Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 100 2011

Владимир Енишерлов

 

«Живое и полезное дело»

 

100 книг «Нашего наследия»

 

Перед вами сотый номер «Нашего наследия» — это ли не повод вспомнить, как все начиналось, и подвести некоторые итоги.

На венце перестройки в СССР была создана удивительная, совершенно необычная общественно-государственная организация — Советский фонд культуры, который стал как бы альтернативой Министерству культуры, бывшему воплощением чиновничье-бюрократического отношения к такой специфической и легко ранимой материи, как духовная жизнь общества. То был первый и единственный в те годы Фонд, буквально с первых месяцев своего существования обретший в стране, постепенно освобождающейся от идеологических оков, небывалый авторитет и проявляющий действительную, реальную, а не показную бумажно-отчетную активность. Конечно, тому было причиной, что во главе его оказался академик Д.С.Лихачев, чей голос в те годы и у простых людей, и у сильных мира сего был авторитетен и чьи идеи спасения отечественной культуры, бережного отношения к наследию, памятникам истории, библиотекам, архивам, музеям и т.д. легли в основу работы Фонда, стали его идеологией. Одной из приоритетных задач деятельности Фонда культуры Д.С.Лихачев считал создание журнала, который, по его замыслу, должен был широко и компетентно рассказывать о культуре и историческом наследии Отечества — без оглядки на цензуру, партийные рамки и прочие ограничения, столь хорошо знакомые всем, кто жил и работал в предыдущую эпоху. И еще одну идею хотел утвердить новым журналом Лихачев. Ее можно сформулировать словами «Спасти и сохранить». За время, прошедшее после революции, страна потеряла бесчисленное количество исторических памятников, архивов, книг, икон и картин. Так много замечательных литературных и философских произведений оказалось недоступно в СССР, столько монастырей, церквей, дворцов, усадеб превратились в руины, такое количество провинциальных музеев и библиотек нуждалось в незамедлительной помощи, что даже привлечение внимания к этим проблемам академик Д.С.Лихачев считал первейшей задачей журнала, делом чрезвычайной важности. Он мечтал также опубликовать все существенное, чего лишена была страна семь советских десятилетий, спасти, что еще возможно из исторического наследия. Интеллигент старой закалки, академик Лихачев верил в чудодейственную силу Слова. А то, что он, поднимая в своих статьях и книгах острые проблемы культуры, сумел и даже в советских условиях какие-то вопросы успешно решить, убеждало академика, что настало время масштабных действий, в том числе и, может быть, в первую очередь, с помощью нового издания. Поначалу журнал хотели назвать «Наследие». Слово «Наше» предложила добавить Р.М.Горбачева, игравшая очень важную и знаково положительную роль в Советском фонде культуры. Сейчас ясно, что реальное, а не показное присутствие и действительно постоянная работа в Президиуме Фонда первой леди страны позволяли Д.С.Лихачеву и работникам Фонда, ведомым Г.В.Мясниковым, в течение нескольких лет последовательно осуществлять весьма амбициозные проекты — реставрационные, музейные, выставочные, издательские и т.д. и т.д.

Конечно, «Наше наследие» создавалось не на пустом месте. Его мы задумали так, чтобы журнал продолжал традицию замечательных русских периодических изданий начала XX века, будто и не было семи десятилетий, которые прошли со дня их исчезновения. Вспомнили «Старые годы», «Золотое руно», «Мир искусства», «Аполлон»… Так в 1987 году редакция «Нашего наследия» начала издавать «синтетический журнал», в котором по сей день естественно сочетаются публикации по истории, философии, древнерусскому искусству, литературе, живописи, музыке, театру, архитектуре, мемуарное и эпистолярное наследие — словом, играют все грани магического кристалла культуры, благо прошлое постепенно открывало свои тайны, и удалось снять практически все препоны и запреты на имена, произведения, документы. Как и должно быть в серьезном научно-популярном издании, а к этому типу относится «Наше наследие», редакция была и остается весьма требовательной к подготовке текстов и комментированию публикаций. Нередко примечания и комментарии в 2-3 раза превышают по объему текст самой публикации, несут массу важнейшей информации, не известной не только широким читателям, но и специалистам. Это особенно интересно потому, что авторами «Нашего наследия» за годы его издания были крупнейшие отечественные ученые-гуманитарии, искусствоведы, писатели. Достаточно вспомнить хотя бы М.Л.Гаспарова, Л.Н.Гумилева, Вяч.В.Иванова, Д.С.Лихачева, Д.В.Сарабьянова, А.И.Солженицына, Н.Н.Скатова, В.Л.Янина, Г.И.Вздорнова, С.О.Шмидта, Н.И.Михайлову, В.М.Гаевского, Д.О.Швидковского и многих других философов, литературоведов, искусствоведов, архивистов и т.д. Тип журнала, задуманного Д.С.Лихачевым и его коллегами, требовал естественного сочетания серьезного содержания, высокого современного дизайна и образцового полиграфического исполнения.

«Наше наследие» стало первой ласточкой среди новых для нашей эпохи периодических изданий. Постепенно начинали в России выходить серьезные специализированные журналы, посвященные изобразительному искусству, музейному делу, филологии и т.п., но до сих пор именно «Наше наследие» осталось единственным, объединяющим под своей обложкой практически все виды и жанры культурного наследия. Над дизайном журнала с первого его номера работает А.А.Рюмин, заслуженный художник РФ, лауреат Государственной премии РФ, член-корреспондент Российской академии художеств. Именно его талант, чувство гармонии и вкус определяют внешний вид и художественное решение «Нашего наследия», которое по праву давно считается у нас и за рубежом «визитной карточкой русской культуры» и противостоит глянцевым гламурным изданиям — любимцам общества потребления.

Хотя случаются и курьезы. Когда-то, в первые годы существования журнала, тогдашний редактор отдела философии и литературы, поэт и культуролог В.Я.Лазарев встретился в Америке с Иосифом Бродским и показал ему несколько номеров «Нашего наследия». Бродский, бывший, конечно, снобом, небрежно пролистал один номер и сказал: «Картинки. Это надо класть в приемную стоматолога или в парикмахерской». «А вы почитайте», — ответил Лазарев и оставил будущему нобельмэну несколько номеров. Когда они встретились на следующий день, Бродский извинился и признался, что ему было непривычно читать преподнесенные в таком изящном виде серьезные тексты. Его, конечно, можно понять — в Советском Союзе было обычным делом публиковать наиболее интересные произведения самым убогим, непрезентабельным образом, на дешевой бумаге и т.п. И такое восприятие въелось в кровь нашей либеральной интеллигенции. А какой вой и крик подняли отечественные «патриоты», когда «Наше наследие» решили печатать в Англии. Вот тут-то и взорвались некие пассионарные искусствоведы-публицисты и т.н. общественные деятели: «Как! Журнал о русской культуре и печатается в Англии. Позор! Да мы сами с усами. Наша какая-нибудь экспериментальная типография и не такое напечатает…» и т.п. Полемизировать с подобными воплями можно было лишь делом. И мы остались над схваткой…

Более двух десятилетий тому назад, весной 1988 года, в Советском посольстве в Лондоне проходила необычная церемония — презентация журнала о русской культуре, печатающегося в «Пергамон-пресс». «Этим изданием, рожденным перестройкой, мы открываем важнейшую страницу деятельности принципиально новой для нашей страны общественной организации — Фонда культуры, — сказал в своем слове, обращенном к журналистам, дипломатам, деятелям культуры, русским эмигрантам академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. — Мы хотим, чтобы это был образцовый журнал, достойный великой культуры великой страны. Мы стремимся объединить вокруг него лучших авторов, журналистов и художников и решили печатать все 200 тысяч экземпляров в Англии, известной своей полиграфической культурой». Интересно, что приложенная к пресс-релизу церемонии фотография Д.С.Лихачева, сделанная накануне фотографом «Daily mirror» в саду посольства, оказалась настолько удачной, что именно она считается теперь как бы «официальным портретом» академика и очень точно передает его облик и характер.

Так начиналось «Наше наследие», продолжающее свою культурно-просветительскую миссию и по сей день. Но как много было заложено при его рождении! Время, когда создавался журнал «Наше наследие», было временем открытий и возвращений. Уже в первом номере мы впервые опубликовали знаменитое теперь стихотворение Марины Цветаевой: «Двух станов не боец…»:

 

Двух станов не боец, а — если гость случайный —

То гость — как в глотке кость, гость — как в подметке гвоздь…

 

Сейчас кажется, что эта публикация была предопределена свыше, слова Марины Цветаевой могут быть эпиграфом ко всей жизни «Нашего наследия». С тех пор стихи, прозу, письма М.Цветаевой много раз впервые печатал журнал, как и неизвестные ранее произведения, письма, дневники А.Блока, Н.Гумилева, В.Ходасевича, А.Ахматовой, В.Набокова, П.Флоренского, О.Мандельштама, Андрея Белого, Б.Пастернака, а также произведения писателей, художников, ученых, представителей русской эмиграции, чьи имена в советское время были под строжайшим запретом. Тогда же все это было внове, свежо, показывало читателям, как много потеряла страна, оказавшись, по сути, изолированной от огромного зарубежного пласта отечественной культуры. Причем не только за рубежом, но и в закрытых фондах государственных хранилищ, в частных библиотеках и собраниях в России обнаружились настоящие духовные жемчужины, утаенные не на одно десятилетие. Именно в «Нашем наследии» увидели свет, например, «тайные» страницы знаменитого рукописного альманаха К.И.Чуковского «Чукоккала», которые Корней Иванович, «дабы чего не вышло», изъял из альманаха и так запрятал, что лишь спустя годы его внучка, наследница и издательница Е.Ц.Чуковская чудом смогла их обнаружить. Так в журнале впервые появились страницы «Чукоккалы», написанные А.Блоком, Н.Гумилевым, А.Ахматовой. А через много лет, когда в журнале печаталась переписка К.И.Чуковского с С.М.Алянским, Е.Ц.Чуковская разыскала в своем архиве последнюю фотографию А.Блока, сделанную Алянским у него на квартире за месяц до смерти. Этот трагический фотопортрет передали в музей-заповедник А.А.Блока «Шахматово», которому практически все годы своего существования журнал помогает формировать фонды, устраивать выставки, занять на подмосковной земле и во всей стране место, достойное имени великого поэта.

Среди тысяч публикаций, появившихся на страницах «Нашего наследия» за двадцать с лишним лет, есть, конечно, и особые, которыми журнал может гордиться. Вот лишь один пример. Вспоминаю, как в самолете над Ла-Маншем, когда летел из Лондона, я достал из кармана пиджака пожелтевший конверт и вынул из него письмо, написанное рукой А.С.Пушкина. Было что-то нереальное в том, что на высоте в десять тысяч метров я держу в руках подлинное пушкинское письмо. Это было послание поэта французскому актеру Александру Ваттемару, которое удалось редакции с помощью своих друзей-спонсоров из «Де Бирс» приобрести на аукционе Сотбис. Как позже оказалось, то был последний большой неизвестный автограф А.С.Пушкина. После публикации в «Нашем наследии» письмо это отправилось в Пушкинский Дом в Санкт-Петербург, где хранятся почти все бумаги поэта.

Мы в «Нашем наследии» любим публиковать «почтовую прозу». Не случайно, например, номер, посвященный 10-летию журнала, открылся письмами И.А.Бунина, удивительными, острыми, очень искренними и личными его посланиями к писателю, ученому, меценату Б.Г.Пантелеймонову, которого Бунин нежно любил и по смерти которого обливался слезами. Сейчас мы готовим большую публикацию писем к Б.Г.Пантелеймонову замечательного русского писателя, рисовальщика и каллиграфа А.М.Ремизова. Эта публикация будет сопровождаться неизвестными рисунками Ремизова, в том числе его собственноручными иллюстрациями к книге «Подстриженными глазами». Все это до времени хранилось в Париже, а мы вернули архив в Москву.

В 2003 году журнал учредил литературную премию имени Александра Блока за исследование и публикации, посвященные отечественному историко-культурному наследию. Лауреатами премии в разное время становились литературоведы — академик РАН А.В.Лавров, член-корреспондент РАН Н.Н.Скатов, Е.Ц.Чуковская, С.С.Лесневский, Е.Б.Коркина, В.Н.Лосская, искусствоведы М.В.Нащокина, В.М.Гаевский, музейные работники М.Л.Спивак, И.Б.Делекторская, Е.В.Наседкина, журналист Ю.М.Рост. Лауреаты получают серебряную медаль А.Блока, диплом и денежное вознаграждение. Вручение премии производится ежегодно и вызывает большой общественный интерес. Награждаем мы и премией академика Д.С.Лихачева. Ее, в частности, получил авторский коллектив, возглавляемый профессором А.А.Венгеровым, за издание трех томов знаменитой ныне «Библиохроники…».

Все минувшие два десятилетия последовательно, невзирая на внешние изменения и катаклизмы, журнал старается выполнять программу, заложенную при его рождении. Она включает возвращение читателям работ несправедливо забытых философов, литераторов, художников, публикацию мемуаров, писем, архивных материалов по истории России и ее культуре, рассказы о частных коллекциях произведений искусства, архитектурных памятниках, музейных запасниках, культуре русской провинции. Очень помогает изданию журнала, как творчески, так и практически, наш авторитетный Редакционный совет (ныне, в связи с расширением его состава — Общественный попечительский совет). Первым председателем Редакционного совета был Д.С.Лихачев, затем его возглавил С.М.Миронов, очень много сделавший для того, чтобы «Наше наследие» не кануло в Лету в сложные кризисные и посткризисные годы. Когда стоит проблема сохранения и спасения культурного наследия России, надо, несмотря ни на что, стремиться использовать все возможности, отчетливо сознавая, что речь идет не о каком-то отдельном проекте, даже если это «Наше наследие», а о спасении русской культуры как бесценной части мировой цивилизации.

За время существования журнала мы тесно сотрудничали с Российским национальным коммерческим банком, компанией «Финансовый континент», другими российскими структурами и, конечно, с компанией «Де Бирс». Благодаря им удалось устоять в самые тяжелые времена и сделать немало хорошего для русской культуры. Выпуск журнала как могут поддерживают Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Министерство культуры РФ.

У журнала есть сплоченный отряд давних подписчиков, гордящихся комплектами «Нашего наследия» с самого первого номера. Большой интерес вызывают целевые номера журнала, посвященные культуре русской усадьбы, сдвоенные выпуски к 850-летнему юбилею Москвы, к 300-летию Санкт-Петербурга, рубежу XX и XXI веков… Сейчас мы приступили к подготовке специальных номеров, посвященных войне 1812 года и 400-летию Дома Романовых. Благодаря авторитету журнала за рубежом, после публикации в «Нашем наследии», в музеи, библиотеки и архивы России были переданы тысячи томов произведений русских зарубежных писателей, философов и общественных деятелей, письма, рукописи, дневники и другие материалы из архивов З.Гиппиус и Д.Мережковского, И.Бунина, А.Ремизова, А.Блока, С.Городецкого, уникальный архив М.Алданова, письма политических деятелей «молодой России» времен Александра I, архив Верховного главнокомандующего Русской армией, одного из лидеров Белого движения генерала М.В.Алексеева, произведения художников И.Билибина, В.Серова, И.Репина и так далее и так далее… Многообразна книжная издательская программа журнала «Наше наследие» — прежде всего, выпуск мемуаров замечательных русских людей. Впервые в России изданы воспоминания княжны М.Васильчиковой «Берлинский дневник 1940–1945», генерала от инфантерии Н.А.Епанчина «На службе трех императоров», известного искусствоведа А.Трубникова «От Императорского музея к Блошиному рынку», альбом «Серебряный век в фотографиях А.П.Боткиной», признанный на Всероссийском конкурсе самой красивой книгой года, и немало других интересных книг. Сейчас подготовлена полная комментированная библиография «Нашего наследия». И если, дай Бог, найдутся спонсоры, это важнейшее для постсоветской культуры издание, включающее более 2000 позиций, выйдет в свет.

Последние годы жизни «Нашего наследия» были непростыми, как не проста и жизнь всей России. Вынужденно сократился тираж журнала, во много раз выросла его цена. Из Англии журнал переехал в Финляндию, где более 15 лет его успешно печатало А/О «Новомедиа ЛТД», руководимое А.А.Бородавкиным. Теперь журнал печатается в России. Уже несколько лет в мировой паутине существует электронная версия «Нашего наследия», куда полностью выкладываются все номера. Шеф-редактором интернет-издания является один из «старожилов» редакции Ю.В.Михальцев.

Более трехсот художественных выставок и показов частных коллекций, в том числе и зарубежных, прошли в небольшом выставочном зале редакции, за 20 лет ставшем заметной и авторитетной экспозиционной площадкой Москвы. Графики, живописцы, скульпторы, мастера фотографии, коллекционеры из Москвы, С.-Петербурга, многих городов России и из-за рубежа с удовольствием организуют здесь свои выставки и формируют очень интересную художественную коллекцию журнала. Этой работой талантливо занимается искусствовед Е.В.Пашутина.

Вокруг спасенного «Нашим наследием» памятника архитектуры XIX века — «Дома архитектора Дельсаля», где в тихом переулке близ Садового кольца с первого дня размещается редакция журнала и на фасаде которого нами установлена мемориальная доска академику Д.С.Лихачеву (работы известного скульптора Г.Франгуляна), мы воссоздали уникальный памятник ландшафтной архитектуры — типичный московский дворик, с теми деревьями и растениями, которые росли на этом месте на рубеже XIX–XX веков. В полюбившемся москвичам саду редакции установлены памятники А.С.Пушкину и А.А.Блоку, выполненные замечательным скульптором Л.Гадаевым.

У «Нашего наследия» много друзей в России и за рубежом. Одним из самых верных был князь Г.И.Васильчиков, писатель, историк, переводчик. Он много сотрудничал с «Нашим наследием», публиковал свои воспоминания, богатейшие материалы семейного архива, чудом сохранившиеся в эмиграции, отрывки из воспоминаний своего отца И.С.Васильчикова, матери Л.Л.Васильчиковой (Вяземской), сестры Марии, дяди Б.А.Васильчикова — министра столыпинского правительства. Г.И.Васильчиков был блестящим, обаятельным и очень интересным человеком, истинным русским аристократом, очень образованным, подвижным, интересующимся всем на свете. Сила и влияние «Нашего наследия» среди русского зарубежья определяется тем, что журнал с первых номеров объединил вокруг себя таких ярких, необычных людей, как князь Г.И.Васильчиков, барон Э.А.Фальц-Фейн, один из столпов русской эмиграции Н.В.Вырубов, князь Н.Д.Лобанов-Ростовский, Ю.А.Трубников, другие наши коллеги, живущие в России и за ее рубежами, но остающиеся верными русской культуре.

На первой странице каждого номера «Нашего наследия» можно прочесть имена тех, кто работает в журнале. За двадцать с лишним прошедших лет многие и многие фамилии наших сотрудников остаются неизменными. Они верная и надежная опора журнала, с любовью отдают «Нашему наследию» свои силы и талант.

Думается, что журнал «Наше наследие», который бережно хранят на полках своих библиотек академики и студенты, учителя и музейщики, журнал, рожденный политической весной, о котором говорят, что его «не выбрасывают, прочтя», журнал наш не исчезнет под грузом обстоятельств, не растворится в бездне дней, а продолжит своими публикациями бороться с забвением и утверждать величие русской культуры. К сожалению, нашей стране остается все меньше того, что она может предъявить как великая держава, бывшая некогда одним из столпов цивилизации: нефть, газ, лес, не созданные народом, а данные России свыше, да невесть откуда взявшиеся сотни жуликов-миллионеров — нас просто перестают в мире уважать. Для спасения образа России, ее репутации существует лишь одна надежда — на ее тысячелетнюю культуру и национальное наследие. Это надо понимать, что, увы, плохо дается сильным мира сего, нашей т.н. элите, некогда бросившим стране губительный в своем цинизме лозунг — «обогащайтесь!». Отсюда начались нравственное падение, уничтожение этики, царство бездуховности. Даже русская православная церковь пока бессильна в потивостоянии долларовой «национальной идее». Но живо еще Слово, в том числе напечатанное в «Нашем наследии». Так что продолжим «делать что должно и пусть будет, что будет».

Д.С.Лихачев много писал о «Нашем наследии». В заключение я приведу лишь два кратких отрывка из писем академика, написанных незадолго до его кончины: «Я рад, — писал мне Дмитрий Сергеевич, — что Фонд культуры не пропал даром. Журнал и Дом Цветаевой — особенно на виду… Журнал — это явление культуры последних лет, и все унижения, которые мне пришлось пережить, компенсируются рядом живых и полезных дел и, прежде всего, журналом».

Мемориальная доска Д.С.Лихачеву, установленная на здании редакции журнала «Наше наследие» 22 ноября 2006 года

Мемориальная доска Д.С.Лихачеву, установленная на здании редакции журнала «Наше наследие» 22 ноября 2006 года

Во время торжественной церемонии открытия мемориальной доски Д.С.Лихачеву в Москве, на здании редакции. 22 ноября 2006 года

Во время торжественной церемонии открытия мемориальной доски Д.С.Лихачеву в Москве, на здании редакции. 22 ноября 2006 года

Вручение премии им. Александра Блока, учрежденной журналом, доктору искусствоведения М.В.Нащокиной, научному редактору-составителю ежегодника «Русская усадьба». 2005

Вручение премии им. Александра Блока, учрежденной журналом, доктору искусствоведения М.В.Нащокиной, научному редактору-составителю ежегодника «Русская усадьба». 2005

Автограф письма А.С.Пушкина Александру Ваттемару, возвращенный «Нашим наследием» в Россию и переданный в ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН

Автограф письма А.С.Пушкина Александру Ваттемару, возвращенный «Нашим наследием» в Россию и переданный в ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН

Избранные книги, изданные журналом «Наше наследие» в разные годы

Избранные книги, изданные журналом «Наше наследие» в разные годы

На вернисаже художников Н.Ватолиной и М.Бирштейна в выставочном зале редакции. 2006

На вернисаже художников Н.Ватолиной и М.Бирштейна в выставочном зале редакции. 2006

Скульптура работы Л.Гадаева «Мальчик с дудочкой» в саду редакции журнала

Скульптура работы Л.Гадаева «Мальчик с дудочкой» в саду редакции журнала

Во время открытия памятника А.С.Пушкину работы Л.Гадаева в саду редакции журнала «Наше наследие». 1 июня 1999 года

Во время открытия памятника А.С.Пушкину работы Л.Гадаева в саду редакции журнала «Наше наследие». 1 июня 1999 года

В этом старом московском особняке работает редакция «Нашего наследия». Алёна Дергилёва. Вечер. 1-й Неопалимовский переулок. 2004. Бумага, акварель. Из коллекции журнала

В этом старом московском особняке работает редакция «Нашего наследия». Алёна Дергилёва. Вечер. 1-й Неопалимовский переулок. 2004. Бумага, акварель. Из коллекции журнала

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru