Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 104 2012

Борис Егоров. Образы отгремевших баталий

Борис Егоров

 

Образы отгремевших баталий

 

Я горел бессмертной славой

Денис Давыдов

 

На протяжении трехсот лет истории российского императорского дома и изобразительного искусства тесно переплетены. Многие представители династии Романовых были увлеченными собирателями, сумевшими сформировать значительные коллекции. Бывало, они и сами держали в руках кисть или карандаш, брали уроки рисования и живописи у профессиональных художников.

Портретная живопись и батальный жанр были высокоценимы и любимы императорской семьей — Александром I, Николаем I, великими князьями Константином Павловичем и Михаилом Павловичем, а затем и Александром II. Но если русские художники-портретисты достаточно хорошо известны и оставили, особенно авторы акварельных портретов, целую галерею образов русской знати XIX века, то художников-баталистов в России почти не было. Именно поэтому в Петербургской Академии художеств был создан «батальный класс», которым руководили иностранные мастера во главе с профессором Готфридом (Богданом) Виллевальде. В Петербург приезжали и работали здесь европейские баталисты: Орас Верне, Адольф Ладюрнер, Карл Шульц. Императорское окружение заказывало полотна в берлинских и мюнхенских мастерских Хайнриха Эккерта, Людвига Эльсхольца и Дитриха Монтена. Созданные этими мастерами полотна, хотя и не всегда были шедеврами с точки зрения изобразительного мастерства, но могут рассматриваться как настоящие исторические документы, отражающие реальную жизнь русской армии. Основными темами полотен первой половины XIX века были битвы наполеоновских войн, русско-турецкая война 1828–1829 годов, подавление польского и венгерского восстаний, а также многочисленные парады и смотры, маневры и повседневная жизнь русского воинства в казармах и лагерях.

Надо сказать, что в этюде «Русская армия в представлении иностранцев» историк искусства барон Н.Н.Врангель очень жестко писал об иностранных (особенно немецких) живописцах, приглашенных императором Николаем I, который «всеми силами старался онемечить Россию». В николаевское царствование, замечал Н.Н.Врангель, как-то особенно заметна «автоматичность» живописи.

После 1917 года батальные картины из царских дворцов ждала печальная участь, поскольку в них стали видеть не произведения искусства, пусть даже и не самого высокого качества, а пропаганду «милитаристских устремлений царизма». Конечно, более или менее стоящие полотна попали в государственные хранилища — были, конечно, эксперты, которые могли отличить произведения среднего уровня от настоящей работы большого мастера. Многие полотна с изображением императорских войск в 1920-х–1930-х годах активно списывались из музейных фондов и распродавались на внутренних, так называемых дворцовых аукционах и за границу через Торгсин и т.п. В годы Великой Отечественной войны они, находясь в запасниках музеев, зачастую не попадали в списки эвакуируемых ценностей, и оказавшись на оккупированной немцами территории, либо гибли, либо становились трофеями. А затем путь их был весьма прихотлив — от европейских и американских частных собраний до западных художественных аукционов и галерей.

Естественно, о серьезном изучении наследия придворных художников-баталистов не было и речи. Все начало меняться лишь в 1990-е годы, когда некоторые российские коллекционеры и антиквары, едва ли не раньше дипломированных искусствоведов, обратили внимание на этот огромный пласт русской и западноевропейской художественной культуры, стали разыскивать, атрибутировать и возвращать в культурный и научный оборот полотна, некогда украшавшие залы императорских и великокняжеских дворцов.

Современные «новые русские» коллекционеры, еще далекие от классического «знаточества», выполняют, пусть и не всегда осознанно, по сути своей важную работу по возвращению современникам утраченных произведений портретной и батальной живописи прошлого, в том числе так или иначе связанных с династией Романовых.

Следует, однако, помнить, что влияние венценосных особ на художественную жизнь и творчество того или иного мастера далеко не всегда было благоприятно. Часто весьма невысокий эстетический вкус, помноженный на абсолютную власть сильных мира сего, становился, да и сейчас становится, непреодолимым барьером на пути развития подлинного искусства. Поэтому принадлежность того или иного произведения какой-либо императорской или великокняжеской коллекции еще далеко не гарантия его художественного качества. В советское время русское искусство вообще мало интересовало западного покупателя, кроме произведений авангарда возможно, и икон. А покупателей из СССР до нашей великой криминальной революции на западных аукционах можно было перечислить по пальцам одной руки, включая музеи с их нищенским бюджетом. А если батальные сцены на темы русской истории писали, например, немецкие художники не первого ряда, то полотна эти в тяжелых золоченых рамах присутствовали на аукционах в Лондоне, Париже, Мюнхене и т.д. часто лишь как предметы интерьера. Для российских же собирателей и исследователей это оказался желанный и важный материал. И те, кто первыми почувствовал, нащупал эту, еще не разработанную нашими коллекционерами, художественную жилу обогатили свои только-только начавшие формироваться собрания очень интересными с исторической точки зрения произведениями.

На прошедшей в «Нашем наследии» выставке «Батальная живопись первой трети XIX века из частных московских собраний» была показана лишь малая толика живописных работ из двух сравнительно молодых коллекций — Сергея и Татьяны Подстаницких и Михаила Цапкина. В экспозицию вошли полотна, созданные в период, когда в батальной живописи XIX века, в том числе и у западных живописцев, нашла отражение драматическая военная история Российской империи, представлены произведения, повествующие о стиле жизни военных, который был ярким феноменом бытовой культуры времен Александра I и Николая I. Тема Отечественной войны 1812 года и последующих заграничных походов особенно успешно разрабатывалась в изобразительном искусстве того времени. Некоторые авторы, как русские, так и зарубежные, сами были участниками войн. Среди выставленных живописных работ Г.Шварца, К.Шульца, Х.Эккерта, Л.Эльсхольца отдельные были приобретены императором Николаем I и хранились в его личной коллекции. Произведения Г.Виллевальде и Л.Эльсхольца ранее входили в собрания великих князей Константина Николаевича и Михаила Павловича. Полотно К.Шульца «Чины Крымско-татарского эскадрона лейб-гвардии Казачьего полка», хранившееся в Екатерининском дворце Царского Села и похищенное в годы Второй мировой войны, было выставлено на аукционе в Штутгарте только в 2008 году и возвращено на родину.

Каждое из этих полотен заслуживает особого рассказа. Остановимся на двух работах известного немецкого художника-баталиста и литографа Альбрехта Адама (1786–1862) из собрания М.Цапкина, за короткое время ставшего обладателем весьма примечательной коллекции, которую собирает он чуть ли не по всему свету, умело пользуясь советами профессионалов и опираясь на собственные чутье и интересы. А.Адам обучался живописи в Нюрнберге и Мюнхене. Находясь в 1812 году в армии Наполеона в составе ее IV корпуса под командованием Е.Богарне, художник участвовал в походе на Россию. На протяжении всей кампании он подробно фиксировал в рисунках и дневниковых записях ход событий, в которых, как правило, принимал непосредственное участие. Не было тогда и в помине фотографии, тем более кинематографа. Лишь карандаш и кисть могли достоверно запечатлеть то или иное историческое событие. В лучших своих образцах эта художественная журналистика поднималась до высот подлинного искусства. После возвращения во Францию на основе многочисленных зарисовок, которые ему удалось сохранить, несмотря на неимоверные трудности отступления, Альбрехт Адам создает серию из 98 листов, литографированных автором и изданных альбомом «Русский поход 1812», с объяснительными текстами — отрывками из походного журнала самого художника, цитатами из воспоминаний участников войны, ее очевидцев.

Событиям 1812 года Адам посвятил и много живописных полотен, среди именитых заказчиков которых был сын наполеоновского военачальника Евгения Богарне, герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Возможно, он и познакомил с работами А.Адама своего тестя императора Николая I, а также великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II). Заказчиками картин А.Адама были и многие другие коронованные особы Европы. Его работы хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Музеях Московского Кремля и во многих европейских собраниях. На выставке в редакции журнала была представлена небольшая работа А.Адама «Эпизод из кампании 1813–1814 годов. Отступающие французы» 1822 года и большое полотно «Эпизод из кампании 1812 года. Евгений Богарне на дороге под Вязьмой» 1851 года. Последняя картина является вариантом литографии А.Адама «Евгений Богарне на дороге под Вязьмой 20 августа 1812 г. (Богарне выслушивает просьбу матери-беженки)», вошедшей в альбом «Русский поход 1812». Живописное полотно было заказано Адаму герцогом Лейхтенбергским для украшения Мариинского дворца в Петербурге, где оно и хранилось до 1884 года. На картине изображены Евгений Богарне в генеральском мундире с алой лентой французского ордена Почетного легиона на груди, его флигель-адъютант Жюль де Сейв, беженка, офицер Баварского легкоконного полка. На дальнем плане виден Баварский легкоконный полк. Баварская кавалерия (2200 человек) участвовала в кампании 1812 года в составе корпуса Богарне. К осени, после ожесточенных боев, в живых осталось не более 50 кавалеристов.

На выставке можно было увидеть также три картины немецкого художника-баталиста и мариниста Карла Фридриха Шульца (1796–1866), который учился в Берлинской и Дюссельдорфской академиях художеств, работал в Голландии, Франции и Англии, а с 1840 года являлся профессором Берлинской академии художеств. В 1847 году он приехал в Россию, где по заказу императора Николая I создал большую серию полотен со сценами из жизни русской армии, большинство из которых находилось в императорских дворцах. Работы К.Ф.Шульца хранятся во многих германских собраниях, а также в Центральном военно-историческом музее ракетных войск и артиллерии, инженерных войск и войск связи (Петербург), в Государственных музеях-заповедниках «Царское Село» и «Павловск» и Государственном Историческом музее. В «Нашем наследии» были выставлены две работы этого мастера из собрания С. и Т. Подстаницких: «Эпизод из кампании 1812–1814 годов. Казаки в Германии» и «Чины Крымско-татарского эскадрона лейб-гвардии Казачьего полка». Судьба последней картины очень любопытна. Она происходит из собрания императора Николая I и находилась в туалетной зале цесаревича Александра Николаевича в Екатерининском дворце Царского Села (изображена на акварели Э.Гау; 1850); после 1918 года — в собрании Екатерининского дворца-музея. Картина была похищена во время Великой Отечественной войны и хранилась в частном собрании в Германии. С.Подстаницкий приобрел ее на аукционе «Эппли» в Штутгарте в мае 2008 года. Так она вновь оказалась в России.

Интересна работа К.Ф.Шульца из собрания М.Цапкина «Эпизод из кампании 1812–1814 годов. Атака французских кирасир на русскую пехоту». Она происходит из личной коллекции императора Николая I в Александровском дворце Царского Села, о чем свидетельствует нанесенный голубой краской номер «24» в левом нижнем углу картины. Это очень значимое для военной живописи полотно. Мы как бы воочию видим картину Бородинского боя, когда русские чудо-богатыри сдерживали бешеные атаки французской кавалерии. Лишь один боевой эпизод, но выполнен он мастерски, наполнен энергией борьбы и волей к победе.

Известный художник-баталист Адольф Ладюрнер (1798–1855) был представлен на выставке двумя полотнами: «Офицеры императорской гвардии Наполеона» (собрание М.Цапкина) и «Император Николай I, наследник цесаревич Александр Николаевич и великий князь Михаил Павлович принимают парад в Петербурге» (собрание С. и Т. Подстаницких). С 1830 года художник жил и работал в Петербурге. Своими полотнами из военной жизни он обратил на себя внимание Николая I. Император позволил устроить Ладюрнеру мастерскую в Зимнем дворце, где тот работал до 1837 года и исполнял изображения парадов, разводов, лагерных сцен, форм обмундирования различных частей русской армии, интерьеров Зимнего дворца, а также портреты (Александра I, Николая I) и жанровые картины, в которых наиболее полно расцвел его талант. Адольф Ладюрнер, несомненно, один из наиболее интересных живописцев, чьи работы показали коллекционеры. «Чрезвычайно талантливый и “живой” художник» — как писал о нем Н.Н.Врангель, до России работал в Париже, был учеником О.Верне, эффектного певца парадной стороны военной жизни, что очень нравилось Николаю I. Свой талант живописца Ладюрнер был вынужден подчинить железной воле Николая, но даже скованный жесткими рамками власти, художник сумел в своих работах дать «чрезвычайно меткую, верную, умную и даже не очень протокольную характеристику императора Николая и его времени». Будучи отличным рисовальщиком и грамотным живописцем, Ладюрнер, как замечал Н.Н.Врангель, писал с добросовестностью голландцев XVII века то, что он видел. И этим снискал благосклонное внимание императора, став одним из его любимых живописцев. Ладюрнер известен еще и тем, что «благодаря ему убийца Пушкина Дантес попал в Кавалергардский полк, так как художник просил за него государя». Живописец был очень привязан к Николаю I, смерть которого на него так подействовала, что художник сошел с ума и умер в один год со своим покровителем.

Среди батальных живописцев второй четверти XIX века требовательный Н.Н.Врангель выделял именно Адольфа Ладюрнера: все, написанное им, принадлежит к лучшему, что только было исполнено у нас в военно-бытовой живописи николаевского царствования». В 1837 году «за оказанное усердие и познание в живописном баталическом художестве» Ладюрнер был удостоен звания академика. Его работы находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственная Третьяковская галерея и другие. Конечно, полотна Ладюрнера являются истинным украшением всякой частной коллекции.

На выставке привлекали внимание три, принадлежащие М.Цапкину, работы немецкого художника Людвига Эльсхольца (1805–1850), на сюжеты нашествия Наполеона на Россию. Одна из них — «Эпизод из антинаполеоновской кампании 1813–1814 годов. Французская кавалерия отбивает атаку». Здесь на авторском подрамнике имеется старая этикетка с надписью: «Изъ Спетербурга Изъ Михайловского Дворца Апръля 24 дня 184[…]да». В левом нижнем углу краской нанесен номер «458». Картина входила в коллекцию великого князя Михаила Павловича, младшего сына императора Павла I.

На картине «Сражение при Денневице в 1813 году» изображен яркий эпизод, когда русские и прусские войска разгромили численно превосходящие силы наполеоновского маршала Нея, наступавшие на Берлин. Авторство этого полотна было установлено после тщательной научной экспертизы, проведенной в Государственной Третьяковской галерее. Работы Эльсхольца пользовались огромной популярностью и приобретались прусским королем, российским императором Николаем I и всей царской фамилией. Работы Эльсхольца хранятся в Берлинской национальной галерее и в Государственном Эрмитаже.

Небольшая, но удивительно пластичная работа из собрания С. и Т. Подстаницких «Бык. Сценка из венгерской кампании 1848–1849 годов» принадлежит кисти известного художника-баталиста Готфрида (Богдана) Виллевальде (1819–1903). Художник, с детства знакомый с императорским двором, прекрасно знал придворно-аристократический мир, его интересы и запросы. Постоянно работая над сюжетами из военной и политической истории России, вращаясь в среде аристократии, художник и сам принадлежал к этому кругу. Сын богатого иностранца из Баварии, Готфрид Виллевальде родился в Павловске в 1818 году. Уже в детстве он нередко принимал участие в играх подрастающих великих князей. С 1838 по 1842 год учился в Петербурге в Академии художеств у Карла Брюллова, а затем у А.И.Зауервейда, который обучал рисованию императорских детей. Получив большую золотую медаль и звание художника за полотно «Сражение при Фершампенуазе» (1842, ГЭ), Виллевальде продолжил свое обучение за границей и находился там до 1845 года. Он был вызван в Санкт-Петербург по распоряжению Николая I для того, чтобы закончить для императорского двора работы своего учителя: «Бой при Кульме», «Битва под Лейпцигом», «Взятие Парижа». Зауервейд скончался годом ранее. В 1848 году Виллевальде получил звание профессора II степени по батальной живописи и с этого времени изображал в своих произведениях деятельность русской армии в различных походах и кампаниях. Как истинный баталист, художник достиг особенных высот и в анималистическом жанре.

Находясь в действующей армии, Виллевальде делал зарисовки и этюды, по которым впоследствии писал свои многочисленные картины. Художнику принадлежит заслуга упрочения, развития школы русских баталистов и утверждение батальной живописи как самостоятельного жанра в русском искусстве. Среди его учеников были известные в то время художники: П.Н.Грузинский, Н.А.Зауервейд, А.И.Шарлемань, К.Н.Филиппов, Н.Г.Шильдер, В.И.Штернберг.

Несколько прекрасных работ Г.Виллевальде, связанных с войной 1812–1814 годов, представил на выставке М.Цапкин. В небольшом по размеру холсте «Заарканил» художник сумел превосходно передать весь драматизм момента пленения французского кирасира русским кавалеристом. Мастерски выписанные фигуры лошадей подчеркивают отчаяние француза, безуспешно пытающегося освободиться от наброшенного на него аркана. На другой не менее изящной работе художника изображен эпизод из Заграничных походов русской армии 1813–1814 гг. «Чины лейб-гвардии Гусарского полка раздают милостыню в одном из европейских городов» Данная картина дает истинное представление о русском солдате, сочувствующем невинным жертвам войны. Этому же мастеру принадлежит картина «Посещение Николаем I мастерской художника», на которой изображен сам Виллевальде, внимательно выслушивающий в своей мастерской советы императора по поводу будущей заказываемой им картины. Редкий и очень любопытный сюжет, наглядно свидетельствующий о внимании императора к батальной живописи.

Несомненный интерес представляют и три работы русских художников-баталистов из собрания С. и Т. Подстаницких. А.Я.Васильев (1817–?), автор полотна «Великий князь Константин Николаевич с супругой провожают лейб-гвардии Финляндский полк, выступающий на подавление Венгерского восстания 30 апреля 1849 года», был учеником А.И.Зауервейда. В 1838 году он получил вторую и первую серебряные медали Академии художеств, а в 1842-м — вторую золотую медаль. Произведения его хранятся в собрании Государственного Исторического музея. На выставленной в экспозиции картине изображено событие, подробно описанное в «Истории лейб-гвардии Финляндского полка». «Следуя… по шоссе, под командою великого князя Константина Николаевича, в сопровождении его августейшей супруги, лейб-гвардии Финляндский полк остановился в Красном кабачке на привал. Отдых у Красного кабачка оставил у присутствующих самые теплые воспоминания. Великая княгиня Александра Иосифовна, сидя на барабане, в среде окруживших Ее Величество офицеров и нижних чинов милостиво с ними беседовала. Великий князь, тут же присутствовавший, удостоил многих своих вниманием».

Выразительно и колоритно полотно «Эпизод из Крымской войны 1853–1856. На дороге» К.П.Филиппова (1830–1878), ученика Г.Виллевальде. Он был награжден малой (1851) и большой (1852) серебряными и малой (1853) золотой медалями Академии. В качестве художника находился при штабе армии во время Крымской войны 1853–1856 годов, а в 1863 году получил звание академика. Выставленная работа предваряет написанное в 1858 году монументальное полотно «Военная дорога между Севастополем и Симферополем во время Крымской войны» (ГТГ), за которое художник получил большую золотую медаль Академии.

В небольшой картине «Портрет коня офицера свиты Его Императорского Величества» А.П.Швабе (1818/24–1872) привлекают четко прописанное снаряжение верного друга кавалериста, прекрасного породистого коня. С 1850 года Швабе — академик, с 1861-го — профессор «баталической и зверописи».

Безусловным шедевром можно считать принадлежащий М.Цапкину большой (236х148) портрет императора Александра I Благословенного, победителя Наполеона, выполненный английским художником Джорджем Доу. В 1814 году он прибыл по приглашению Александра I в С.-Петербург для работы над военной галереей Зимнего дворца. В 1828 году он получил звание «первого портретного живописца императорского двора». Император Александр I изображен на портрете в общегенеральском мундире с наградами: ордена Святого Андрея Первозванного, английского ордена Подвязки, шведского ордена Меча, орденом Святого Георгия 4-й степени, серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 год», австрийским орденом Марии-Терезии, прусским орденом Железного креста…

Работая в Петербурге по приглашению Александра I, Дж. Доу исполнил во второй половине 1820-х годов целый ряд его портретов, аналогичных по иконографии и отличающихся только деталями изображаемой униформы: подобный портрет хранился в Романовской галерее Зимнего дворца; портреты в кавалергардском (1825) и преображенском (1826) мундирах находятся в Государственном Русском музее. Портрет, о котором мы рассказываем, в 2008 году экспонировался на выставке «1812. Мир и война. Выставка из частных отечественных и зарубежных собраний» (Государственный Исторический музей, 2008 год). Происходит он из собрания Баденской княжеской семьи и находился в Невском дворце в Баден-Бадене, который был распродан на корню.

Иметь работы замечательного представителя английской романтической портретной школы Дж.Доу в частном собрании — это удача, о которой всякий собиратель может только мечтать. «Трудно смотреть равнодушно, — писал Н.Н. Врангель, — на военную николаевскую картину, на которой все люди кажутся окаменелыми, заживо погребенными, застывшими в летаргическом сне». Совсем другое дело художники, работавшие в России в благословенную Александровскую эпоху, когда еще не канули в Лету отблески великой грозы Отечественной войны. Галерея Двенадцатого года, созданная Доу и украшавшая Зимний дворец, «один из самых замечательных в XIX веке примеров прославления целой армии за ее доблести… Это лучший памятник русской славы». Долго еще в русском обществе жили отзвуки того романтического героизма, которое сумел запечатлеть Доу в образах легендарных русских героев-полководцев. Жаль, что Великая Отечественная война не нашла такого певца, как англичанин Дж.Доу.

Почти два века назад, посетив Военную галерею 1812 года в Зимнем дворце, великий А.С.Пушкин писал:

 

У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата;

<>

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокий.

Тут < …> все плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года.

 

Всем полотнам, выставленным московскими коллекционерами М.Цапкиным и С. и Т. Подстаницкими свойственна одна очень важная особенность: они очень точно, фактографически передают те или иные события и их участников. Военная форма, оружие, кони — все это написано достоверно, детально и может служить прекрасным историческим экскурсом в военное прошлое России. Как бы то ни было, но это необходимое условие для батальной живописи.

Выставка, прошедшая в журнале «Наше наследие», заставила каждого, кто ее посетил, не только вспомнить, но и во многом по-новому оценить события российской истории, увидеть лица ее известных и безвестных героев, ценивших службу во имя Отечества выше собственной жизни.

Коллекционеры С. и Т. Подстаницкие и М.Цапкин охотно и много выставляют принадлежащие им работы в самых престижных, «знаковых» залах, музеях и галереях. Надеемся, скоро мы покажем еще одну выставку — «Русские портреты и былые войны» и откроем нашим зрителям и читателям много нового и интересного из найденного за последние годы коллекционерами.

 

Г.(Б.) Виллевальде. Посещение Николаем I мастерской художника. 1903. Холст, масло. Фрагмент. Собрание М.Цапкина

Г.(Б.) Виллевальде. Посещение Николаем I мастерской художника. 1903. Холст, масло. Фрагмент. Собрание М.Цапкина

А.Адам. Эпизод из кампании 1813–1814 годов. Отступающие французы. 1822. Дерево, масло. Собрание М.Цапкина

А.Адам. Эпизод из кампании 1813–1814 годов. Отступающие французы. 1822. Дерево, масло. Собрание М.Цапкина

А.Адам. Эпизод из кампании 1812 года. Евгений Богарне на дороге под Вязьмой. 1851. Холст, масло. Собрание М.Цапкина

А.Адам. Эпизод из кампании 1812 года. Евгений Богарне на дороге под Вязьмой. 1851. Холст, масло. Собрание М.Цапкина

К.Шульц. Эпизод из кампании 1812–1814 годов. Казаки в Германии. 1830–1840-е годы. Холст, масло. Собрание С. и Т. Подстаницких

К.Шульц. Эпизод из кампании 1812–1814 годов. Казаки в Германии. 1830–1840-е годы. Холст, масло. Собрание С. и Т. Подстаницких

К.Шульц. Чины Крымско-татарского эскадрона лейб-гвардии Казачьего полка. 1850. Холст, масло. Собрание С. и Т. Подстаницких

К.Шульц. Чины Крымско-татарского эскадрона лейб-гвардии Казачьего полка. 1850. Холст, масло. Собрание С. и Т. Подстаницких

К.Шульц. Эпизод из кампании 1812–1814 годов. Атака французских кирасир на русскую пехоту. 1843. Холст, масло. Собрание М.Цапкина

К.Шульц. Эпизод из кампании 1812–1814 годов. Атака французских кирасир на русскую пехоту. 1843. Холст, масло. Собрание М.Цапкина

Л.Эльсхольц. Эпизод из антинаполеоновской кампании 1813–1814 годов. Французская кавалерия отбивает атаку. 1841. Холст, масло. Собрание М.Цапкина

Л.Эльсхольц. Эпизод из антинаполеоновской кампании 1813–1814 годов. Французская кавалерия отбивает атаку. 1841. Холст, масло. Собрание М.Цапкина

К.Ф.Шульц. Бородинский бой. Атака французских кирасир на Семеновский полк. 1843. Холст, масло. Собрание М.Цапкина

К.Ф.Шульц. Бородинский бой. Атака французских кирасир на Семеновский полк. 1843. Холст, масло. Собрание М.Цапкина

Л.Эльсхольц. Сражение при Денневице в 1813 году. Холст, масло.1842. Собрание М.Цапкина

Л.Эльсхольц. Сражение при Денневице в 1813 году. Холст, масло.1842. Собрание М.Цапкина

А.Ладюрнер. Французская гвардия на отдыхе. Эпизод из войны 1812 года. 1845. Холст, масло. Собрание М.Цапкина

А.Ладюрнер. Французская гвардия на отдыхе. Эпизод из войны 1812 года. 1845. Холст, масло. Собрание М.Цапкина

Г.(Б.) Виллевальде. Бык. Сценка из венгерской кампании 1848–1849 годов. 1859. Картон, масло. Собрание С. и Т. Подстаницких

Г.(Б.) Виллевальде. Бык. Сценка из венгерской кампании 1848–1849 годов. 1859. Картон, масло. Собрание С. и Т. Подстаницких

Г.(Б.) Виллевальде. Милостыня. Эпизод из Заграничных походов русской армии 1813–1814 годов. 1886. Холст, масло. Собрание М.Цапкина

Г.(Б.) Виллевальде. Милостыня. Эпизод из Заграничных походов русской армии 1813–1814 годов. 1886. Холст, масло. Собрание М.Цапкина

А.Я.Васильев. Великий князь Константин Николаевич с супругой провожают лейб-гвардии Финляндский полк, выступающий на подавление Венгерского восстания 30 апреля 1849 года. 1849. Холст, масло. Собрание С. и Т. Подстаницких

А.Я.Васильев. Великий князь Константин Николаевич с супругой провожают лейб-гвардии Финляндский полк, выступающий на подавление Венгерского восстания 30 апреля 1849 года. 1849. Холст, масло. Собрание С. и Т. Подстаницких

К.П.Филиппов. Эпизод из Крымской войны 1853–1856 годов. На дороге. Середина 1850-х годов. Холст, масло. Собрание С. и Т. Подстаницких

К.П.Филиппов. Эпизод из Крымской войны 1853–1856 годов. На дороге. Середина 1850-х годов. Холст, масло. Собрание С. и Т. Подстаницких

А.Швабе. Портрет коня офицера свиты Его Императорского Величества. 1849. Холст, масло. Собрание С. и Т. Подстаницких

А.Швабе. Портрет коня офицера свиты Его Императорского Величества. 1849. Холст, масло. Собрание С. и Т. Подстаницких

Дж. Доу. Портрет императора Александра I. Холст, масло. Собрание М.Цапкина

Дж. Доу. Портрет императора Александра I. Холст, масло. Собрание М.Цапкина

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru