Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 102 2012

Т.В.Соколова

Т.В.Соколова

 

Суженый для мадемуазель Катрин

 

Автобиографическая повесть Е.П.Майковой в контексте истории романа И.А.Гончарова «Обрыв»

 

«Что было потом, расскажу когда-нибудь, когда буду старушка»1, — этими словами завершается повесть-воспоминания «Как началась моя жизнь» Екатерины Павловны Майковой (1836–1920).

О том, что было потом, рассказала не она (ее литературная карьера не имела продолжения), рассказали другие: кто-то со слов самой Майковой, кто-то основываясь на собственных наблюдениях и впечатлениях. И все в один голос отмечали главное — исключительность и неординарность личности своей героини. Майкова привлекала к себе внимание, вызывала интерес и восхищение, ей поклонялись и подражали, находились в плену обаяния ее личности. «…В тебе есть то… что ставит тебя выше всех, то, что заставляет… подчиняться тебе… в этом-то — твоя сила и могущество… этим-то объясняются все зависти к тебе других женщин и уважение, то есть признание в тебе того, чего нет у других женщин, со стороны мужчин» 2, — писал жене Вл. Н. Майков.

В хоре мнений современников особняком — голос И.А.Гончарова: «Будь мне 30 лет и не имей она мерзкой привычки любить Старика, я бы пал перед ней на колени и сказал: “Ольга Ильинская, это ты!”». Толстой еще не написал «Войну и мир», и слова эти — не перифраз объяснения Пьера Безухова с Наташей Ростовой3. Это цитата из письма И.А.Гончарова к И.И.Льховскому от 1 (13) августа 1858 г. 4 «Старик» — прозвище мужа Е.П.Майковой. Так называли в семейном и дружеском кругу одного из братьев Майковых, Владимира Николаевича (1826–1885). Вскоре выйдет роман И.А.Гончарова «Обломов», и Е.А.Штакеншнейдер запишет в своем дневнике: «Кто-то заметил ему <Гончарову. — Т.С.>, что главное женское лицо в нем слишком идеально. Гончаров отвечал, что он его писал с натуры и что оригиналом ему служила Катерина Павловна» 5. Не обойдут стороной тему прототипов героинь Гончарова и исследователи. Д.Н.Овсянико-Куликовский даже посвятит Майковой один из разделов главы о Гончарове и его романе «Обломов» в книге «История русской интеллигенции», где напишет: «В противоположность фигуре Штольца в Ольге нет ничего искусственного, априорного. Это — живое лицо, прямо взятое из жизни. В художественном отражении, в поэтическом обобщении оно явилось психологическим типом, объединяющим лучшие стороны русской образованной женщины, имеющей все данные, чтобы явить тот идеал общественного деятеля, о котором некогда мечтал Добролюбов...» 6.

И.А.Гончаров узнал Е.П.Майкову, в девичестве Калиту, когда она, выйдя в 1852 г. замуж за Вл. Н. Майкова, вошла в одну из самых уважаемых семей России, чью роль в истории и культуре страны трудно преувеличить. Некогда Майковы занимали не последнее место в общественной иерархии. Наиболее известные члены этой семьи — директор Императорских театров Аполлон Александрович Майков, академик живописи Николай Аполлонович Майков, его сыновья — поэт Аполлон, критик Валериан, журналист Владимир и пушкинист Леонид Майковы.

Артистическую атмосферу дома Майковых в Петербурге, куда они переехали в 1834 г. из Москвы, описывали Д.В.Григорович, И.А.Гончаров, А.М.Скабичевский, Е.А.Штакеншнейдер, Д.С.Мережковский. Семейство, в которое приняли 16-летнюю невестку, имело репутацию патриархального, во всех отношениях прекрасного и образцового «вроде тех, о каких мечтали во французских и английских повестях» 7. «Семья Майковых кипела жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства. Молодые ученые, музыканты, живописцы, многие литераторы из круга 30-х и 40-х годов — все толпились не в обширных, не блестящих, но приютных залах, и вместе с хозяевами составляли какую-то братскую семью или школу, где учились друг у друга, разменивались занимавшими тогда русское общество мыслями, новостями науки, искусства» 8.

Также хорошо известно, что культурные традиции этой семьи укоренены в далеком прошлом. Преподобный Нил Сорский (1433–1508), в миру Николай Майков, проповедовал идеи аскетизма и нравственного самосовершенствования в конце XV — начале XVI века. Ярославский помещик Иван Степанович Майков помогал Фёдору Волкову в постройке и открытии первого русского театра. Сын этого помещика, Василий Майков — автор поэмы «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771).

В семье Майковых поддерживались и развивались традиции «фамилии талантов» (П.А.Плетнёв), дабы «свеча не угасла», то есть не был утрачен тот духовный потенциал, который несла история этого рода. Определенную роль в этом сыграл и И.А.Гончаров, который в 1835 г. был приглашен готовить к поступлению в университет двух старших сыновей Н. Ап. Майкова — Валериана и Аполлона. В качестве домашнего учителя он преподавал им историю русской литературы, риторику, пиитику и латинский язык. Недавний выпускник Московского университета, Гончаров сохранил и передал своим ученикам дух лекций своих профессоров — властителей умов времени Н.И.Надеждина, читавшего в университете теорию изящных искусств, археологию и логику, и С.П.Шевырёва, который вел курс по истории всеобщей словесности. Ученики Гончарова стали его друзьями, а в домашнем рукописном журнале Майковых «Подснежник» (1835–1838) и ставшем в 1839 г. его преемником альманахе «Лунные ночи» увидели свет первые литературные опыты и братьев Майковых, и Гончарова. Впоследствии уже Гончаров, ставший знаменитым писателем, поддерживал столкнувшихся с трудностями Майковых. Многолетняя дружба с Майковыми, по собственному признанию Гончарова, «никогда ничем не омрачалась, не охлаждалась и была всегда тепла, чиста и светла...» 9. Эти слова — из приветственного письма Гончарова по поводу 50-летнего юбилея литературной деятельности Ап. Н. Майкова, которое было прочитано на чествовании поэта 30 апреля 1888 г. Я.П.Полонским; сам Гончаров не присутствовал на торжестве из-за плохого самочувствия, он был уже стар, болен и редко покидал свою квартиру.

Попав в семью Майковых 16-ти лет от роду, Екатерина Павловна поначалу вписалась в атмосферу этого дома, а ее муж своей издательской деятельностью старался способствовать развитию склонностей жены и создал собственные журналы — «Подснежник» (1858–1862), название которого, безусловно, подсказано семейным журналом Майковых, и «Семейные вечера» (1864–1879), где и была впервые опубликована автобиографическая повесть «Как началась моя жизнь». В эпоху пореформенного журнального бума и всеобщей политизации необычной была направленность изданий Вл. Н. Майкова — это были журналы для детей, что, вероятно, обусловлено в том числе тем, что в его семье росли трое детей (дочь и два сына), и поле деятельности, в котором по свойствам своей натуры нуждалась его жена, а он старался ей предоставить, он связывал именно с их воспитанием.

Близкий Майковым Гончаров, не только как никто другой понимавший особенности нрава Е.П.Майковой, но и «прозревший» в женских образах своих романов свойства натур, подобных ей, занял в жизни Екатерины Павловны особое место. В отношении писателя к Майковой многие усматривали влюбленность. Однако сам писатель внес ясность в характер своего интереса, написав ей: «Мое влечение к Вам не есть влечение к хорошенькой женщине — Вы это знаете… Вы помните, как охотно я спешил к Вам и предпочитал Вашу комнату в Вашей семье аристократическим будуарам (как Вы говорите) и Вашу беседу беседе с раздушенными барынями — отчего же? Ведь у меня “любовных” видов на Вас не было и никакой такой благодати я от Вас не ждал? Следовательно, в женском Вашем уме и честном характере находил больше красоты, нежели на красивых лицах и плечах “раздушенных барынь”»10.

Судьба Е.П.Майковой отражает истинные закономерности той логики, которая виделась революционерам-демократам и народникам XIX века как стратегия жизни новой, раскрепощенной женщины. Брак ее разрушился, когда, увлеченная идеями «новых людей» и одним из их представителей, она в 1866 г. оставила мужа, троих детей и ушла к разночинцу и бывшему семинаристу Ф.[В.] Любимову. Именно этот поворот судьбы как прототипический связывается мемуаристами и исследователями творчества Гончарова с образом Веры, героини «Обрыва» 11, а позиция писателя, занятая им по отношению к драме в семье Майковых и выбору Екатерины Павловны, — с остовом обобщений, на которых зиждется философская основа романа.

Реальная жизнь существенно разошлась со сценарием идеологов революционно-освободительного, в том числе и женского, движения, но зато убедительно свидетельствовала в пользу художественного провидения Гончарова, решившего финал своего романа как возвращение Веры в лоно семьи, в пользу ее брака с Тушиным, за что писателя корили и «правые», и «левые», и «центристы», упрекая в ограниченности общественных взглядов и художественной неубедительности образов12. Едва ли не громче всех в хоре критиков звучали именно женские голоса: «Юные девы, слушайтесь бабушек и не ходите по обрывам, да не пожрёт вас лютый волк» 13, — иронизировала над позицией автора романа «Обрыв» М.К.Цебрикова.

Е.П.Майкова повела себя вразрез с предложениями семьи и увещеваниями Гончарова, уговаривавшего ее поступить в соответствии со здравыми понятиями «о добре и зле, обязанностях, труде, долге и чувствах, месте и роли в жизни, утвердившихся не в результате бездумного следования авторитетам, а благодаря разумному и беспристрастному выбору развитой женщины» 14. В ее выборе писатель усматривал «хаос, разлад мысли и воображения с действительностью, торжество разбалованной фантазии, неверное понимание любви как праздного наслаждения» 15. Предпочтения Майковой сначала привели ее в коммуну на Северном Кавказе, наподобие той, которая описана Н.С.Лесковым в романе «Некуда»; потом она рассталась с опустившимся от пьянства Любимовым и, помыкавшись по разным местам, осела в Сочи, купив там участок земли на наследство отца, полтавского помещика, и получив пенсию после смерти в 1885 г. мужа, действительного статского советника Вл. Н. Майкова. Оставаясь верной идеалам молодости и сделанному выбору, она продолжала заниматься просветительской и благотворительной деятельностью — держала бесплатную библиотеку, пансион для нуждающихся в отдыхе и лечении на море, давала уроки французского языка. Ее дом был своего рода клубом интеллигенции. В Сочи жил и заботился о матери и сын Майковой от Ф.Любимова — горный инженер Василий Константинов. Когда-то, находясь в трудных обстоятельствах, она оставила его на попечении чужих людей; мальчик оказался «в трущобах, в невероятной грязи. Он не умел ни читать, ни писать, похож был на звереныша… Его обмыли, одели, отдали учиться» 16. По парадоксальному стечению обстоятельств нашла его и спасла Е.С.Гаршина, мать Вс. Гаршина, сама, подобно Е.П.Майковой, покинувшая семью и детей.

Годы, разочарования, психологические кризисы и одиночество обратили взоры Е.П.Майковой к оставленной когда-то семье, хотя мужа уже не было в живых, а дети от брака с ним выросли. Сохранились письма, свидетельствующие о ее попытках наладить отношения с семьей. Одно из этих писем было адресовано И.А.Гончарову. Об этом пишет Ап. Н. Майков 15 февраля 1888 г.: «Вчера… был Гончаров, получивший два письма от Катерины Павловны. Она в Новороссийске в бедственном положении. Пишет ему, очевидно имея в виду, что письмо <sic!> покажется нам; сильные слова раскаяния, просьбы прощения, ссылки на Евангелье. Цель — чтоб опять ее приняли. Да ведь ее никто не прогонял. Сама ушла. Тот, у кого могла бы просить прощение, — в могиле. Еще, пожалуй, у детей — но тут и загвоздка: как взяться нам за это посредничество? И к кому ей поместиться? И что из этого выйдет?..» 17. Тем не менее отношения Е.П.Майковой с детьми возобновились, хотя и складывались непросто, о чем свидетельствует ряд сохранившихся писем конца XIX — начала ХХ века18.

Е.П.Майкова прожила долгую жизнь и умерла в Сочи, в июне 1920 г., когда город уже заняли красные, не узнав о смерти сына, В.Константинова, расстрелянного по ошибке, погибшего в сумятице Гражданской войны. Она стала свидетельницей событий, опаливших начало ХХ века, пережила революции, но не пережила Гражданской войны: «Нашествие шкуровских полчищ не миновало и чудесного сада Майковой. Все было поломано, потоптано; под деревьями горели костры, резали лошадей и тут же варили мясо в котлах; день и ночь слышались песни, свист, ругань, ржание лошадей. Екатерина Павловна увидела весь этот разгром в окно своего тамбура и сказала: “Ну, теперь все кончено. Надо умирать”. Спокойно легла в постель, и началось тихое, медленное умирание. Не было ни боли, ни страданий; ничто уже ее не тревожило, не волновало, современность потеряла для нее всякий интерес…», — пишет В.И.Дмитриева в своих воспоминаниях19.

…Таким могло бы быть продолжение автобиографической повести «Как началась моя жизнь», написанной и впервые опубликованной в ту пору, когда Е.П.Майковой было 29 лет, она жила в первой семье и, завершившая повествование обещанием рассказать о дальнейших событиях своей жизнь, вряд ли могла предположить и то, как на самом деле сложатся ее жизнь и судьба, и то, как эти реальные события подтвердят правоту эстетического выбора Гончарова, который отверг как вариант развития сюжета своего романа «Обрыв» жизненную стратегию, осуществленную Е.П.Майковой.

Повесть Майковой, отрывок из которой публикуется ниже, предназначена для детского чтения и построена незатейливо — доброму и во всех отношениях достойному семейству отца героини и ее дяди, куда она попадает после смерти матери, противостоит Фёдор Иванович, муж одной из кузин девочки, в чьем доме она живет после неких семейных катаклизмов, подробности которых опущены в повествовании. Испытания, выпавшие на ее долю, роднят повесть с романами и Диккенса, и сестер Бронте, где беззащитный герой сталкивается с миром эгоистических устремлений, страстей и расчета, олицетворяемым низкими злодеями.

В повести Майковой в этом качестве представлен Фёдор Иванович. Образ его вполне шаблонен, однако имеет ряд колоритных черт, несет на себе отпечаток и времени, и местности, где происходит действие. Лепится этот образ из причудливого сочетания буколических элементов (составление узоров для вышивки и вышивание) с чертами «черного» романа (история о вымершем семействе, о смерти первой жены Фёдора Ивановича и ее портрете, собственноручное изготовление гробов для членов семьи, смерть ребенка, окрашенная отголосками семейного проклятия).

Повесть Майковой навевает ассоциации с английской литературой, «романом воспитания», «семейным романом» и даже «черным» романом, но ее неотъемлемая часть — укорененность в контекстах и тенденциях литературы русской. Прежде всего, не стоит упускать из виду, что к 1864 г., когда появилась повесть «Как началась моя жизнь», фактами литературной жизни уже были трилогия «Детство. Отрочество. Юность» (1851–1855) Л.Н.Толстого и «Семейная хроника» (1856), а также «Детские годы Багрова-внука» (1858) С.Т.Аксакова, и тема развития человека как личности в пору его детства не могла не сказаться на повествовании Майковой. В то же время подробности (быт в доме отца, дяди и Фёдора Ивановича, детский праздник у соседей и проч.) указывают на то, что такого рода описания вероятнее всего не могут быть художественным вымыслом, они явно опираются на собственные впечатления и воспоминания автора о своем детстве.

 

* * *

Предлагаем вниманию читателей фрагмент (6-ю главу) из автобиографической повести Е.П.Майковой. Текст публикуется по изданию: [Майкова Е.П.]. Как началась моя жизнь. СПб.: В тип. В.Демакова, 1871. (Издание «Детской библиотеки»). При подготовке к печати текст приведен в соответствие нормам современной орфографии и пунктуации. Постраничные сноски принадлежат публикатору.

 

 

Примечания

1 Майкова Е.П. Как началась моя жизнь. СПб., 1871 (Издание «Детской библиотеки»). С.137.

2 Цит. с сокращениями по: Лобкарёва А.В. К истории отношений Гончарова и Е.П.Майковой // И.А.Гончаров: Материалы Международной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И.А.Гончарова. Ульяновск, 2003. C.359; см. также: URL:<http://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/k90/k90-357-.htm>.

3 Ср.: «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей» (Толстой Л.Н. Война и мир. Т.2. Ч.5. Гл. 22).

4 См.: Литературный архив. Т.3. Л., 1951. С.138.

5 Штакеншнейдер Е.А. Дневник и записки (1854–1886). М.; Л., 1934. С.210.

6 Подробнее об этом: Овсянико-Куликовский Д.Н. История русской интеллигенции. Итоги русской художественной литературы XIX века. Ч.I. Гл.11. Раздел 3. М., 1906. С. 326-329.

7 Старчевский А.В. Один из забытых журналистов: (Из воспоминаний старого литератора) // Исторический вестник. Т.XXIII. 1886. С.374. Цит по кн.: И.А.Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969. С. 51-52.

8 Мережковский Д.С. Вечные спутники. Майков // Мережковский Д.С. Полн. собр. соч. В 24 т. Т.XIII. СПб.; М., 1911. С. 261-262.

9 Гончаров И.А. Письмо к Ап. Н. Майкову. 1888 г., 30 апреля // Гончаров И.А. Собр. соч. В 8 т. Т.8. М., 1955. С.500.

10 Гончаров И.А. Письмо Е.П.Майковой. [1869, апрель]. Воскресенье // Гончаров И.А. Собр. соч. В 8 т. Т.8. М., 1955. С.402.

11 Подробнее об этом: Чемена О.М. Создание двух романов. Гончаров и шестидесятница Е.П.Майкова. М., 1966; Пиксанов Н.К. Роман Гончарова «Обрыв» в свете социальной истории. М., 1968; Володина Н.В. Майковы. Преданья русского семейства. СПб., 2003; Ненарушаемая связь. К истории романа И.А.Гончарова «Обрыв». Воспоминания о Е.П.Майковой. Письма / [Авт.-сост.] Т.В.Соколова. М., 2009.

12 Шелгунов Н.В. Талантливая бесталанность // Дело. 1869. №8; Скабичевский А.М. Старая правда // Отечественные Записки. 1869. №10; Салтыков-Щедрин М.Е. Уличная философия: (По поводу 6-й главы 5-й части ром. «Обрыв») // Отечественные записки. 1869. №6; Цебрикова М.К. Псевдоновая героиня // Отечественные Записки. 1870. №5. Отд. 2.

13 Здесь и далее цитируется по тексту первой публикации: Цебрикова М.К. Указ. соч. С.26.

14 См. письмо И.А.Гончарова к Е.П.Майковой от 16 мая [1866. Петербург]. Цит. по.: Чемена О.М. Создание двух романов. Гончаров и шестидесятница Е.П.Майкова. С. 141-149.

15 Там же.

16 Дмитриева В.И. Так было. Путь моей жизни. М., 1931. С. 194-195. Не издано, верстка с авторской правкой хранится в ГЛМ (Ф.11. Оп. I. №176).

17 Цит. по: Балакин Ю.А. Письмо А.Н.Майкова к сыновьям с воспоминаниями о И.А.Гончарове // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1998–1999 год. СПб., 2003. С.216.

18 См. письма к Е.П.Майковой ее сыновей и дочери в кн.: Ненарушаемая связь.К истории романа И.А.Гончарова «Обрыв». Воспоминания о Е.П.Майковой. Письма / [Авт.-сост.] Т.В.Соколова. М., 2009. С. 93-110.

19 Дмитриева В.И. Екатерина Павловна Майкова: (Вера из романа «Обрыв» И.А.Гончарова) // Ненарушаемая связь… C.86.

Дарственная надпись Е.П.Майковой И.А.Гончарову на обложке первого издания повести «Как началась моя жизнь» (СПб., 1864). ОРК УОНБ им. В.И.Ленина. Публикуется впервые

Дарственная надпись Е.П.Майковой И.А.Гончарову на обложке первого издания повести «Как началась моя жизнь» (СПб., 1864). ОРК УОНБ им. В.И.Ленина. Публикуется впервые

И.А.Гончаров. 1860. Фотография [А.Деньера. (Атрибуция Т.Н.Шиповой)]. Внизу автограф: «Иван Гончаров. 1860 год». ГЛМ

И.А.Гончаров. 1860. Фотография [А.Деньера. (Атрибуция Т.Н.Шиповой)]. Внизу автограф: «Иван Гончаров. 1860 год». ГЛМ

Вл. Н. Майков. Фрагмент фотографии 1860-х годов

Вл. Н. Майков. Фрагмент фотографии 1860-х годов

Ап. Н. Майков. 1891. Фотография А.Рентца и Ф.Шрадера. ГЛМ

Ап. Н. Майков. 1891. Фотография А.Рентца и Ф.Шрадера. ГЛМ

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru