Елена Бронникова
Е.Е.Лансере — иллюстратор «Обломова»
Имя Евгения Евгеньевича Лансере (1875–1946), академика живописи (с 1912 г.), действительного члена Петербургской Академии художеств (с 1916 г.), занимает прочное место в истории отечественного изобразительного искусства, прежде всего в истории книжной графики. Художественное образование Лансере получил в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге в классах Я.Ф.Ционглинского, Э.К.Липгарта и Н.А.Гоголинского, затем в парижских академиях Ф.Коларосси и Р.Жюльена. Началом пути Лансере в большое искусство стала серия иллюстраций к книге Е.Балобановой «Легенды о старинных замках Бретани» (СПб., 1899)1. Вернувшись в 1899 году в Россию, он стал членом сообщества художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства». Журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон» приобрели свой внешний облик во многом благодаря точному и легкому перу Е.Е.Лансере. А его книжно-журнальная графика не только стала подлинной «классикой» стиля модерн, но и формировала художественно-эстетические вкусы эпохи. Лансере чрезвычайно убедительно иллюстрировал произведения русской классической литературы: А.С.Пушкина («Дубровский», «Выстрел»), М.Ю.Лермонтова («Бэла», «Ашик-Кериб», «Демон»), Л.Н.Толстого («Хаджи-Мурат», «Казаки») и др. Издание повести «Хаджи-Мурат» с иллюстрациями Лансере (впервые вышло в 1916 году) по праву считается одним из выдающихся произведений русской книжной графики; художнику удалось достичь «творческого соучастия», «объединения толстовских образов со своими впечатлениями от Кавказа (впервые им увиденного еще в поездку туда в 1904 году)» 2.
В послереволюционные годы Е.Е.Лансере снова на Кавказе: преподает в гимназии в городе Темир-Хан-Шура, затем в Академии художеств в Тбилиси... В мае 1933 г. ему удалось переехать в Москву и осуществить ряд монументальных проектов3.
В дневнике Е.Е.Лансере есть запись о любопытном разговоре, состоявшемся в доме К.Ф.Юона 2 февраля 1934 года: «Грабарь очень хвалил роман А.Толстого “Петр I”. По этому поводу зашла речь, кто из писателей сумел правильно изобразить художника-живописца профессионально — Гоголь, Толстой, Гончаров — нет; Золя, Гофман, Бальзак — да» 4.
Среди многочисленных столичных заказов, полученных Е.Е.Лансере, было иллюстрирование романа И.А.Гончарова «Обломов» для Государственного издательства художественной литературы (ГИХЛ) 5. Согласно договору с ГИХЛ к 15 мая 1934 года Лансере должен был выполнить 13 рисунков: «один фронтиспис, одна заставка, одна концовка, суперобложка, титул, остальные — полосные рисунки» 6. В феврале — июне 1934 г. Лансере читал и обдумывал роман, делал наброски, но суета московской жизни постоянно мешала работе, и художник, по его собственным словам, чувствовал себя «ужасно беспомощным <...> в смысле типов, характеристик» 7. Несмотря на это, мастер оформления книги, Е.Е.Лансере создал изящное обрамление романа Гончарова. В книгу вошли 7 его рисунков-миниатюр: титульный лист («Сон Обломова»), 4 шмуцтитула к каждой части романа («Гороховая», «Сад на даче», «Летний сад», «Выборгская»), концовка («Захар, просящий милостыню»), шмуцтитул к разделу комментариев («Деревня») 8. Напечатанные в книге иллюстрации Лансере получили высокую оценку искусствоведов. Писали о том, что его рисунки к «Обломову» «очаровывают, как волжские просторы»: «В простых, как бы даже без больших усилий и раздумий выполненных им титульных рисунках к отдельным частям “Обломова”, художник сразу вводит читателя в сокровенные тайны чудодейственной гончаровской прозы, заставляет осязательно ощутить мир его героев, почувствовать и увидеть их быт, атмосферу, ритм их жизни, их чувства и настроения и характерные особенности их внутренних переживаний» 9. Подчеркивалось мастерство замкнутых композиций и индивидуальность средств художественного выражения, будь то «унылые “перспективы” “обломовского Петербурга” и прелести сада, где происходит объяснение Обломова и Ольги» или умелое композиционное объединение «и унылой фигуры Захара, просящего милостыню, и скорбного силуэта Агафьи Матвеевны, и задорного личика маленького Андрея Ильича Обломова» 10.
В Российском государственном архиве литературы и искусства сохранился альбом с 25 листами иллюстраций художника-графика, датированных апрелем — маем 1934 года (Ф.1982. Е.Е.Лансере. Оп. 1. Ед.хр. 59). Эти материалы долгое время хранились в семье Лансере и лишь частично попали в поле зрения искусствоведов<sup>11</sup>.
Черновые рисунки и наброски (графитным карандашом, пером, тушью, с редким использованием красного карандаша) свидетельствуют о напряженных поисках художника. 13 мая 1934 года Е.Е.Лансере обозначил в целом план работы по иллюстрированию романа (Л.2).
Сохранилось три варианта титульного листа, на котором изображен спящий Обломов и как бы предстающие в сонном видении другие герои романа (Ольга и Штольц). Обломов на миниатюрах имеет разный возраст: молодой человек, благодаря нескольким карандашным штрихам или росчеркам пера, на наших глазах стареет и дурнеет. Вообще изображение Обломова, вероятно, было одним из самых важных для Лансере. Среди рисунков (черновых и беловых) и набросков сохранилось порядка 20 изображений главного героя романа. На одних он лежит в разных положениях на диване (Л. 3, 4, 5, 6, 7об., 8об., 15об.), на других предстают Обломов и Ольга (Л. 19, 20), Обломов и Агафья Матвеевна (Л.21); четыре наброска изображают мальчика Обломова на фоне возвышающихся громад тел родителей (Л. 10, 11, 12, 13). По-видимому, Лансере прежде всего искал то особое выражение лица главного героя романа, о котором писал Гончаров<sup>12</sup>, и здесь все внимание художника было сосредоточено на прорисовке нижней части лица.
Ольга Ильинская также занимала воображение Лансере, ее портрет, вместе с Обломовым и Штольцем, он помещает на титульном листе романа. В вариантах портрета Ольги внимание зрителя акцентируется на одной детали — ее шарфе, то развевающемся на ветру и придающем ее фигуре динамику, то покорно ниспадающем на ее плечи (Л. 3, 5, 6).
Деловитый и подтянутый Штольц (Л.16), округлая Агафья Матвеевна (Л.21), смиренный слуга Захар (Л. 18, 26 и об.) — эти рисунки практически не имеют вариантов; скорее всего, под влиянием гончаровского текста эти образы были органично и однозначно перенесены Лансере на бумагу.
Сохранились также варианты заставок к частям второй (Л.8) и третьей (Л.9).
Профессиональная занятость Лансере и сжатые сроки издательского договора помешали художнику осуществить до конца замысел по иллюстрированию романа «Обломов».
Примечания
1 См.: Лансере Е.Е. Дневник / Предисл. и сост. В.Бялик. М., 2009. Кн. 1: Воспитание чувств. С.6.
2 Лобанов В.М. Книжная графика Е.Е.Лансере. М.; Л., 1948. С.72.
3 Речь идет о завершении начатой в 1916–1917 гг. работы по созданию декоративного панно зала ресторана и вестибюля в здании московского Казанского вокзала (1933–1946), а также декоративном оформлении станции московского метрополитена «Комсомольская»-радиальная (1935) и создании парадного плафона ресторана гостиницы «Москва» (1937) и др.
4 Лансере Е.Е. Дневник. Кн. 3: Художник и государство. С.18.
5 Гончаров И.А. Обломов. М.: ГИХЛ, 1934. 468 с., ил. Сдано в набор 25 декабря 1933 г., подписано к печати 10 мая 1934 г. Тираж 10 000 экз.
Роман Гончарова печатался «с текста, вышедшего в серии “Русские и мировые классики”» (М.; Л., 1927). Предисловие, подготовка текста и комментарии принадлежали выдающемуся литературоведу и текстологу Николаю Кирьяковичу Пиксанову (1878–1969). В фонде Государственного издательства «Художественная литература» в РГАЛИ сохранилась переписка издательства с Н.К.Пиксановым по поводу внесения изменений в верстку книги и выплаты ему гонорара (РГАЛИ. Ф.613. Оп.1. Ед.хр. 4269. Л. 204-210).
6 Издательский договор с Е.Е.Лансере сохранился в его личном фонде. См.: Подобедова О.И. Евгений Евгеньевич Лансере. 1875–1946. М., 1961. С.233.
7 Лансере Е.Е. Дневник. Кн. 3. С.52.
8 Суперобложки, вероятно, сделано не было ни в этом, ни в последующих переизданиях книги, художественное оформление которой осталось прежним. См.: 2-е изд. — М.: ГИХЛ, 1935. 468 с. Тираж 15 000 экз.; 3-е изд. — М.: ГИХЛ, 1936. 432 с. 15 000 экз.
9 Лобанов В.М. Книжная графика Е.Е.Лансере. С.82.
10 Подобедова О.И. Евгений Евгеньевич Лансере. С. 232-233.