создания музея возникла в сложное для города время. Во второй половине XIX века столица быстро превращалась в современный капиталистический мегаполис. В этот период понятие «петербургская старина» лишь формировалось. В 1887 году публикация очерков М.И.Пыляева «Старый Петербург» обозначила границу между «былым» и современным в недолгой истории столицы. Однако город все еще воспринимался как новый, где возможны любые строительные эксперименты. Творения великих зодчих без сожаления перестраивались. «Санкт-Петербург исчезает с ужасающей быстротой. Вся эта смена, конечно, неизменный закон истории, и печалиться тут слишком нечего», — писал на рубеже XIX–XX веков, выражая распространенное мнение, известный зодчий, историк и теоретик архитектуры Н.В.Султанов. К началу ХХ века историческими памятниками в Петербурге считались лишь несколько построек петровского времени, но даже их сохранение оставалось под вопросом. Так, например, в 1890-х годах готовились планы по перестройке здания Двенадцати коллегий, к счастью, не осуществившиеся.

На рубеже XIX–ХХ веков о художественной ценности петербургской архитектуры не думали даже знатоки и ценители изящных искусств. Впрочем, в это время о достоинствах произведений великих зодчих было трудно судить. Зимний дворец и многие государственные учреждения были окрашены в кирпично-красный цвет без выделения архитектурных деталей. Фасады большинства зданий на Невском проспекте, сверху донизу испещренные разнообразными вывесками, невозможно было разглядеть. Фотографии начала ХХ века, изображающие городские достопримечательности, запечатлели поразительную неухоженность большинства домов в центре столицы — осыпающуюся лепнину, облупленные стены.

Первым защитником своеобразной красоты старого Петербурга стал Александр Николаевич Бенуа. Его статья «Живописный Петербург», не лишенная полемических преувеличений, обозначила начало перемен в отношении к художественным богатствам столицы. Следующим шагом к «реабилитации» и решительным действиям по защите исторических ландшафтов города стала выставка «Старый Петербург», открытая в залах Общества поощрения художеств в дни празднования двухсотлетнего юбилея столицы. Хотя по оценке М.В.Добужинского, она «не имела того успеха, какой был бы, наверное, будь она устроена несколькими годами позже, выставка была одним из стимулов к возникновению у нас в последующие годы культа Старого Петербурга, к появлению множества книг, ему посвященных, а затем и организации Музея Старого Петербурга»1.

Многие архитекторы-строители «нового Петербурга» уже осознавали необходимость сохранения наследия предшественников и продолжения лучших традиций столичного зодчества. В 1903 году по инициативе Л.Н.Бенуа, П.Ю.Сюзора, И.А.Фомина и других зодчих — выпускников и преподавателей Академии Художеств, было основано Петербургское Общество архитекторов-художников, ставившее целью «противоборствовать разложению русской архитектуры; будить в публике интерес к архитектурной красоте». Новый творческий союз, который возглавил П.Ю.Сюзор, объединил более ста архитекторов, а также петербургских художников, искусствоведов и историков.

8 марта 1907 года Общество сформировало «Комиссию по собиранию материалов по истории русской архитектуры XVIII и начала XIX века», в задачи которой входило: «фотографирование всех представляющих художественный интерес памятников архитектуры всех последовательных эпох со времени основания С. Петербурга до середины XIX-го столетия, причем порядок фотографирования должен быть таков: сначала памятники деревянной архитектуры, которые могут быть уничтожены пожаром, затем памятники каменной архитектуры, которым грозит уничтожение или перестройка и наконец все памятники архитектуры, еще не снятые до сих пор, не изданные и не описанные; изучение и описание вышеназванных памятников, т.е. охрана тех из вышеназванных памятников, которые принадлежат наилучшим мастерам прошлых столетий, от уничтожения, переделок и вообще порчи; забота о том, чтобы вышеназванные памятники поддерживались в должном виде, т.е., напр., здания окрашивались бы в те цвета, в каковые они были окрашены авторами, стенная и плафонная живопись не изменялись бы при реставрации и пр. и пр.»2 Учредителями комиссии стали архитекторы Н.Е.Лансере, И.А.Фомин, А.В.Щусев, художник Н.К.Рерих и историк Петербурга В.Я.Курбатов.

В течение марта-апреля на протоколе об учреждении Комиссии по изучению и описанию Старого Петербурга (это название было принято 22 марта 1907 года) поставили подписи: организатор выставки «Старый Петербург» искусствовед барон Н.Н.Врангель, коллекционер и один из участников выставки князь В.Н.Аргутинский-Долгоруков, художники «Мира искусства» А.Ф.Гауш, М.В.Добужинский, А.П.Остроумова-Лебедева и другие, председатель Общества архитекторов-художников П.Ю.Сюзор. Летом в ее состав вошел П.П.Вейнер — издатель журнала «Старые годы», основанного в январе 1907 года.

Прежде всего необходимо было выявить круг памятников, нуждающихся в защите. Члены Комиссии взялись за натурные обследования. На еженедельных заседаниях читались сообщения о грядущих перестройках старинных зданий, составлялись списки на срочную фотофиксацию. Большей частью эти фотографические работы безвозмездно исполняли сами авторы сообщений.

В мае Н.Е.Лансере информировал А.Н.Бенуа, находящегося в Париже: «О нашем новом обществе любителей “Старого Петербурга”. Тут значит<ельную> роль играет Курбатов — читает доклады, истор<ические> сведения о русск<ой> архит<ектуре>. Петерб<ургского> периода, о своих взглядах и пр. Затем Фомин принял на себя руководящую роль. Пока озабочен и занят собиранием сведений и материалов (снимки фотогр<афические>) старых ампиров и запросами по случаю ломки и порчи старины»3. Осенью, вернувшись из Парижа, А.Н.Бенуа сразу вступил в ряды «любителей Петербурга».

Сообщения о начале деятельности общественной комиссии появились в «Петербургской газете» и «Новом времени». С апреля 1907-го ее «главным» печатным органом стал журнал «Старые годы», который вел хронику «вандализмов» и регулярно извещал о начинаниях защитников петербургской старины. В Общество архитекторов-художников начали приходить письма читателей со словами поддержки и сообщениями о случаях варварского обращения с памятниками зодчества.

Первый год работы Комиссии был чрезвычайно продуктивным. В строительный сезон 1907 года многие учреждения ремонтировали фасады принадлежавших им зданий. 18 августа Комиссия разослала письма в Сенат, Морской и Кадетский корпуса, Смольный институт, Архив военно-учебных заведений с предложением вернуть этим зданиям первоначальные цвета. Рекомендации были с благодарностью приняты. В 1907–1909 годах фасады всех перечисленных зданий получили двухцветную окраску. Кампания по возвращению памятникам исторической окраски приобрела регулярный характер. К 1917 году благодаря стараниям Комиссии и Музея Старого Петербурга первозданной красотой заблистали фасады нескольких десятков зданий в центре города. Впоследствии А.Ф.Гауш писал: «Каким важным фактором является правильная окраска зданий, в этом у нас постепенно начинают убеждаться и люди, от которых это зависит. Как выиграла Сенатская площадь после окраски Адмиралтейства и Сената в те тона, в которых сочинили их авторы. Как прелестно выглядит первый Кадетский корпус после перекраски в два цвета, как выделяется этот целый лес колонн и пилястр на берегах реки! Как заиграли детали!»4

Особенно интересным был опыт по воссозданию окраски фасада здания Двенадцати коллегий. Несмотря на все усилия отыскать изобразительные материалы первой половины XVIII века, правдиво передающие его цвет, не удалось. Члены Комиссии представили на заседании собственные эскизы, и из всех вариантов голосованием выбрали один — сочетание красного и белого при черной крыше и черных решетках балконов (эскиз А.Н.Бенуа) . Этот принцип окраски здания сохранился до нашего времени.

Весной–летом 1907 года Комиссия провела кампанию в защиту старинных мостов, предназначенных к слому в связи с прокладкой трамвайных путей: Чернышева (ныне Ломоносова) и Калинкина, Михайловского и Введенского. Комиссия убедила Городскую управу в необходимости сохранения оригинального архитектурного убранства этих мостов. Активнейшее участие в этом деле принял Л.А.Ильин — автор проектов перестройки Пантелеймоновского, Введенского, Михайловского и Полицейского мостов. С разрешения Городской управы Л.А.Ильин, Н.Е.Лансере и М.В.Добужинский посетили склад, куда свозились детали разобранных сооружений. Найденные ими детали декора цепного Пантелеймоновского моста через Фонтанку, разобранного в 1906 году, часть старой решетки Михайловского моста положили начало будущей коллекции архитектурных деталей Музея Старого Петербурга.

Самой успешной акцией Комиссии была защита ансамбля площади у Инженерного замка. Хотя в конце XIX века вдоль парадной аллеи выстроились несколько зданий военного ведомства, композиция бывшей площади Коннетабля, в целом, сохранялась. В 1905 году было принято решение о строительстве нового здания для Артиллерийской академии на месте павильонов Инженерного замка. Если бы план осуществился, вид на главный фасад Инженерного замка был бы утрачен, а памятник Петру затерялся бы на задворках казарм. Тогда Л.Н.Бенуа обратился с письмом к президенту Императорской Академии художеств великому князю Владимиру Александровичу с просьбой об отклонении этого проекта. Его реализация была отложена, но весной 1907 года к «проекту порчи Инженерного замка» вновь вернулись. Комиссия развернула дискуссию в прессе, подготавливая общественное мнение. 24 октября Л.Н.Бенуа направил письмо в Общество архитекторов-художников: «В Главном Инженерном управлении решается в настоящее время вопрос о застройке площади перед Инженерным замком. Уничтожаются два круглые павильона, устраивая в месте между ними проезд и выдвигая в бока образуемой площади в сторону замка два 3-х или 4-этажных флигеля. Все здание в виде буквы U. Независимо от достоинств или худ<ожественных> недостатков новых зданий, я считаю, что вообще в столь важном вопросе, как застройка площади перед одним из замечательнейших зданий столицы, Общество должно высказаться и дать свое компетентное мнение»5.

25 октября состоялось заседание Комиссии, посвященное экстренным мерам по спасению ансамбля. Комиссия разослала письма всем должностным лицам, от которых зависело решение о строительстве, в том числе военному министру России А.Ф.Редигеру, министру внутренних дел П.А.Столыпину, городскому голове Н.А.Резцову, великим князьям Владимиру Александровичу и Петру Николаевичу. П.Ю.Сюзор нанес визиты всем адресатам. Не имея никаких официальных полномочий, защитники площади смогли найти убедительные аргументы в пользу сохранения исторического памятника. В декабре 1907 года военное ведомство отказалось от плана застройки площади у Инженерного замка. Впервые в истории России общественное мнение повлияло на судьбу архитектурного ансамбля. Правда, эта победа не обошлась без «ложки дегтя» — в 1908 году между зданиями манежа и конюшен был построен дом для офицеров Императорского конвоя, закрывший перспективу на замок со стороны Манежной площади.

Символично, что на заседании 25 октября 1907 года, посвященном спасению Инженерного замка, было обнародовано решение о создании Музея Старого Петербурга. Заявка была весьма смелой. Дело в том, что в начале ХХ века организация музеев проходила в совершенно иной последовательности: создавалась коллекция, подбиралось или строилось подходящее помещение, и уже в последнюю очередь, объявлялось об открытии музея. Здесь все происходило иначе: в распоряжении учредителей музея находились лишь разрозненные предметы: около сотни фотографий петербургских зданий и мостов, детали архитектурного декора нескольких сооружений. Вещи хранились в Зале Совета Академии художеств, где проходили заседания Общества архитекторов-художников. Тем не менее на будущее Комиссия уже подыскивала подходящее помещение. В.Н.Аргутинский-Долгоруков взял на себя переговоры с графом С.А.Строгановым о передаче для будущего музея его дачи на Черной речке, которую владелец планировал перестроить в доходный дом. Переговоры не дали результатов, однако, граф Строганов продолжал общение с «любителями Петербурга», а в 1908 году, задумав надстройку принадлежавшего ему дома по Невскому пр., 23, представил проект на рассмотрение Комиссии, получил одобрение и советы по изменению некоторых деталей.

В середине октября администрация Академии художеств издала распоряжение о том, что имущество «всех частных обществ и кружков художников» должно быть вывезено из залов. Требовалось срочно подыскать помещение для хранения экспонатов. Выход предложил П.Ю.Сюзор, который предоставил комнату в своем доме на Кадетской линии, 21. Предполагалось, что размещение музея в частном доме — временная мера, но период ожидания постоянного помещения затянулся на целое десятилетие.

12 декабря 1907 года в доме П.Ю.Сюзора состоялось первое заседание комиссии, посвященное музейным делам, на котором была избрана коллегия «заведывающих» музеем (И.А.Фомин, А.Н.Бенуа, В.Я.Курбатов, Н.Е.Лансере и В.Н.Аргутинский-Долгоруков), от сочувствующих делу коллекционеров были приняты первые дары музею — старинные гравюры, фотографии, произведения прикладного искусства, а также началась разработка устава. Средств на приобретение экспонатов организаторы не имели, поэтому вплоть до 1917 года собрание Музея Старого Петербурга составляли только добровольные пожертвования. Единственное исключение — фотоработы, которые музей финансировал самостоятельно (из членских взносов основанного при музее Общества друзей Старого Петербурга) или на которые время от времени получал небольшие субсидии от Общества архитекторов-художников.

Самое активное участие в формировании коллекции приняли В.Н.Аргутинский-Долгоруков, А.Н.Бенуа, П.П.Вейнер. Их дары — чертежи и рисунки петербургских зодчих, живопись и графика с видами города, составили основу музейного собрания. Они не только сами передавали музею ценные экспонаты, но и привлекали к делу создания музея петербургских собирателей и антикваров. Особенно крупным и ценным поступлением первых лет музея был дар молодого коллекционера Ф.Ф.Нотгафта — более ста гравюр с видами города XVIII – первой половины XIX века, в том числе двенадцать «Проспектов» по рисункам М.И.Махаева. В первом годовом отчете о деятельности музея А.Ф.Гауш писал: «Тот факт, что в данное время не проходит ни одного заседания дирекции музея, на котором бы не было зарегистрировано то или другое пожертвование, ясно указывает на продолжающееся быстрое развитие его, на значимость, своевременность и необходимость молодого дела».

Продолжая деятельность по выявлению и защите памятников старины, в 1908 году сотрудники музея произвели обмеры и фотофиксацию дачи Строганова на Черной речке, бывшей дачи Мятлевых Новознаменка, дворца Бобринских на Галерной ул., Таврического дворца, предназначенного к сносу Старого Гостиного двора на Васильевском острове. Владельцы зданий жертвовали архитектурные детали и предметы убранства интерьеров: граф Строганов передал музею одну из дверей дачи на Черной речке и слепки со скульптурного декора фасадов, а Городская управа — одну из дверей Новознаменской дачи. Из бывшего театрального зала Таврического дворца, перестраивавшегося под зал заседаний Государственной думы, перевезли части плафона и фрагменты стенной росписи. Вольное экономическое общество пожертвовало канделябры, люстры и медный фриз 1830-х годов, украшавшие парадную лестницу дома Общества на Забалканском (ныне Московском) проспекте, 33.

В 1910 году музей издал обращение к домовладельцам и подрядчикам строительных работ: «Ввиду того, что ежегодно происходит уничтожение старых зданий, заменяемых новыми, Музей Старого Петербурга обращается к Вам со следующей просьбой: если в Вашей практике окажутся случаи сломки или переделки каких-либо старых строений, в которых обыкновенно имеются детали некоторого художественного значения, как то: фаянсовые печи с рельефными украшениями, чугунные дверцы, ручки, замковые камни, части карнизов и фризов, фонари, штукатурные и живописные орнаменты, зонтики подъездов, перила лестниц и балконов и т.д., то Музей надеется, что Вы не откажетесь предоставлять ему в дар таковые части.

Расходы, которые могли бы встретиться при этом (снятие с места, упаковка, доставка и пр.), Музей может принять на себя. Кроме того, Музей покорнейше просит Вас до приступа к сломке уведомить Совет Музея настолько заблаговременно, чтобы возможно было сделать фотографические снимки»6.

Заботой о коллекции и помещении деятельность музея не исчерпывалась. Уже в 1908 году организаторы размышляли о необходимости создания комиссий и музеев, аналогичных петербургским, по всей России. Представители музея приняли участие во Всероссийском съезде архивных комиссий и 14-м Археологическом съезде, на которых разрабатывались основы законодательства об охране памятников.

7 октября 1909 года прошли первые выборы в Совет Музея. Его возглавил А.Н.Бенуа. «Товарищами председателя» стали. В.Н.Аргутинский-Долгоруков и В.А.Покровский, секретарем — И.А.Фомин, членами дирекции — П.П.Вейнер, В.Я.Курбатов, А.В.Щуко и Н.Н.Врангель, хранителем музея — А.Ф.Гауш. Почетными членами Совета были избраны: выдающийся коллекционер П.Я.Дашков, С.П.Дягилев, графиня Н.П.Карлова, директор Императорского Эрмитажа Д.И.Толстой и др. В ноябре Комиссия по изучению и описанию Старого Петербурга была преобразована в Комиссию по изучению и описанию памятников архитектуры (с филиалами в разных городах России), а ее прежние функции взял на себя музей и только что основанное Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.

Напутствуя начинающий самостоятельную жизнь «Музей Старого Петербурга, основанный в 1907 году при Обществе архитекторов-художников» (этот вариант названия был зафиксирован в «Положении о Музее»), А.Н.Бенуа писал: «Хотелось бы, чтобы этот музей не был только архивом, библиотекой и коллекцией графических документов <…> Хотелось бы, чтобы не только приходили в него поучаться русские художники <…>, не только историки, но и все петербургское общество, которое здесь знакомилось бы со своими источниками, со своими предками, и в этом знакомстве черпало бы более глубокое понимание настоящего времени»7.

Эту задачу музей выполнял с энтузиазмом и профессионализмом. В 1909 году по предварительным заявкам в дом Сюзора начали допускать публику. В 1910 году, когда информацию о музее разместили в справочнике «Весь Петербург», посетителей уже принимали регулярно, дважды в неделю.

Небольшие помещения не давали возможности создать полноценную экспозицию, но «художественный беспорядок» в доме Сюзора придавал музею особую прелесть. Открытие красоты города для первых экскурсантов было буквальным: дежурный член Совета музея, ведя рассказ, открывал папки со старинными гравюрами, акварелями, чертежами и фотографиями. Также обычной практикой музея были вечерние публичные лекции и экскурсии по городу, которые проводили сотрудники.

Полным ходом шла научная работа. Доклады музейщиков об отдельных архитекторах, архитектурных ансамблях и т.д. печатали журналы «Аполлон», «Зодчий», «Старые годы», а в 1910-х годах также «Ежегодник общества архитекторов-художников». Организаторы музея имели шанс поучаствовать в самом масштабном художественно-историческом проекте своего времени — издании многотомной «Истории русского искусства» под редакцией И.Э.Грабаря. В 1907 году план публикации обсуждался на одном из заседаний Комиссии по изучению и описанию Старого Петербурга. А.Н.Бенуа, Н.Н.Врангель, В.А.Покровский, Н.К.Рерих, И.А.Фомин стали авторами нескольких разделов издания. Иллюстрации к тому по архитектуре XVIII – первой половины XIX века подбирались из фотографической коллекции музея. Сам И.Э.Грабарь в 1914 году был избран почетным членом совета Музея Старого Петербурга.

Задумывая музей как «широкое культурное мероприятие», его основатели планировали не только сохранять память о великом прошлом столицы, но и поддерживать городские архитектурные ансамбли в достойном состоянии, контролировать современную застройку. Для этого необходимо было содействие городских властей. Уже в 1909 году член совета музея и депутат Городской думы А.С.Раевский выступил с инициативой создания при техническом отделе Городской управы художественного отдела, в задачу которого входили бы надзор за должным содержанием фасадов, регулирование наружной рекламы, проектирование стандартных «малых форм». Однако, несмотря на поддержку «новодумцев», художественный отдел так и не был создан. Музею приходилось рассчитывать только на собственные силы.

Музей частично смог реализовать свои экспозиционные идеи, участвуя в выставках. На первой из них — «Степан Филиппович Галактионов и его произведения» (1910) Кружка любителей русских изящных изданий, Музей Старого Петербурга экспонировал несколько гравюр из своего собрания. В 1911 году по инициативе члена Комиссии по изучению и описанию Старого Петербурга фотографа-любителя Н.Г.Матвеева Общество архитекторов-художников устроило 1-ю Всероссийскую выставку художественно-архитектурных фотографий, приуроченную к открытию Всероссийского съезда зодчих (январь 1911). В экспозиции были представлены снимки по спискам фотофиксации музея, сделанные В.Я.Курбатовым и Н.Г.Матвеевым, Н.Ф.Николаевским и А.Н.Павловичем. Часть представленных фотографий московское издательство «Образование» позднее опубликовало отдельными альбомами.

Наиболее значимым для музея выставочным проектом была «Историческая выставка архитектуры и художественной промышленности», которая прошла в залах Императорской Академии художеств в марте-апреле 1911 года. Идея и организация одного из важнейших событий культурной жизни Петербурга 1910-х — плод многолетней работы всего совета Музея Старого Петербурга. В тот момент коллекция музея еще не давала возможности представить во всей полноте творения великих зодчих и эволюцию архитектурных стилей XVIII – первой половины XIX века, но благодаря тому, что к участию в выставке были привлечены все крупнейшие столичные музеи и архивы, многие коллекционеры и антиквары, музейщики смогли создать впечатляющую картину развития петербургской архитектуры от петровского барокко до николаевского классицизма. К выставке был издан не только обычный для начала ХХ века каталог-путеводитель с перечислением предметов по залам, но и монументальный альбом «Историческая выставка архитектуры», до сих пор не утративший научного значения.

Выставка позволила ее организаторам выявить круг предметов, жизненно важных для коллекции Музея Старого Петербурга. После закрытия экспозиции многое из представленного поступило в его собрание. Хранитель музея А.Ф.Гауш писал: «1911 год является исключительным для Музея Стар<ого> Пет<ербур>га. Кроме многочисленных пожертвований отдельных лиц... поступление в Музей отличает обширная и драгоценная коллекция кн<язя> Аргутинского-Долгорукова, плод многолетнего, терпеливого и любовного собирания как в Пет<ербур>ге, так и за границей. Гравюрами, фотографиями и пр<очими> репродукциями Музей был богат и доныне, чего, однако, нельзя сказать об оригиналах. Теперь же он в этом отношении значительно пополнен… Т<аким> образ<ом>, благодаря стараниям щедрого жертвователя Музей теперь обладает образцами работы наших зодчих за 2 века существ<ования> Петербурга»8. Вклад В.Н.Аргутинского-Долгорукова составили около 80 чертежей и рисунков, в том числе работы Ф.Б.Растрелли, И.К.Коробова, Ч.Камерона, Ж.-Ф.Тома де Томона, А.Д.Захарова и А.Н.Воронихина и др., 150 редких гравюр и литографий.

В 1914 году Музей Старого Петербурга пополнил ценнейший дар — архив Дж. Кваренги, приобретенный П.П.Вейнером в Италии. До настоящего времени музейная коллекция авторской графики Кваренги (245 чертежей и рисунков и автобиографическое письмо мастера — дар П.П.Вейнера, и 7 чертежей и рисунков, пожертвованных В.Н.Аргутинским-Долгоруковым в 1912–1914 гг.) — крупнейшая в стране. Поступали в музей и другие ценные экспонаты — живопись и графика, книги, документы, архитектурные детали и предметы убранства интерьера. В деле формирования коллекции приняли участие не только коллекционеры и художники, домовладельцы и торгово-промышленные компании, но и Министерство Императорского двора, передавшее музею 20 старинных экипажей. К 1917 году коллекция музея насчитывала около 3000 экспонатов.

«Историческая выставка архитектуры» имела большой общественный резонанс, а музей приобрел множество новых друзей и поклонников. В 1913 году при деятельном участии музея в Москве также была устроена «Историческая выставка», посвященная зодчеству старой столицы, а затем началась организация Музея Старой Москвы.

Музей Старого Петербурга имел непосредственное отношение и к другому крупнейшему выставочному проекту 1910-х — выставке Академии наук «Ломоносов и Елизаветинское время» (1912): А.Н.Бенуа и Н.Н.Врангель возглавили комитет по подготовке, Н.Е.Лансере проектировал оформление залов, предметы из собрания музея демонстрировались на экспозиции.

По окончании «Исторической выставки архитектуры», на год раньше срока, зафиксированного в «Положении о Музее», прошли перевыборы в Совет и дирекцию. А.Н.Бенуа, исполнявший обязанности Товарища председателя Общества защиты и сохранения в России предметов искусства и старины, более не мог совмещать эту деятельность с работой председателя Совета музея. Новым председателем был избран П.П.Вейнер, сохранявший этот пост до 1924 года. В состав Cовета вошли А.Н.Бенуа и большинство тех, кто стоял у истоков Комиссии по изучению и описанию Старого Петербурга.

Музей продолжал быстро развиваться во всех тех направлениях, которые были продекларированы в его уставном документе: «собирать предметы, относящиеся к истории Петербурга: его основанию, застройке и расширению, а также истории его окрестностей; представить возможно полную картину жизни Петербурга во все последовательные эпохи».

В 1912 году художники круга «Мира искусства» провели аукцион в пользу Музея Старого Петербурга. Благодаря вырученным средствам, под руководством Н.Е.Лансере была проведена фотофиксация построек XVIII — первой половины XIX века, обмеры зданий Сального буяна (снесен в 1914 году) и Министерства финансов на Садовой ул., 10 (здание было продано в частную собственность и готовилось к перестройке). В 1914 году, во время ремонта, была проведена съемка бывшего дома Г.Р.Державина на набережной Фонтанки, 122 (в музей также поступили несколько образцов стенных росписей и фрагменты обоев начала XIX века из парадных комнат дома). Вероятно, последним предреволюционным мероприятием музея по фотофиксации была съемка дачи Э.Е.Эбсворта в Лигово (работа по фотографированию памятников прервалась в 1915 году, когда в связи с Первой мировой войной правительство запретило съемку городских объектов из опасения шпионажа). Наряду со снимками исчезающих архитектурных памятников в собрание музея также поступали комплексы фотографий усадеб, парков, дворцовых интерьеров, которым не угрожала перестройка, в том числе Аничкова, Мраморного и Елагина дворцов, Павловского дворца и парка и др.

Продолжалась научная работа. В 1913 году была опубликована книга В.Я.Курбатова «Петербург» — первый архитектурный путеводитель по столице. Это издание — итог многолетних натурных и архивных исследований Комиссии по изучению и описанию и Музея Старого Петербурга, было проиллюстрировано фотографиями из музейного собрания и изящными заставками работы члена Совета музея А.П.Остроумовой-Лебедевой (автор пожертвовала музею экземпляры всех этих гравюр). В 1917 году Г.К.Лукомский издал книгу «Старый Петербург. Прогулки по старинным кварталам столицы», появление которой целиком обязано деятельности автора в Музее Старого Петербурга.

Подводя итоги работы музея за первое десятилетие, Г.К.Лукомский писал: «В то время (1890-е – начало 1900-х гг. — Е.К.) казалось, что на всем свете нет города, который пользовался бы меньшей симпатией, нежели Петербург. “Я никогда не мог согласиться со всем этим, — заявил Александр Бенуа, — и должен, напротив того, сознаться, что люблю Петербург и даже, наоборот, нахожу в нем массу совершенно своеобразной, лично ему только присущей прелести”. Какая смелость нужная была тогда, чтобы произнести эти слова! А теперь? Прошло 12–15 лет, и никто не нашел бы нужным высказывать такие, теперь почти всеми разделяемые суждения… если еще недавно возможна была бесследная сноска целиком старинного здания, то теперь уже едва ли это было бы допустимо… даже имеющее сравнительно небольшое художественное значение здание, прежде чем оно будет разрушено, подвергнется подробному “обснятию” фотографа, и лучшие детали его плафонов или дверей и печей собраны будут в Музей Старого Петербурга…»9

Две фотографии экспозиции в доме Сюзора, сделанные в 1914 году, зафиксировали нагромождение архитектурных деталей на полу, папок и книг на столах. К 1915 году поток посетителей настолько возрос, что музей начал работать ежедневно. Вопрос о постоянном помещении поднимался неоднократно уже в 1910-х. Музей при Городской управе (основан в 1908 г.) испытывал примерно те же проблемы — его экспонаты размещались в кладовой при типографии в здании городских учреждений (Садовая улица, дом № 55). Музей Старого Петербурга предложил Управе объединить усилия и создать единый городской музей. В 1913–1915 годах состоялся архитектурный конкурс на проект культурного центра в Тучковом буяне, где должны были разместиться экспозиции нового музея, но в связи с началом Первой мировой войны строительство было отложено. Средств на его реализацию в городской казне так и не нашлось. В те же годы Музей Старого Петербурга при поддержке великой княгини Марии Павловны вел переговоры с военным ведомством о предоставлении здания архива Военно-учебных заведений. Вопрос был решен, но выезд занимавших помещения контор затянулся. В 1916 году Министерство Императорского двора пожаловало Музею Старого Петербурга для проведения выставок Кофейный домик в Летнем саду, однако и этим даром дирекция не успела воспользоваться — с падением монархии все распоряжения Министерства двора утратили силу.

Летом 1917 года Музей Старого Петербурга, как и многие другие государственные, общественные и частные собрания, готовился к эвакуации в Москву. Коллекции из дома Сюзора перевезли в Зимний дворец. Очереди на отправку в старую столицу экспонаты музея так и не дождались. Упакованные в ящики, они долго хранились в одном из помещений Зимнего дворца. Вывозить имущество музею было некуда — дом Сюзора национализировали в конце 1917 года.

В этот сложный период музейщики активно включились в работу по спасению от разграбления бывших императорских резиденций: Царского Села, Петергофа, Ораниенбаума, Гатчины. Многие члены Совета музея вошли в состав Художественной комиссии при Временном правительстве. А.Н.Бенуа, Л.Н.Бенуа и П.Н.Столпянский были избраны в различные комитеты Городской думы с тем, чтобы продвинуть дело охраны художественного наследия Петрограда.

В начале 1918 года П.П.Вейнер обратился в Комиссариат народного просвещения и добился перевода музея в новое здание — дом Мятлевых на Исаакиевской площади, 9. Владельцы, все еще проживавшие в особняке, получили охранную грамоту с условием содержания музея на их средства. Экспонаты перевезли из Зимнего, и летом 1918 года в парадных залах второго этажа открылась экспозиция Музея Старого Петербурга.

Впоследствии П.П.Вейнер писал: «К осени выяснилась невозможность для владельцев дома содержать его, и Музей оказался вынужден искать правит<ельственной> поддержки, за кот<орой>/ и обратился в Музейный отдел К<омиссариата> Н<ародного> П<росвещения>, ограничив свои притязания суммою на отопление помещения, содержание низших служащих и 1 хранителя, в расчете, что прочая научно-музейная работа будет ему по-прежнему предоставлена безвозмездно и что, наверно, найдутся частные средства на оборудование. Однако, М<узейный> О<тдел> К<омиссариата> в поддержке Музею отказал, предполагая что его можно раскассировать по другим музеям, и даже не вошел в ближайшее рассмотрение вопроса. При таких обстоятельствах Музей был вынужден принять предложение Музея Города, включившего его в свой состав на правах самост<оятельного> и автономного отдела и принявшего все условия Совета Музея Ст<арого> П<етербур>га, при соблюдении кот<ых> О<бщест>во Арх<итекторов> Худ<ожников> от него отступилось»10.

Музей Города, основанный по инициативе членов совета Музея Старого Петербурга архитектора Л.А.Ильина и историка архитектуры В.Я.Курбатова, задумывался как центр по изучению мирового опыта урбанистики в самом широком смысле. Новая власть поддержала проект и предоставила будущему музею Аничков дворец и несколько соседних зданий. Самостоятельное существование Музея Города началось 4 октября 1918 года. В декабре директором был избран Л.А.Ильин, считавший необходимым иметь в составе Музея автономный отдел Старого Петербурга. Вышедший из-под патронажа Общества архитекторов-художников Музей Старого Петербурга начал переезд в дом Серебряниковых на Фонтанке, 35, переданный в его распоряжение Музеем Города. В 1919 году по предложению А.Н.Бенуа Музею Старого Петербурга был передан также бывший особняк Н.Ф.Карловой на Фонтанке, 46, где началась работа над экспозицией «Убранство жилища», а в залах Аничкова дворца прошла первая крупная выставка из коллекции Музея Старого Петербурга «Виды Петрограда и окрестностей». В ноябре 1920 года открылись первые залы историко-архитектурной экспозиции в Доме Серебряниковых, а к 1923 году была завершена работа над 15-ю залами, где в исторической последовательности рассматривалось развитие петербургского зодчества за 150 лет. В это же время посетителей начали принимать и в особняке Карловой.

В штате отдела остались многие из основателей: заведующий — П.П.Вейнер (в 1925 году на этом посту его сменил В.Я.Курбатов), заместитель — В.Н.Аргутинский-Долгоруков, хранители — П.Ю.Сюзор и А.Ф.Гауш. Пришли и новые люди.

Собрание музея быстро прирастало за счет пожертвований и приобретений. В 1919 году было зарегистрировано поступление более ста чертежей и рисунков А.Н.Воронихина (дар В.Н.Аргутинского-Долгорукова), коллекция архитектурной графики XVIII – начала XIX века А.Н.Бенуа, несколько папок с гравюрами и литографиями от С.Н.Казнакова, часть собрания гравюр П.Я.Дашкова, переданная его наследниками.

Музею удалось осуществить тот замысел, который лелеяли со времени «Исторической выставки архитектуры» — из бывшего Министерства Императорского двора и ряда архивов поступили чертежи выдающихся зодчих. Ценные экспонаты передавались из расформированных музеев Городской управы, Александровского лицея, гвардейских полков, государственных учреждений, Музейного фонда. Художественный отдел Музея города также имел возможность закупить ряд предметов для Музея Старого Петербурга. Большую роль в пополнении собрания играло общество «Старый Петербург», основанное в 1921 году по инициативе директора Музея Города Л.А.Ильина и В.Я.Курбатова.

В 1923 году в особняке Карловой был обнаружен тайник, содержавший ценные произведения прикладного искусства и семейный архив графини Н.Ф.Карловой. Комплекс был представлен на отдельной выставке в Сервизной кладовой Аничкова дворца.

Многократно умножилась коллекция архитектурных деталей. В небольших комнатах дома Серебряниковых и Карловой для нее не хватало места. Крупногабаритные предметы приходилось хранить во дворе Аничкова дворца, а наборы печных изразцов и детали штукатурного декора — в подвалах. Предполагалось, что со временем эти вещи займут свое место в залах музея.

Сотрудники музея вели регулярную экскурсионную работу, читали лекции, консультировали многие государственные учреждения по историко-архитектурным вопросам. В 1923 году Музейная комиссия Наркомпроса признала Музей Старого Петербурга третьим по темпам развития государственным собранием после Эрмитажа и Русского музея.

В целом в первые послереволюционные годы жизнь музея складывалась удачно, но в дальнейшем организаторов музея ждали тяжелые испытания. В 1920 году эмигрировал В.Н.Аргутинский-Долгоруков, А.Ф.Гауш навсегда уехал в Крым, в 1924 году был арестован и отправлен в ссылку П.П.Вейнер (в 1931-м вновь арестован и расстрелян).

1928 год стал последним в истории Музея Старого Петербурга. В мае Рабоче-крестьянская инспекция Ленсовета вынесла постановление: «Тут действительно хранится имущество “бывших”, под видом “необходимых экспонатов” по городскому хозяйству». В результате «чистки» директор и около половины служащих Музея города были уволены. Музей Старого Петербурга лишили самостоятельности, объединив с Архитектурным сектором Музея города. Экспозиции в особняке Карловой и доме Серебряниковых были закрыты, коллекции перевезли в Аничков дворец. Ряд произведений живописи, документы и мемориальные предметы поступили в собрания других музеев. Почти вся коллекция фарфора, художественная бронза и ценная мебель были изъяты для продажи через комиссионные магазины «Антиквариата», а собрание архитектурных деталей уничтожено (сохранился лишь один из первых экспонатов музея — маска Вакха с фасада дачи Строганова).

В начале 1930-х несколько предметов из коллекции Музея Старого Петербурга разместили в новой экспозиции в Аничковом дворце, но в 1935 году дворец передали пионерской организации. Коллекции реорганизованного и переименованного Музея города перевезли в подвалы бывшего Училища барона Штиглица. В 1938 году бывшему Музею города предоставили особняк Румянцева на Английской набережной. В 1953-м хозяином особняка и коллекций стал его преемник — Государственный музей истории Ленинграда (с 1991 года — Санкт-Петербурга).

Примечания

1 Добужинский М.В. Воспоминания. М., 1987. С. 193-194.

2 Протокол собрания Общества архитекторов-художников. 8 (21) марта 1907 г. // Музей Старого Петербурга. 1907–1919. Документы из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга / Труды ГМИ СПб. Вып. 17, СПб., 2008. С.15.

3 Письмо Н.Е.Лансере к А.Н.Бенуа 2(15) мая 1907 г. // ОР ГРМ. Ф.137. Д.329. Л. 5.

4 Гауш А.Ф. О старом Петербурге (1912) //Музей Старого Петербурга. 1907–1919. Документы из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга / Труды ГМИ СПб. Вып. 17. СПб., 2008. С.235.

5 Письмо Л.Н.Бенуа в Общество архитекторов-художников. 24 октября (6 ноября) 1907 г. // НА ГМИ СПб. Ф.1. Оп.1. Ч.1. Л. 58.

6 Обращение Музея Старого Петербурга к архитекторам и подрядчикам строительных работ. 1910 // РДФ ГМИ СПб. Инв. № III-A-1462- вс.

7 Бенуа А.Н. Музей Старого Петербурга // Речь. 1909. 15(28) октября. № 283.

8 Гауш А.Ф . Отчет хранителя Музея Старого Петербурга. 1911 //Музей Старого Петербурга. 1907–1919. Документы из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга/ Труды ГМИ СПб. Вып. 17. СПб., 2008. С.179.

О восстановлении дома Державина в XXI веке см.: Наше наследие. 2013. № 105.

9 Лукомский Г.К. Старый Петербург. Прогулки по старинным кварталам столицы. Пг., 1917. С. 21-22.

10 Служебная записка П.П.Вейнера. 1919 // Музей Старого Петербурга. 1907–1919. Документы из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга // Труды ГМИ СПб. Вып. 17. СПб., 2008. С.208.

Е.Е.Лансере. М.В.Добужинский. Проект эмблемы Музея Старого Петербурга. 1907–1908. ГМИ СПб.

Е.Е.Лансере. М.В.Добужинский. Проект эмблемы Музея Старого Петербурга. 1907–1908. ГМИ СПб.

Программа заседания Комиссии по изучению и описанию Старого Петербурга на имя Е.Е.Лансере. 19 марта 1908 года. На полях — рукой Е.Е.Лансере наброски портретов докладчиков: А.С.Раевского, Л.А.Ильина, И.А.Фомина. ГМИ СПб.

Программа заседания Комиссии по изучению и описанию Старого Петербурга на имя Е.Е.Лансере. 19 марта 1908 года. На полях — рукой Е.Е.Лансере наброски портретов докладчиков: А.С.Раевского, Л.А.Ильина, И.А.Фомина. ГМИ СПб.

Л.Э.Гефтлер. Калинкин мост. 1900-е годы. Бумага, акварель, карандаш. Дар К.Э.Гефтлера Музею Старого Петербурга. ГМИ СПб.

Л.Э.Гефтлер. Калинкин мост. 1900-е годы. Бумага, акварель, карандаш. Дар К.Э.Гефтлера Музею Старого Петербурга. ГМИ СПб.

Л.А.Ильин. Проект Пантелеймоновского моста на Фонтанке. 1908–1910. Бумага, тушь, акварель. ГМИ СПб.

Л.А.Ильин. Проект Пантелеймоновского моста на Фонтанке. 1908–1910. Бумага, тушь, акварель. ГМИ СПб.

Г.К.Лукомский. Решетка Летнего сада. 1912. Бумага, акварель, карандаш. Дар Г.К.Лукомского Музею Старого Петербурга. ГМИ СПб.

Г.К.Лукомский. Решетка Летнего сада. 1912. Бумага, акварель, карандаш. Дар Г.К.Лукомского Музею Старого Петербурга. ГМИ СПб.

Историческая выставка архитектуры в Императорской Академии художеств. Зал эпохи императрицы Екатерины II. Фотография Н.Г.Матвеева. 1911.Дар Общества архитекторов-художников Музею Старого Петербурга

Историческая выставка архитектуры в Императорской Академии художеств. Зал эпохи императрицы Екатерины II. Фотография Н.Г.Матвеева. 1911.Дар Общества архитекторов-художников Музею Старого Петербурга

Вид деревянного особняка на Каменноостровском проспекте, 56 Фотография К.К.Кубеша из собрания Музея Старого Петербурга. 1908. ГМИ СПб. Здание разобрано в начале 1920-х

Вид деревянного особняка на Каменноостровском проспекте, 56 Фотография К.К.Кубеша из собрания Музея Старого Петербурга. 1908. ГМИ СПб. Здание разобрано в начале 1920-х

Императорский университет. Хромолитография по рисунку Г.И.Нарбута (1907). Открытка. ГМИ СПб. Рисунок исполнен до перекраски здания в современные цвета

Императорский университет. Хромолитография по рисунку Г.И.Нарбута (1907). Открытка. ГМИ СПб. Рисунок исполнен до перекраски здания в современные цвета

Дж. Б. Скотти(?). Фрагмент декоративной стенной росписи из бывшего дома Г.Р.Державина (Фонтанка, 122). Начало XIX века. Холст, клеевые краски. Дар И.М.Степанова Музею Старого Петербурга. ГМИ СПб.

Дж. Б. Скотти(?). Фрагмент декоративной стенной росписи из бывшего дома Г.Р.Державина (Фонтанка, 122). Начало XIX века. Холст, клеевые краски. Дар И.М.Степанова Музею Старого Петербурга. ГМИ СПб.

И.А.Фомин по рисунку Ж.Тома де Томона. Плакат «Историческая выставка архитектуры». Надпись — М.В.Добужинский. 1911

И.А.Фомин по рисунку Ж.Тома де Томона. Плакат «Историческая выставка архитектуры». Надпись — М.В.Добужинский. 1911

А.Ф.Гауш, Г.К.Лукомский, П.Ю.Сюзор, А.Н.Бенуа, И.А.Фомин, В.Я.Курбатов на «Исторической выставке архитектуры» в Императорской Академии художеств. 16 апреля 1911 года. Фотография. ГМИ СПб.

А.Ф.Гауш, Г.К.Лукомский, П.Ю.Сюзор, А.Н.Бенуа, И.А.Фомин, В.Я.Курбатов на «Исторической выставке архитектуры» в Императорской Академии художеств. 16 апреля 1911 года. Фотография. ГМИ СПб.

Дж. Б. Скотти(?). Фрагмент декоративной стенной росписи из бывшего дома Г.Р.Державина (Фонтанка, 122). Начало XIX века. Холст, клеевые краски. Дар И.М.Степанова Музею Старого Петербурга. ГМИ СПб.

Дж. Б. Скотти(?). Фрагмент декоративной стенной росписи из бывшего дома Г.Р.Державина (Фонтанка, 122). Начало XIX века. Холст, клеевые краски. Дар И.М.Степанова Музею Старого Петербурга. ГМИ СПб.

Кабинет в доме П.Ю.Сюзора — рабочая комната Музея Старого Петербурга. Фотография С.А.Магазинера. 1914. Дар П.Ю.Сюзора Музею Старого Петербурга. ГМИ СПб.

Кабинет в доме П.Ю.Сюзора — рабочая комната Музея Старого Петербурга. Фотография С.А.Магазинера. 1914. Дар П.Ю.Сюзора Музею Старого Петербурга. ГМИ СПб.

Маска Вакха с фасада дачи А.С.Строганова. 1793–1907. Гипс. Дар А.П.Вайтенса Музею Старого Петербурга

Маска Вакха с фасада дачи А.С.Строганова. 1793–1907. Гипс. Дар А.П.Вайтенса Музею Старого Петербурга

Зал заседаний Музея Старого Петербурга в столовой квартиры П.Ю.Сюзора. Фотография С.А.Магазинера. 1914. Дар П.Ю.Сюзора Музею Старого Петербурга. ГМИ СПб.

Зал заседаний Музея Старого Петербурга в столовой квартиры П.Ю.Сюзора. Фотография С.А.Магазинера. 1914. Дар П.Ю.Сюзора Музею Старого Петербурга. ГМИ СПб.

Приглашение на осмотр произведений искусства к аукциону в пользу Музея Старого Петербурга. 1912. ГМИ СПб.

Приглашение на осмотр произведений искусства к аукциону в пользу Музея Старого Петербурга. 1912. ГМИ СПб.

Дж. Кваренги. Смольный монастырь и Воспитательное общество благородных девиц. 1800-е годы. Бумага, тушь, акварель. Дар П.П.Вейнера Музею Старого Петербурга. ГМИ СПб.

Дж. Кваренги. Смольный монастырь и Воспитательное общество благородных девиц. 1800-е годы. Бумага, тушь, акварель. Дар П.П.Вейнера Музею Старого Петербурга. ГМИ СПб.

А.Г.Убиган по рисунку Дж. Аткинсона. Ледяные горы на Неве. 1810-е годы. Литография, акварель. Дар А.Н.Бенуа Музею Старого Петербурга

А.Г.Убиган по рисунку Дж. Аткинсона. Ледяные горы на Неве. 1810-е годы. Литография, акварель. Дар А.Н.Бенуа Музею Старого Петербурга

Ф.Б.Растрелли. Проект Грота в Царском Селе. Фасад и план. 1760-е годы. Бумага, тушь, акварель. Дар В.Н.Аргутинского-Долгорукова Музею Старого Петербурга. ГМИ СПб.

Ф.Б.Растрелли. Проект Грота в Царском Селе. Фасад и план. 1760-е годы. Бумага, тушь, акварель. Дар В.Н.Аргутинского-Долгорукова Музею Старого Петербурга. ГМИ СПб.

В.А.Волошинов. Обмеры здания Министерства финансов на углу Садовой и Итальянской ул. 1913–1914. Бумага, тушь, акварель. ГМИ СПб.

В.А.Волошинов. Обмеры здания Министерства финансов на углу Садовой и Итальянской ул. 1913–1914. Бумага, тушь, акварель. ГМИ СПб.

Блюдце с планом Петербурга. Париж. 1809. Фарфор, роспись надглазурная. Дар Л.И.Жевержеева Музею Старого Петербурга, 1913. ГМИ СПб.

Блюдце с планом Петербурга. Париж. 1809. Фарфор, роспись надглазурная. Дар Л.И.Жевержеева Музею Старого Петербурга, 1913. ГМИ СПб.

А.Ф.Гауш. Вид гостиной в доме Мятлевых. 1918. Холст, масло. Дар А.Ф.Гауша Музею Старого Петербурга. ГМИ СПб.

А.Ф.Гауш. Вид гостиной в доме Мятлевых. 1918. Холст, масло. Дар А.Ф.Гауша Музею Старого Петербурга. ГМИ СПб.

И.А.Фомин. Тучков буян. Проект здания музеев и выставок. Разрез. 1913. Бумага, тушь, акварель. ГМИ СПб.

И.А.Фомин. Тучков буян. Проект здания музеев и выставок. Разрез. 1913. Бумага, тушь, акварель. ГМИ СПб.

Зал экспозиции «Убранство жилища» в особняке графини Н.Ф.Карловой на Фонтанке, 46. Фотография 1926 года. ГМИ СПб.

Зал экспозиции «Убранство жилища» в особняке графини Н.Ф.Карловой на Фонтанке, 46. Фотография 1926 года. ГМИ СПб.

Экспозиция Музея Старого Петербурга в доме Серебряниковых на Фонтанке. Фотография 1926–1927 годов

Экспозиция Музея Старого Петербурга в доме Серебряниковых на Фонтанке. Фотография 1926–1927 годов

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru