Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 102 2012

Елена Бронникова

Елена Бронникова

 

Е.Е.Лансере — иллюстратор «Обломова»

 

Имя Евгения Евгеньевича Лансере (1875–1946), академика живописи (с 1912 г.), действительного члена Петербургской Академии художеств (с 1916 г.), занимает прочное место в истории отечественного изобразительного искусства, прежде всего в истории книжной графики. Художественное образование Лансере получил в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге в классах Я.Ф.Ционглинского, Э.К.Липгарта и Н.А.Гоголинского, затем в парижских академиях Ф.Коларосси и Р.Жюльена. Началом пути Лансере в большое искусство стала серия иллюстраций к книге Е.Балобановой «Легенды о старинных замках Бретани» (СПб., 1899)1. Вернувшись в 1899 году в Россию, он стал членом сообщества художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства». Журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон» приобрели свой внешний облик во многом благодаря точному и легкому перу Е.Е.Лансере. А его книжно-журнальная графика не только стала подлинной «классикой» стиля модерн, но и формировала художественно-эстетические вкусы эпохи. Лансере чрезвычайно убедительно иллюстрировал произведения русской классической литературы: А.С.Пушкина («Дубровский», «Выстрел»), М.Ю.Лермонтова («Бэла», «Ашик-Кериб», «Демон»), Л.Н.Толстого («Хаджи-Мурат», «Казаки») и др. Издание повести «Хаджи-Мурат» с иллюстрациями Лансере (впервые вышло в 1916 году) по праву считается одним из выдающихся произведений русской книжной графики; художнику удалось достичь «творческого соучастия», «объединения толстовских образов со своими впечатлениями от Кавказа (впервые им увиденного еще в поездку туда в 1904 году)» 2.

В послереволюционные годы Е.Е.Лансере снова на Кавказе: преподает в гимназии в городе Темир-Хан-Шура, затем в Академии художеств в Тбилиси... В мае 1933 г. ему удалось переехать в Москву и осуществить ряд монументальных проектов3.

В дневнике Е.Е.Лансере есть запись о любопытном разговоре, состоявшемся в доме К.Ф.Юона 2 февраля 1934 года: «Грабарь очень хвалил роман А.Толстого “Петр I”. По этому поводу зашла речь, кто из писателей сумел правильно изобразить художника-живописца профессионально — Гоголь, Толстой, Гончаров — нет; Золя, Гофман, Бальзак — да» 4.

Среди многочисленных столичных заказов, полученных Е.Е.Лансере, было иллюстрирование романа И.А.Гончарова «Обломов» для Государственного издательства художественной литературы (ГИХЛ) 5. Согласно договору с ГИХЛ к 15 мая 1934 года Лансере должен был выполнить 13 рисунков: «один фронтиспис, одна заставка, одна концовка, суперобложка, титул, остальные — полосные рисунки» 6. В феврале — июне 1934 г. Лансере читал и обдумывал роман, делал наброски, но суета московской жизни постоянно мешала работе, и художник, по его собственным словам, чувствовал себя «ужасно беспомощным <...> в смысле типов, характеристик» 7. Несмотря на это, мастер оформления книги, Е.Е.Лансере создал изящное обрамление романа Гончарова. В книгу вошли 7 его рисунков-миниатюр: титульный лист («Сон Обломова»), 4 шмуцтитула к каждой части романа («Гороховая», «Сад на даче», «Летний сад», «Выборгская»), концовка («Захар, просящий милостыню»), шмуцтитул к разделу комментариев («Деревня») 8. Напечатанные в книге иллюстрации Лансере получили высокую оценку искусствоведов. Писали о том, что его рисунки к «Обломову» «очаровывают, как волжские просторы»: «В простых, как бы даже без больших усилий и раздумий выполненных им титульных рисунках к отдельным частям “Обломова”, художник сразу вводит читателя в сокровенные тайны чудодейственной гончаровской прозы, заставляет осязательно ощутить мир его героев, почувствовать и увидеть их быт, атмосферу, ритм их жизни, их чувства и настроения и характерные особенности их внутренних переживаний» 9. Подчеркивалось мастерство замкнутых композиций и индивидуальность средств художественного выражения, будь то «унылые “перспективы” “обломовского Петербурга” и прелести сада, где происходит объяснение Обломова и Ольги» или умелое композиционное объединение «и унылой фигуры Захара, просящего милостыню, и скорбного силуэта Агафьи Матвеевны, и задорного личика маленького Андрея Ильича Обломова» 10.

В Российском государственном архиве литературы и искусства сохранился альбом с 25 листами иллюстраций художника-графика, датированных апрелем — маем 1934 года (Ф.1982. Е.Е.Лансере. Оп. 1. Ед.хр. 59). Эти материалы долгое время хранились в семье Лансере и лишь частично попали в поле зрения искусствоведов<sup>11</sup>.

Черновые рисунки и наброски (графитным карандашом, пером, тушью, с редким использованием красного карандаша) свидетельствуют о напряженных поисках художника. 13 мая 1934 года Е.Е.Лансере обозначил в целом план работы по иллюстрированию романа (Л.2).

Сохранилось три варианта титульного листа, на котором изображен спящий Обломов и как бы предстающие в сонном видении другие герои романа (Ольга и Штольц). Обломов на миниатюрах имеет разный возраст: молодой человек, благодаря нескольким карандашным штрихам или росчеркам пера, на наших глазах стареет и дурнеет. Вообще изображение Обломова, вероятно, было одним из самых важных для Лансере. Среди рисунков (черновых и беловых) и набросков сохранилось порядка 20 изображений главного героя романа. На одних он лежит в разных положениях на диване (Л. 3, 4, 5, 6, 7об., 8об., 15об.), на других предстают Обломов и Ольга (Л. 19, 20), Обломов и Агафья Матвеевна (Л.21); четыре наброска изображают мальчика Обломова на фоне возвышающихся громад тел родителей (Л. 10, 11, 12, 13). По-видимому, Лансере прежде всего искал то особое выражение лица главного героя романа, о котором писал Гончаров<sup>12</sup>, и здесь все внимание художника было сосредоточено на прорисовке нижней части лица.

Ольга Ильинская также занимала воображение Лансере, ее портрет, вместе с Обломовым и Штольцем, он помещает на титульном листе романа. В вариантах портрета Ольги внимание зрителя акцентируется на одной детали — ее шарфе, то развевающемся на ветру и придающем ее фигуре динамику, то покорно ниспадающем на ее плечи (Л. 3, 5, 6).

Деловитый и подтянутый Штольц (Л.16), округлая Агафья Матвеевна (Л.21), смиренный слуга Захар (Л. 18, 26 и об.) — эти рисунки практически не имеют вариантов; скорее всего, под влиянием гончаровского текста эти образы были органично и однозначно перенесены Лансере на бумагу.

Сохранились также варианты заставок к частям второй (Л.8) и третьей (Л.9).

Профессиональная занятость Лансере и сжатые сроки издательского договора помешали художнику осуществить до конца замысел по иллюстрированию романа «Обломов».

 

Примечания

1 См.: Лансере Е.Е. Дневник / Предисл. и сост. В.Бялик. М., 2009. Кн. 1: Воспитание чувств. С.6.

2 Лобанов В.М. Книжная графика Е.Е.Лансере. М.; Л., 1948. С.72.

3 Речь идет о завершении начатой в 1916–1917 гг. работы по созданию декоративного панно зала ресторана и вестибюля в здании московского Казанского вокзала (1933–1946), а также декоративном оформлении станции московского метрополитена «Комсомольская»-радиальная (1935) и создании парадного плафона ресторана гостиницы «Москва» (1937) и др.

4 Лансере Е.Е. Дневник. Кн. 3: Художник и государство. С.18.

5 Гончаров И.А. Обломов. М.: ГИХЛ, 1934. 468 с., ил. Сдано в набор 25 декабря 1933 г., подписано к печати 10 мая 1934 г. Тираж 10 000 экз.

Роман Гончарова печатался «с текста, вышедшего в серии “Русские и мировые классики”» (М.; Л., 1927). Предисловие, подготовка текста и комментарии принадлежали выдающемуся литературоведу и текстологу Николаю Кирьяковичу Пиксанову (1878–1969). В фонде Государственного издательства «Художественная литература» в РГАЛИ сохранилась переписка издательства с Н.К.Пиксановым по поводу внесения изменений в верстку книги и выплаты ему гонорара (РГАЛИ. Ф.613. Оп.1. Ед.хр. 4269. Л. 204-210).

6 Издательский договор с Е.Е.Лансере сохранился в его личном фонде. См.: Подобедова О.И. Евгений Евгеньевич Лансере. 1875–1946. М., 1961. С.233.

7 Лансере Е.Е. Дневник. Кн. 3. С.52.

8 Суперобложки, вероятно, сделано не было ни в этом, ни в последующих переизданиях книги, художественное оформление которой осталось прежним. См.: 2-е изд. — М.: ГИХЛ, 1935. 468 с. Тираж 15 000 экз.; 3-е изд. — М.: ГИХЛ, 1936. 432 с. 15 000 экз.

9 Лобанов В.М. Книжная графика Е.Е.Лансере. С.82.

10 Подобедова О.И. Евгений Евгеньевич Лансере. С. 232-233.

Е.Е.Лансере. Анисья и Захар. Эскиз иллюстрации к роману И.А.Гончарова «Обломов». 18.V.1934. Бумага, перо, тушь, акварель. РГАЛИ. Публикуются впервые

Е.Е.Лансере. Анисья и Захар. Эскиз иллюстрации к роману И.А.Гончарова «Обломов». 18.V.1934. Бумага, перо, тушь, акварель. РГАЛИ. Публикуются впервые

Е.Е.Лансере. Обломов. Эскиз иллюстрации к роману И.А.Гончарова. 1934. Бумага, графитный карандаш. РГАЛИ. Публикуются впервые

Е.Е.Лансере. Обломов. Эскиз иллюстрации к роману И.А.Гончарова. 1934. Бумага, графитный карандаш. РГАЛИ. Публикуются впервые

Е.Е.Лансере. Обитатели Обломовки. Эскиз иллюстрации к роману И.А.Гончарова «Обломов». 1934. Бумага, перо, тушь, графитный карандаш. РГАЛИ. Публикуются впервые

Е.Е.Лансере. Обитатели Обломовки. Эскиз иллюстрации к роману И.А.Гончарова «Обломов». 1934. Бумага, перо, тушь, графитный карандаш. РГАЛИ. Публикуются впервые

Е.Е.Лансере. Агафья Матвеевна и Обломов. Эскиз иллюстрации к роману И.А.Гончарова «Обломов». 19.V.1934. Бумага, фиолетовые чернила, акварель. РГАЛИ. Публикуются впервые

Е.Е.Лансере. Агафья Матвеевна и Обломов. Эскиз иллюстрации к роману И.А.Гончарова «Обломов». 19.V.1934. Бумага, фиолетовые чернила, акварель. РГАЛИ. Публикуются впервые

Титульный лист издания романа И.А.Гончарова «Обломов» с иллюстрациями Е.Е.Лансере (М.: ГИХЛ, 1934)

Титульный лист издания романа И.А.Гончарова «Обломов» с иллюстрациями Е.Е.Лансере (М.: ГИХЛ, 1934)

Е.Е.Лансере. Вариант титульного листа книги. 20.IV.1934. Бумага, перо, тушь, цветной и графитный карандаши. РГАЛИ. Публикуется впервые

Е.Е.Лансере. Вариант титульного листа книги. 20.IV.1934. Бумага, перо, тушь, цветной и графитный карандаши. РГАЛИ. Публикуется впервые

Е.Е.Лансере. Ольга Ильинская (слева — Обломов). 1934. Бумага, графитный карандаш. РГАЛИ. Публикуется впервые

Е.Е.Лансере. Ольга Ильинская (слева — Обломов). 1934. Бумага, графитный карандаш. РГАЛИ. Публикуется впервые

Е.Е.Лансере. «Сон Обломова». Эскиз рисунка для титульного листа. 1934. Бумага, перо, тушь, графитный карандаш. РГАЛИ. Публикуется впервые

Е.Е.Лансере. «Сон Обломова». Эскиз рисунка для титульного листа. 1934. Бумага, перо, тушь, графитный карандаш. РГАЛИ. Публикуется впервые

Е.Е.Лансере. План работы по иллюстрированию романа «Обломов» с рисунками и макетами отдельных страниц. 13.V.1934. Бумага, перо, тушь, графитный карандаш. РГАЛИ. Публикуется впервые

Е.Е.Лансере. План работы по иллюстрированию романа «Обломов» с рисунками и макетами отдельных страниц. 13.V.1934. Бумага, перо, тушь, графитный карандаш. РГАЛИ. Публикуется впервые

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru